66RS0037-01-2023-001391-90
Мотивированное решение изготовлено 09 января 024 года
Д 2-34/ 2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2024г.
Городской суд г. Лесного Свердловской области в составе:
председательствующего Зыкиной М.Н.
с участием истца Бурыгина Ю.Н.,
представителя ответчика ФГУП «Комбинат Электрохимприбор»
Беляевой Е.С. по доверенности от *** без номера сроком по ***
при секретаре Хузиной В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурыгина Ю.Н. к ФГУП «Комбинат Электрохимприбор» и Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»; возложении обязанности на ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» выдать справку о праве на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение; возложении обязанности на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Социального фонда РФ вынести решение об установлении дополнительного материального обеспечения специалистам, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, признании незаконным не включение в «Перечень производств, работ и профессий ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563», утвержденным генеральным директором ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» механосборочного производства 112,
УСТАНОВИЛ:
Бурыгин Ю.Н. обратился в городской суд г. Лесного Свердловской области с иском к ФГУП «Комбинат Электрохимприбор» и Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение. В обоснование требований истец указал, что вышел на пенсию с 2020 году, и является получателем пенсии по старости с ***. В период с *** по *** истец работал на ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» в механообрабатывающем производстве, последовательно занимая должности мастера участка, начальника БТиЗ, заместителя начальника цеха, заместителя начальника производства, начальника производства, с *** по *** являлся начальником отдела внедрения новой техники.
*** Бурыгин Ю.Н. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации».
Решением пенсионного фонда от *** *** в назначении дополнительного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000г. № 1563 истцу отказано, поскольку из ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» поступила информация о том, что основания для выдачи документов о праве на ДМО в отношении Бурыгина Ю.Н. отсутствуют.
Генеральным директором ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» *** утвержден Перечень производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 №1563.
В указанном перечне отсутствуют подразделения: механообрабатывающих цех, отдел внедрения новой техники, - в которых я трудился, в связи с чем по мнению ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» оснований для выдачи документов о праве на ДМО не имеется.
Истец Бурыгин Ю.Н. с этим не согласен, полагает, что выполняемая им в период с 1978 по 2012 трудовая функция соответствует Указу Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», и он имеет право на дополнительное материальное обеспечение, принятым пенсионным органом решением нарушается право на получение дополнительного материального обеспечения. Фактически виды работ, которые он выполнял, соответствуют видам деятельности, указанным в Перечне.
Полученная Бурыгиным Ю.Н. государственная награда «Орден Дружбы» присвоена ему за основную тематику предприятия, связанную с выпуском ядерных боеприпасов, но вместе с тем он работал в подразделении, которое не включено в Перечень производств, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 №1563, утвержденных 19.02.2020 генеральным директором ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор». При этом ранее, работникам предприятия, получившим такие государственные награды, назначали ДМО, но после перестали.
Бурыгин Ю.Н. просит суд признать за ним право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»; возложить обязанность на ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» выдать справку о его праве на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение; возложить обязанность на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Социального фонда РФ вынести решение об установлении дополнительного материального обеспечения специалистам, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации. Кроме того истец дополнительно уточнив исковые требования просил суд признании незаконным не включение в «Перечень производств, работ и профессий ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563», утвержденным генеральным директором ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» механосборочного производства 112.
В судебном заседании истец на требованиях настаивал.
Представитель ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» исковые требования, в том числе уточненные не признала по доводам письменного отзыва на иск.
Представитель ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области Социального фонда РФ в суд не явился, направили отзыв на иск, в котором ответчик требования не признает и просит рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, ссылаясь на позицию работодателя ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор» по вопросу утверждения Перечня на ДМО.
Суд, рассмотрев дело при данной явке по правилам статьи 167 ГПК РФ, изучи материалы дела, пенсионное дело, представленные документы ответчиком приходит к следующему.
Согласно пункту 2 Указа № 1563 дополнительное материальное обеспечение устанавливается при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным Законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе:
гражданам, которым страховая пенсия по старости назначена в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона <(0 страховых пенсиях» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанных условиях.
Указом № 1563 также утвержден Перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
В силу подп. "ж" п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от I декабря 2007 г. № 317-Ф3 "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" к полномочиям Госкорпорации "Росатом" но нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности отнесено принятие на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, регламентирующих порядок определения производств, работ и профессий, с учетом которых устанавливается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.
Пунктом 18 Положения от 1 сентября 2005 г. № 549 Госкорпорации "Росатом" предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансирования, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2005 г. № 549 «О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» утверждено Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного материального обеспечения гражданам, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при назначении им страховой пенсии по старости (инвалидности).
Во исполнение полномочий, предоставленных п. 18 Положения от 1 сентября 2005 г. № 549. приказом Госкорпорации "Росатом" от 5 августа 2009 г. № 552 утверждено Положение о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом № 1 563 (далее - Положение № 552).
В соответствии с п. 2 Положения № 552 основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом № 1563. является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении. В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса.
Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (п. 3 Положения от 5 августа 2009 г. № 552).
В целях выработки единого подхода к определению производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предложения организаций ядерного оружейного комплекса по этим вопросам предварительно рассматриваются на заседании Комиссии Госкорпорации "Росатом" по вопросам реализации Указа № 1563. образуемой приказом генерального директора Госкорпорации "Росатом" (п. 4 Положения от 5 августа 2009 г. № 552).
Согласно п. 5 Положения or 5 августа 2009 г. № 552 производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом № 1563. определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса Российской Федерации самостоятельно в соответствии с указанным Положением, их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса Российской Федерации после рассмотрения и одобрения Комиссией
В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации oi 01 сентября 2005 г. № 549. дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению N 1. а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению N 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению N 3. выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса или военным представительством, в которых он осуществлял трудовую деятельность.
Истец Бурыгин Ю.Н. работал на ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»: в ***
с *** по *** - мастером участка, начальником БТиЗ, заместителем начальника цеха, заместителем начальника производства, начальником производства, в отделе внедрения новой техники (ш.090): с 15Л0.2012 по *** - начальником отдела. В декабре 2014 года награжден орденом Дружбы.
*** Бурыгин Ю.Н.. *** г.р.. обратился Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижней Туре Свердловской области (межрайонное) (далее Управление ПФР в г. Нижней Туре) с заявлением об установлении дополнительного материального обеспечения (ДМО) специалистам, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в соответствии с Указом президента Российской Федерации о неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации от *** *** (далее - Указ № 1563).
Для установления дополнительного материального обеспечения Бурыгиным Ю.Н. были представлены следующие документы:
- заявление об установлении дополнительного обеспечения регистрационный *** от ***:
паспорт гражданина Российской Федерации:
трудовая книжка, выданная ***. с отметкой об увольнении *** ФГУП Комбинат «Электрохимприбор»:
- удостоверение к государственной награде *** (награжден орденом Дружбы).
*** вх. *** в Управление ПФР в г. Нижней Туре письмом ФГУП «Комбинат
«Электрохимприбор» от *** *** поступила информация о том. что оснований для выдачи документов о праве на ДМО Бурыгину Ю.Н., *** года рождения, как награжденному орденом Дружбы, отсутствует.
Решением Управления ПФР в г. Нижней Туре от *** *** истцу отказано в установлении дополнительного материального обеспечения, поскольку документы о размере среднемесячного заработка, о страховом стаже, учитываемом при определении права на дополнительное материальное обеспечение, не представлены и работодателем не подтверждено право Бурыгина Ю.Н., награжденного орденом Дружбы, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Указом президента Российской Федерации о неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации от *** ***.
Суд полагает данное решение правомерным, оснований для признания за истцом права на ДМО по мнению суда не имеется, поскольку в Перечне на ДМО отсутствуют подразделения: ***
Доводы истца о необоснованности данной позиции работодателя судом проверялись оснований для признания данных доводов объективными не имеется, поскольку виды деятельности, предусмотренные Перечнем, не осуществляются в указанных подразделениях ФГУП, что следует помимо пояснений истца из анализа представленных суду документов Положения о механосборочном цехе, из которого следует. что данный цех является вспомогательным, согласно пункту 3.1 Положения цех осуществляет следующие основные задачи: изготовление комплектующих деталей и сборочных единиц для производства изделий специального назначения и техники государственного оборонного заказа. Не ранее не в настоящее время цех не осуществлял работы определенным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 № 1563».
Из смысла п. 3 Указа Президента РФ N 1563 социальная поддержка распространяется не на всех граждан, а только на специалистов, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом, при соблюдении перечисленных в п. 2 Указа условий.
Согласно Перечню к таким видам деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, отнесены: разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении; производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла; хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении; демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению; утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.
Таким образом, данная мера социальной поддержки определена Президентом РФ как адресная и установлена, исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2008 N 399-О-О, по смыслу Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.
Принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (Определения Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 392-О, 24.01.2008 N 40-О-О, 15.04.2008 N 263-О-О).
Доводы истца о важности выполняемых им трудовых функций в период работы сами по себе не могут служить достаточным основанием для признания за ним права на ДМО.
В Перечне на ДМО отсутствуют подразделения: *** связи с тем, что виды деятельности, предусмотренные Перечнем, не осуществляются в указанных подразделениях ФГУП, что истцом не оспаривалось в судебном заседании.
С учетом установленного суд не находит законных оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Зыкина М.Н.