73RS0013-01-2024-003369-22
Дело №2а-1681/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Котельниковой С.А., при секретаре Суворове Е.А.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» – Солдатиковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Виноградова В. Д. к Призывной комиссии МО «г. Димитровград», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывной комиссии Ульяновской области о признании решения призывной комиссии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Виноградов В.Д. обратился с административным иском в суд, в обоснование заявленных требований указал, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате города Димитровграда Ульяновской области. 27.06.2024 в отношении него было вынесено решение о призыве на военную службу. При прохождении медицинского освидетельствования он сообщил о жалобах на состояние здоровья, однако направление на дополнительное обследование ему не было выдано. Он имеет заболевания, препятствующие призыву на военную службу.
Просит признать решение призывной комиссии в отношении него незаконным, обязать призывную комиссию освободить его от призыва на военную службу, зачислить в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Определением суда в порядке подготовки дела военный комиссариат г.Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области заменен на административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков Призывная комиссия МО «г. Димитровград», Призывная комиссия Ульяновской области.
В судебное заседание административный истец Виноградов В.Д. не явился, своего представителя в суд не направил, извещался надлежащим образом по месту регистрации, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Солдатикова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы возражений на административный иск, из которых следует, что Виноградов В.Д. согласно заключению врача-<данные изъяты> от 16.05.2024 нуждается в экстренной операции. На основании данного заключения до 22.06.2024 Виноградову В.Д. необходимо было пройти оперативное лечение и предоставить военно-врачебной комиссии соответствующие медицинские документы, что он не сделал. 22.06.2024 при медицинском обследовании Виноградова В.Д. с учетом его отказа от лечения было принято решение об установлении ему категории годности к военной службе Б3 и дальнейшего призыва на военную службу. При этом заявленные жалобы о состоянии здоровья административный истец не подтвердил соответствующими медицинскими документами.
Представитель административного ответчика призывной комиссии МО «Город Димитровград», призывной комиссии Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно ст. 22 этого же Закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Виноградов В. Д. (ДАТА) г.р. является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Административный истец состоит на воинский учет в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам, что следует из копии личного дела призывника.
По результатам обследования военно-врачебной комиссии Виноградову В.Д. установлена категория годности к военной службе «Б-3».
Решением призывной комиссии МО «Город Димитровград» Ульяновской области от 27.06.2024 №49 Виноградов В.Д., (ДАТА) рождения, призван на военную службу.
Не согласившись с решением призывной комиссии, Виноградов В.Д. обратился с административным иском в суд.
Разрешая административный иск, суд исходит из следующего.
Как указано в пункте 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года №565, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (подпункт 6 и 11 названного Положения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона №53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5.1 Закона №53-ФЗ в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно ст. 5.1 указанного Федерального закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565.
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 №565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
В приложении к указанному Положению, имеются Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Согласно заключению врача-<данные изъяты> от 16.05.2024 Виноградов В.Д. нуждается в экстренной операции. На основании данного заключения до 22.06.2024 Виноградову В.Д. необходимо было пройти оперативное лечение и предоставить военно-врачебной комиссии соответствующие медицинские документы.
22.06.2024 при медицинском обследовании Виноградова В.Д. с учетом его отказа от лечения было принято решение об установлении ему категории годности к военной службе Б3 и дальнейшего призыва на военную службу.
Допустимых и достоверных доказательств неверного определения степени годности Виноградову В.Д. суду не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Проверяя доводы заявителя о том, что выводы призывной комиссии МО «г.Димитровград» Ульяновской области о категории его годности к военной службе основаны на неверном заключении о его состоянии здоровья, Виноградов В.Д. имел право ходатайствовать перед судом о назначении судебно-медицинской экспертизы. Истцом ни в административном иске, ни в процессе рассмотрения дела такового ходатайства не заявлено.
Суд считает необходимым отметить, что само по себе абстрактное несогласие заявителя с результатами медицинского освидетельствования, не подтвержденное объективными сведениями рентгенологических, ультрозвуковых и иных специальных исследований или заключением независимой военно-врачебной экспертизы с выводами противоположными результатам медицинского освидетельствования, не свидетельствует о наличии оснований для назначения судебной экспертизы по инициативе суда.
Поскольку категория годности к военной службе истцу была установлена, оснований для освобождения истца службы не имелось, то Призывная комиссия МО «г.Димитровград» Ульяновской области 27.06.2024 правомерно и приняла решение о призыве истца на военную службу. Оспариваемое решение Призывной комиссией МО «г.Димитровград» принято с учетом объективных данных о состоянии здоровья истца и его жалоб, то оно не может расцениваться, как нарушающее его права.
Оснований сомневаться в заключении врачей, которые непосредственно обследовали административного истца и на основании чего приняли соответствующее решение у суда не имеется.
При этом, суд исходит из того, что нарушений процедуры призыва на военную службу со стороны административных ответчиков допущено не было, состояний и заболеваний, препятствующих прохождению военной службы по состоянию здоровья, не установлено. Медицинское заключение административным истцом не обжаловалось, в вышестоящую военно-врачебную комиссию по вопросу направления на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование административный истец не обращался, и такое освидетельствование не проводилось.
С учетом исследованных материалов дела, представленных сторонами доказательств, суд не находит оснований для признания решения призывной комиссии МО «Город Димитровград» в отношении Виноградова В.Д. незаконным.
В удовлетворении административного иска Виноградову В.Д. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Виноградова В. Д. к Призывной комиссии МО «г. Димитровград», Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Призывной комиссии Ульяновской области о признании решения призывной комиссии незаконным отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятие его в окончательной форме.
Судья С.А. Котельникова
Мотивированное решение изготовлено 31.07.2024