Судья Лебедева О.Ю. Дело № 77-248/2021
РЕШЕНИЕ
г. Томск 06 августа 2021 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев жалобу ведущего специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области К. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Томска от 01.07.2021по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Стариковой Валентины Александровны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 01.07.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Стариковой В.А. прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении по настоящему делу, К., обратилось в Томский областной суд с жалобой, в которой просит об его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что после прибытия на территорию Российской Федерации 25.01.2021 Старикова В.А. с 04.02.2021 находилась на амбулаторном лечении и прошла исследование на COVID-19 05.02.2021, в связи с чем суд пришел к выводу о соответствии действий Стариковой В.А. требованиям п.2.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7, не может являться основанием для освобождения последней от административной ответственности, поскольку положения п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 возлагают обязанность на всех граждан в течение трех дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти указанное лабораторное исследование и разместить информацию о его результате в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www/gosuslugi.ru/400705/1). Считает, что Старикова В.А., прибывшая 25.01.2021 в аэропорт Шереметьево г. Москва рейсом SU № 2131 Турция-Москва, не выполнила обязанность по прохождению в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации лабораторного исследования методом ПЦР и размещению информации о результате лабораторного исследования в ЕПГУ. Обращает внимание, что лабораторное исследование на COVID-19 представлено Стариковой В.А. лишь 05.02.2021, то есть по истечении 10 дней с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Считает, что Стариковой В.А. со дня прибытия на территорию Российской Федерации не были приняты все зависящие от нее меры по прохождению лабораторного исследования на COVID-19 в период с 25.01.2021 по 28.01.2021. При этом, отмечает, что на амбулаторном лечении Старикова В.А. находилась с 04.02.2021, а заболела с ее слов 31.01.2021. Таким образом, ухудшение состояния здоровья Стариковой В.А. 31.01.2021 и амбулаторное лечение с 04.02.2021 не препятствовало своевременному прохождению Стариковой В.А. лабораторного исследования на COVID-19 до 29.01.2021.Таким образом, по мнению заявителя, основания для прекращения производства по делу ввиду отсутствия состава совершенного административного правонарушения, не имелось. По мнению заявителя, судом первой инстанции допущены существенные нарушения требований материальных и процессуальных норм, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Старикова В.А. в судебном заседании возражала против доводов жалобы, просила постановление судьи районного суда оставить без изменения.
Ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, в связи с чем судья определил рассмотреть дело в без ее участия.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав Старикову В.В., прихожу к нижеследующему.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Как разъяснено в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории российской федерации новой коронавирусной инфекции (covid-19) №1», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе, выражается в нарушении санитарно-противоэпидемического режима, а также не выполнении в установленный срок выданного в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ, ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления, в том числе, о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 № 156-ра «О введении режима функционирования «повышенная готовность» для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области» на территории Томской области с 18.03.2020 введен режим функционирования «повышенная готовность».
Согласно п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 (в редакции постановления от 27.07.2020 № 22) «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.rU/400705/l).
Согласно протоколу об административном правонарушении следует, что Стариковой В.А. вменено то, что она, прибыв 25.01.2021 на территорию Российской Федерации рейсом SU № 2131 Турция-Москва (аэропорт Шереметьево г. Москва), в нарушение требований п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19», находясь по адресу: /__/ до 29.01.2021 не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и не разместила результаты этого исследования в ЕПГУ - не заполнила форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www/gosuslugi.ru/400705/1).
Действия Стариковой В.А. должностным лицом Роспотребнадзора квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Судья районного суда, разрешая дело по существу, пришел к выводу о том, что в действиях Стариковой В.А. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку ее действия соответствовали требованиям постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19». Так последняя незамедлительно обратилась за медицинской помощью по месту жительства без посещения медицинских организаций при проявлении ухудшения состоянии здоровья в течении 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской федерации, до получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, соблюдая при этом режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Вместе с тем, с таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Судьей не дана надлежащая оценка следующим обстоятельствам.
Доводы Стариковой В.А. о том, что после прибытия на территорию Российской Федерации в тот же день почувствовала себя плохо и сразу вызвала врача на дом, который пришел только 04.02.2021, какими-либо доказательствами не подтверждены. Более того, из заявления Стариковой В.А. о прекращении производства по делу от 24.06.2021 (л.д.29) и записи приема врача-терапевта участкового ОГАУЗ «Поликлиники №10» от 04.02.2021 (л.д.30) следует, что Старикова В.А. болела в течение пяти дней, то есть с 31.01.2021, что свидетельствует об отсутствии препятствий для выполнения возложенной на лицо, прибывшее на территорию Российской Федерации обязанности, установленной действующим законодательствам.
Нахождение Стариковой В.А. на амбулаторном лечении с 04.02.2021, не свидетельствует о невозможности прохождения ею необходимого исследования, в срок до 29.01.2021.
То обстоятельство, что коронавирусная инфекция у Стариковой В.А. выявлена не была, также не свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, вывод судьи районного суда о необходимости прекращения производства по делу в отношении Стариковой В.А. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАп РФ, основан на неверном толковании положений п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», сделан без учета всех фактических обстоятельств дела.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Томска от 01.07.2021 в отношении Стариковой В.А. нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление судьи от 01.07.2021 подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, учитывая, что сроки давности привлечения к административной отвестенности по настоящему делу не истекли.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу ведущего специалиста-эксперта отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Томской области К. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Томска от 01.07.2021 в отношении Стариковой Валентины Александровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить в Ленинский районный суд г. Томска на новое рассмотрение.
Судья Томского областного суда А.В. Еремеев