Решение от 07.02.2018 по делу № 2-18/2018 от 07.02.2018

№ 2-18/2018

РЕШЕНИЕ

     Именем Российской Федерации

07 февраля 2018 года                                                                        с. Староалейское

Суд первой инстанции в составе:

Председательствующего, мирового судьи, судебного участка Третьяковского района Алтайского края, Морякова В.Н., с участием заместителя прокурора Чесноковой Н.А.,

при секретаре Семеновой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Третьяковского района в интересах Кожевникова Александра Владимировича к Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о возмещении суммы затраченной на оплату потребленной электроэнергии,

 

у с т а н о в и л :

Прокурор Третьяковского района обратился в суд с иском в интересах истца к Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району, о возмещении суммы затраченной на оплату потребленной электроэнергии, обосновывая свои исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения истца о неправильном начислении и предоставлении компенсации на оплату потребленной электроэнергии. Заявитель относится к категории педагогических работников.

Согласно справке, предоставленной  поставщиком электроэнергии, истцом произведена  фактическая оплата электроэнергии  за период  с января 2014 года по март 2017 года  в сумме  33634,28 руб.

При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п. 16 Постановления Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 за аналогичный период, составила за указанный период  6576,5 руб.

По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, было установлено следующее.

В соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Соответственно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ст. 3 Закона Алтайского края № 88 -ЗС от 03.11.2005 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности» расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.

Пунктами 2, 25 Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 предусмотрено, что меры социальной поддержки педагогическим работникам краевых и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, включая вышедших на пенсию, а также совместно проживающим с ними членам семей предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения,  отопления и освещения.

Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4).

В соответствии с п. 28 постановления администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

Аналогичная норма содержится в п. 3.8 Приказа Главалтайсоцзащиты от 25.07.2012 N 442 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края"

Денежный эквивалент расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п. 3 ст.  2 Закона Алтайского края № 88 -ЗС от 03.11.2005)

Денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.(п. 29 Правил)

Таким образом, нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Администрации, края от 29.02.2012 N 99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не содержат т.к. субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленные  на уровне Закона РФ. Кроме того, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми  поставщиками электроэнергии.

В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации за период 2014-2017гг.  составила:

27057 руб. 78 коп. = 33634,28 руб.(оплачено) - 6576,5 руб. (компенсировано).

Прокурор просит взыскать с Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району в пользу истца недополученную за период 2014-2017г.г. сумму компенсации понесенных затрат на оплату электроэнергии в сумме 25886,09 руб.

В судебном заседании заместитель прокурора Третьяковского района Чеснокова Н.А. исковые требования поддержала, просит их удовлетворить в рамках заявленных требований, в удовлетворении ходатайства о применении срока исковой данности к правоотношениям за период с 01.01.2014г. по 31.10.2014 года, отказать.

Истец, представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, истец в своей телефонограмме просит рассмотреть дело без его участия, представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края исковые требования не признают по основаниям указанным в письменных возражениях, также просят применить срок исковой данности к правоотношениям за период с 01.01.2014г. по 31.10.2014 года, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району, Ковредова М.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без её участия, исковые требования не признают по основаниям указанным в письменных возражениях, также просят применить срок исковой данности к правоотношениям за период с 01.01.2014г. по 31.10.2014 года.

На основании ст. 167 ГПК РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Заслушав заместителя прокурора,  исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению.

Истец является педагогом, работает в МКОУ «Староалейская СОШ №2» учителем, проживает в жилом доме, расположенном по адресу: с. Староалейское, ул. Степная, 11/1, Третьяковского района Алтайского края, общей площадью 92,77 кв.м., что подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами.

Согласно справки Управления социальной защиты населения по Третьяковскому району, за период 2014-2017г.г. истцу назначена компенсация за потребленную электроэнергию в размере 6576,5 руб., при этом истцом фактически оплачено 33634,28 руб.

 В соответствии п. «е» и «ж» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов РФ.

При этом, в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Частью 3 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.11.2005 №88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социаль­ной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муни­ципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (посел­ках городского типа)» предусмотрено, что размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Постановления Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" (действовавшими в период возникновения спорных правоотношений) компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.

В соответствии с п. 29 Постановления Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.

Доводы представителя ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива потребления электрической энергии населением на одного человека в месяц, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку по смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства размер компенсации на освещение подлежит определению исходя из фактически понесенных льготополучателем расходов, определенных на основании показаний прибора учета и лишь при отсутствии такового - исходя из нормативов потребления.

Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого последним осуществляется оплата услуги электроснабжения, тогда как расчет денежного эквивалента ответчиком производится по нормативам потребления, мировой судья приходит к выводу о неправомерности действий ответчика и наличии оснований для взыскания разницы между фактически понесенными расходами и произведенной компенсацией. Кроме того, ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты Алтайского края не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

При этом наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Из представленной ответчиком справки следует, что за указанный период истцу компенсировались расходы исходя из норматива, а не в твердой денежной сумме.

Согласно ст. 3 ФЗ "0 внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации" Об образовании" от 29 декабря 2010 г. N 439-Ф3, нормативные правое акты РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N4 ФЗ), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу названного Федерального закона.

Учитывая это, разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с января 2014г. по март 2017г.  составила сумму в размере 27057,78 руб. = 33634,28 руб. (оплачено истцом) - 6576,5 руб. (компенсировано). Указанные суммы подтверждаются справкой Управления социальной защиты населения Третьяковского района о размере компенсации.

Не предоставление в полном объеме компенсации расходов за потребленную электроэнергию является незаконным и нарушает права истца при определении порядка предоставления мер социальной поддержки, гарантированные действующим законодательством.

Суд за основу принимает расчеты, представленные прокурором, как произведенные с учетом действующего законодательства, согласно которых общая сумма не выплаченной компенсации понесенных затрат за потребленную электроэнергию составила 25886,09 руб., указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в рамках заявленных требований.

Рассматривая ходатайство ответчика, представителя Минтрудсоцзащиты Алтайского края о применении срока исковой давности к правоотношениям за период с 01.01.2014г по 31.10.2014г., суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям:

Согласно ст. 196 ГК РФ - общий срок исковой давности устанавливается в три года.

         В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" - исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).

         Согласно ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

         Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

           Вместе с тем, согласно п.3 ст.7 Закона Алтайского края № 156-ЗС от 27.12.2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» - начисленные суммы компенсации, которые не были востребованы гражданином своевременно, выплачиваются не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением. Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации -поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока. Таким образом, Конституционное право определять порядок и размеры компенсации за коммунальные услуги, предоставленное РФ Алтайскому краю, реализовано в вышеуказанном законе.

Учитывая, что суд пришел к выводу о том, что действия ответчика по применению норматива потребления и выплате компенсации расходов на оплату потребленной электроэнергии совершены в нарушение действующего законодательства, рассчитанная прокурором сумма компенсации, в том числе и за период с 01.01.2014г по 31.10.2014г., не получена истцом своевременно по вине ответчика, исковые требования прокурора законны, обоснова­ны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Исковая давность к возникшим правоотношениям не применяется.

Кроме того, в соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.            Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" п. 11 разъяснено, что  соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение. Истец в ноябре 2017 года обратился с письменным заявлением в прокуратуру Третьяковского района с просьбой обратиться в суд в его интересах за защитой нарушенных прав по начислению и выплате компенсации на оплату потребленной электроэнергии. Прокурор Третьяковского района проверив законность и обоснованность начисления и выплаты компенсации истцу, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд за защитой нарушенного права истца. Таким образом, суд приходит к выводу, что истец в силу отсутствия юридических познаний не мог и не должен был знать о нарушенном ответчиком праве на компенсацию расходов на оплату потребленной электроэнергии.

            Учитывая вышеизложенное, суд также приходит к выводу о невозможности применения общего срока исковой давности к правоотношениям возникшим между сторонами судебного разбирательства за период с 01.01.2014г по 31.10.2014г.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации Управление со­циальной защиты населения по Третьяковскому району от уплаты госу­дарственной пошлины освобождено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ 2014░. ░░ ░░░░ 2017░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 25886 ░░░░░░ 09 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░ ░░░░░: ___________________________________ ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

2-18/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен (Обжаловано)
Истцы
Прокуратура Третьяковского района
Кожевников А. В.
Ответчики
Управление социальной защиты населения по Третьяковскому району
Суд
Судебный участок Третьяковского района Алтайского края
Судья
Моряков Владимир Николаевич
Дело на сайте суда
trtrn.alt.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
09.01.2018Подготовка к судебному разбирательству
24.01.2018Судебное заседание
07.02.2018Судебное заседание
07.02.2018Решение по существу
06.03.2018Обжалование
26.04.2018Окончание производства
26.04.2018Сдача в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее