дело № 2-974/2023
УИД 04RS0020-01-2023-001101-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2023 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Жалсановой А.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Регистр.Янчукан» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Регистр.Янчукан», указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой установлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха в деятельности ответчика.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Регистр.Янчукан» эксплуатирует центральную котельную <адрес>, водопроводные сети, сети водоснабжения.
Согласно сведениям Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ плата за негативное воздействие на окружающую среду, а именно, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за ДД.ММ.ГГГГ г.. ООО «Регистр.Янчукан» не внесена. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что внесение платы не представляется возможным.
В соответствии с уточнением исковых требований, прокурор просил суд взыскать с ООО «Регистр. Янчукан» плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 259 841,73 руб. в пользу бюджета МО «Северо-Байкальский район» с зачислением взысканной суммы на расчетный счет Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ Забайкальское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования привлечено к участию в деле в качестве материального истца.
В представленном в суд заявлении и отзыве на иск, представитель материального истца ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителей Управления.
Учитывая, что Управление извещено надлежащим образом о рассмотрении дела. В том числе представлено письменное согласие о привлечении в качестве материального истца, дополнительные пояснения по делу, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца – помощник Байкальского природоохранного прокурора Кокорин Я.Г. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержал.
Представитель ООО «Регистр.Янчукан» по доверенности Морозюк Е.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в ранее представленных письменных возражениях, ходатайствах. Также пояснила, что на период ДД.ММ.ГГГГ г. ООО «Регистр.Янчукан» осуществлял деятельность на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ г., срок которого был продлен дополнительным соглашением, в настоящее время подписано новое концессионное соглашение.
В представленном письменном возражении (отзыве) на иск, ходатайствах представитель ответчика, выражая свое несогласие с требованиями указал, что требования предъявленные прокурором являются попыткой подменить иной государственный орган, в полномочия которого входит, в том числе принудительное взыскание истребуемых платежей, декларация о плате за негативное воздействие Обществом представлена У ООО «Регистр.Янчукан» имелись объективные причины по невнесению в добровольном порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно сложное финансовое положение предприятия. Наличие кредиторской задолженности, и приоритетных платежей: заработная плата, поставки твердого топлива для безаварийного прохождения отопительного периода. Наличие ограничений расходования денежных средств не позволяют предприятию самостоятельно распоряжаться поступающими денежными средствами, изменить первоочередность отдельных платежей. Заработная плата выплачивается только способом вынесения решения комиссии по трудовым спорам и предъявления данных решений для принудительного исполнения в кредитные организации. Фактически ООО «Регистр.Янчукан» производит выбросы при сжигании твердого топлива для производства тепловой энергии, которая является «товаром», который реализуется физическим и юридическим лицам, следовательно данная деятельность является экономической и негативное воздействие это итог данной коммерческой деятельности, в ДД.ММ.ГГГГ г. Росприрдназор самостоятельно производил взыскание задолженности по оплате за НВОС в Арбитражном суде. Заявляя ходатайство об уточнении исковых требований с заявлением взыскания точной суммы, прокурор фактически придал делу материальный характер, исковые требования не относятся больше к защите нарушенных прав Российской Федерации и неопределённого круга лиц, следовательно не подсудны суду общей юрисдикции.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям
Согласно ст. 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
В силу ст. 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Из исследованных в судебном заседании документов установлено, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № заключенного с администрацией МО «Северо-Байкальский район», ООО «Регистр.Янчукан» была передано в эксплуатацию котельная, расположенная по адресу: <адрес>, сети теплоснабжения и горячего водоснабжения в целях осуществления деятельности по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих МО «Северо-Байкальский район».
При эксплуатации указанной котельной Обществом осуществляется выброс в атмосферный воздух отработанных газов, образующихся в результате горения топлива.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Регистр.Янчукан» была предоставлена в Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора декларация о негативном воздействии на окружающую среду за 2022 г., согласно которой размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за ДД.ММ.ГГГГ г. составляет 259 841 руб. 73 коп.
Вместе с тем в нарушение изложенных выше требований природоохранного законодательства до настоящего времени плата за выбросы загрязняющих веществ ответчиком не внесена
Данный факт стороной ответчика не оспаривался, кроме того не исполнение возложенных законом обязанностей подтверждается письмами Забайкальского межрегионального Управления Росприроднадзора, имеющимися в материалах дела.
Согласно ст. 16.5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Росприроднадзора от 31.01.2022 N 59, утверждено Положение о Забайкальском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В соответствии с данным приказом к полномочитям Управления отнесены в том числе: 4.9. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду (п.4.9), прием деклараций о плате за негативное воздействие на окружающую среду.(п.4.18). Также установлено, что Управление выполняет функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в установленной сфере деятельности ( п. 4.72)
В силу ст. 16.6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленной в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с планом мероприятий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, субъекта Российской Федерации, утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящей статьей.
В соответствии с положениями статьи 3.2 Закона Республики Бурятия от 13 октября 2005 года N 1334-III "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" установлен 100% норматив отчислений в бюджеты муниципальных округов платы за НВОС.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая изложенные нормы законодательства, принимая во внимание целевое назначение платы за негативное воздействие на окружающую среду, расходование которой предназначено на сохранение и восстановление природной среды суд приходит к выводу, что обращаясь в суд с требованиями о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, прокурор действует, в том числе и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно в интересах обеспечения их экологической безопасности в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Данное основание для обращения прокурора с иском в арбитражный суд не предусмотрено, заявленные требования в перечень, предусмотренный ст. 52 АПК РФ, не включены.
Таким образом, заявленный иск, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц в защиту их прав на благоприятную окружающую среду и атмосферный воздух, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. Указанный спор не является экономическим и связанным только с имущественными правоотношениями, возникшими в ходе предпринимательской деятельности ООО «Регистр.Янчукан»
На основании изложенного, доводы представителя ответчика Морозюк Е.Н. о неподсудности данного дела суду общей юрисдикции и отсутствии у прокурора полномочий на предъявление иска, суд считает не обоснованными.
В связи с изложенным заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Доводы представителя ответчика о тяжелом финансовом положении Общества, невозможности распоряжаться поступающими на счет денежными средствами, наличии задолженности суд не может принять во внимание, поскольку указанные обстоятельства не освобождают ответчика от внесения платы за негативное воздействие.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ООО «Регистр.Янчукан» (ОГРН №) в пользу бюджета муниципального образования «Северо-Байкальский район» плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за ДД.ММ.ГГГГ год в размере 259 841,73 руб., с зачислением взысканной суммы на расчетный счет Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по следующим реквизитам: Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ НБ РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ//УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ, Г.УЛАН-УДЭ, р/с 03100643000000010200, БИК 018142016, единый казначейский счет 40102810545370000068, наименование получателя платежа: УФК по Республике Бурятия (Забайкальское межрегиональное управление Росприроднадзора, л/с 04021А12420), ИНН 7536056390, КПП 753601001, код ОКТМО: 81645175, код бюджетной классификации: 04811201010016000120 (Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками).
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме 21 ноября 2023 г.
Судья В.В.Атрашкевич