№
62RS0№-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2023 года <адрес>
Скопинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи – Кузнецовой Г.Н.,
при секретаре – ФИО4,
с участием истца – ФИО1,
представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес>
гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании права на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, с применением условий проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Скопинский районный суд <адрес> с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о
признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 230000019867/118265/23 об отказе в установлении пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. № – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
о признании периода с 30.05.2007г. по 20.10.2015г. проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
о признании за ФИО1 права на получение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> назначить ФИО1 пенсию по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о признании права на назначение пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N 230000019867/118265/23 ей было отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Ответчиком не учтен период её проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>, поскольку д. Гуменки <адрес> в спорный период не поименована в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение ответчика об отказе ФИО1 в назначении пенсии по старости нарушает право истицы на социальное обеспечение по старости.
Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их дополнений по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО5.в судебном заседании в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста просила отказать ввиду отсутствия требуемой продолжительности проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Из письменного отзыва отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> на иск ФИО1 следует, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 ответчик просит отказать. В обоснование возражений указано, что правовые основания для назначении ФИО1 пенсии по старости на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствуют, поскольку в распоряжении отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> отсутствуют документы, подтверждающие наличие требуемого периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Период проживания ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, т.к. населенный пункт д. Гуменки, <адрес> не поименован в перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС включен период проживания истицы по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что с 2000 года проживает по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>. С 2005 или с 2007 года в этом же доме постоянно проживает ФИО1. Проживает она вместе с родителями.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании дала показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО6
Суд, заслушав объяснения истца ФИО1, представителя ОСФР по <адрес> ФИО5, показания свидетелей ФИО8, ФИО7, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
Согласно п. п. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Пунктом 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно ст. 34 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № местом жительства считается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, а также пункту 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Исходя из смысла приведенных норм и согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, место жительства по общему правилу должно совпадать с местом регистрации.
В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.2005г. №, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от 23.10.2002г. № ГКПИ 02-1146, 23.12.2002г. № ГКПИ 2002-1291). В данном Перечне населенный пункт – Гуменки Корневского сельского совета <адрес>; указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1, обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости, что подтверждается заявлением ФИО1 № от 04.09.2023г., имеющимся в деле.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГг. N 230000019867/118265/23 ФИО1 было отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы (проживания) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Ответчиком во внимание был принят период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 21.10.2015г.. по 03.09.2023г. (7 лет 10 месяцев 13 дней). Период проживания ФИО1 по адресу: <адрес>, д. Гуменки,<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 4 месяца 21 день) не включен в период проживания ФИО1 в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по причине того, что населенный пункт д. Гуменки, <адрес> не поименован в перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные факты подтверждаются решением ОСФР по <адрес> N 230000019867/118265/23 от ДД.ММ.ГГГГг., имеющимся в деле.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается данными паспорта РФ на имя ФИО1
В судебном заседании установлено, что <адрес> на основании <адрес> от 07.10.2004г. №-ОЗ «О наделении муниципального образования - <адрес> статусом городского округа и установлении его границ» вошла в состав муниципального образования городской округ <адрес>, что подтверждается справкой администрации МО городской округ <адрес> № от 19.10.2023г., имеющейся в деле.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 имела страховой стаж 25 лет 11 месяцев 16 дней, величину индивидуального пенсионного коэффициента – 35,898.
В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что <адрес> и населенный пункт Гуменки Корневского сельского совета <адрес> - один и тот же населенный пункт, изменение наименования населенного пункта произошло в связи с изменением территории муниципального образования городской округ <адрес> в связи с вхождением в состав муниципального образования вышеуказанного населенного пункта.
Суд считает, что изменение административно – территориального устройства <адрес> не влечет изменения статуса зоны с льнотным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС для <адрес>.
Суд считает, что период проживания истицы по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 4 месяца 21 день) подлежит включению в период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС..
С учетом установленного, поскольку общий период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с учетом не оспариваемого пенсионным органом периода проживания (работы) – 07 лет 10 месяцев 13 дней и спорного периода проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 08 лет 04 месяца 21 день, достаточен для установления ей пенсии по старости с 52 лет, суд приходит к выводу, что имеются основания для назначения истцу пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Сроки назначения пенсии определены статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением о назначении пенсии по старости истица ФИО1 в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ право на получение пенсии возникло у ее с момента достижения 52 лет – с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N 230000019867/118265/23 об отказе в установлении пенсии по старости, о признании за ФИО1 права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на 3 года; об обязании ответчика назначить ФИО1 пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991г. № – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГг. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного,
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 (паспорт РФ 61 16 983438) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН6228008939) о признании права на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, с применением условий проживания на территории с льготным социально – экономическим статусом – удовлетворить.
Признать решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении пенсии по старости незаконным.
Признать за ФИО2 право на включение в период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, период проживания по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со ст. 34 и Законом РФ от 15.05.1991г. № – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как за гражданином, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО2 пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991г. № – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья-