Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-803/2023 ~ М-876/2023 от 03.10.2023

62RS0-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года          <адрес>

Скопинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи – Кузнецовой Г.Н.,

при секретаре – ФИО4,

с участием истца – ФИО1,

представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в <адрес>

гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании права на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, с применением условий проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Скопинский районный суд <адрес> с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о

признании незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 230000019867/118265/23 об отказе в установлении пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

о признании периода с 30.05.2007г. по 20.10.2015г. проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом;

о признании за ФИО1 права на получение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на три года в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> назначить ФИО1 пенсию по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о признании права на назначение пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N 230000019867/118265/23 ей было отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работы) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Ответчиком не учтен период её проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>, поскольку д. Гуменки <адрес> в спорный период не поименована в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Решение ответчика об отказе ФИО1 в назначении пенсии по старости нарушает право истицы на социальное обеспечение по старости.

    Истица ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования с учетом их дополнений по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> ФИО5.в судебном заседании в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании права на назначение пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста просила отказать ввиду отсутствия требуемой продолжительности проживания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Из письменного отзыва отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> на иск ФИО1 следует, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 ответчик просит отказать. В обоснование возражений указано, что правовые основания для назначении ФИО1 пенсии по старости на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отсутствуют, поскольку в распоряжении отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> отсутствуют документы, подтверждающие наличие требуемого периода проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Период проживания ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, т.к. населенный пункт д. Гуменки, <адрес> не поименован в перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . В период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС включен период проживания истицы по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании показала, что с 2000 года проживает по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>. С 2005 или с 2007 года в этом же доме постоянно проживает ФИО1. Проживает она вместе с родителями.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании дала показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО6    

Суд, заслушав объяснения истца ФИО1, представителя ОСФР по <адрес> ФИО5, показания свидетелей ФИО8, ФИО7, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Согласно п. п. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Пунктом 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

    Согласно ст. 28.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

    В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

    Согласно ст. 34 вышеуказанного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

    При этом в соответствии с примечанием к статье 35 Закона РФ первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.    

    В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

    В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.    В соответствии со ст. 2 Федерального Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» от ДД.ММ.ГГГГ местом жительства считается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

    Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона, а также пункту 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

    Исходя из смысла приведенных норм и согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, место жительства по общему правилу должно совпадать с местом регистрации.

    В соответствии с абзацем 3 ст. 7 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже, чем один раз в пять лет.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от 07.04.2005г. , с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда РФ от 23.10.2002г. № ГКПИ 02-1146, 23.12.2002г. № ГКПИ 2002-1291). В данном Перечне населенный пункт – Гуменки Корневского сельского совета <адрес>; указан, как зона с льготным социально-экономическим статусом.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1, обратилась в отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> с заявлением о назначении пенсии по старости, что подтверждается заявлением ФИО1 от 04.09.2023г., имеющимся в деле.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГг. N 230000019867/118265/23 ФИО1 было отказано в установлении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы (проживания) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Ответчиком во внимание был принят период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 21.10.2015г.. по 03.09.2023г. (7 лет 10 месяцев 13 дней). Период проживания ФИО1 по адресу: <адрес>, д. Гуменки,<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 4 месяца 21 день) не включен в период проживания ФИО1 в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по причине того, что населенный пункт д. Гуменки, <адрес> не поименован в перечне населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . Данные факты подтверждаются решением ОСФР по <адрес> N 230000019867/118265/23 от ДД.ММ.ГГГГг., имеющимся в деле.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается данными паспорта РФ на имя ФИО1

В судебном заседании установлено, что <адрес> на основании <адрес> от 07.10.2004г. -ОЗ «О наделении муниципального образования - <адрес> статусом городского округа и установлении его границ» вошла в состав муниципального образования городской округ <адрес>, что подтверждается справкой администрации МО городской округ <адрес> от 19.10.2023г., имеющейся в деле.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 имела страховой стаж 25 лет 11 месяцев 16 дней, величину индивидуального пенсионного коэффициента – 35,898.

В силу ст. ст. 12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу, что <адрес> и населенный пункт Гуменки Корневского сельского совета <адрес> - один и тот же населенный пункт, изменение наименования населенного пункта произошло в связи с изменением территории муниципального образования городской округ <адрес> в связи с вхождением в состав муниципального образования вышеуказанного населенного пункта.

Суд считает, что изменение административно – территориального устройства <адрес> не влечет изменения статуса зоны с льнотным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС для <адрес>.

Суд считает, что период проживания истицы по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (8 лет 4 месяца 21 день) подлежит включению в период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС..

С учетом установленного, поскольку общий период проживания ФИО1 в зоне с льготным социально-экономическим статусом, с учетом не оспариваемого пенсионным органом периода проживания (работы) – 07 лет 10 месяцев 13 дней и спорного периода проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 08 лет 04 месяца 21 день, достаточен для установления ей пенсии по старости с 52 лет, суд приходит к выводу, что имеются основания для назначения истцу пенсии по старости в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Сроки назначения пенсии определены статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С заявлением о назначении пенсии по старости истица ФИО1 в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ право на получение пенсии возникло у ее с момента достижения 52 лет – с ДД.ММ.ГГГГ.

     При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N 230000019867/118265/23 об отказе в установлении пенсии по старости, о признании за ФИО1 права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с проживанием на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, на 3 года; об обязании ответчика назначить ФИО1 пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991г. – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГг. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного,

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 (паспорт РФ 61 16 983438) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН6228008939) о признании права на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, с применением условий проживания на территории с льготным социально – экономическим статусом – удовлетворить.

Признать решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО2 в назначении пенсии по старости незаконным.

Признать за ФИО2 право на включение в период проживания в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, период проживания по адресу: <адрес>, д. Гуменки, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со ст. 34 и Законом РФ от 15.05.1991г. – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» как за гражданином, постоянно проживающим на территории зоны с льготным социально – экономическим статусом, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО2 пенсию по старости, предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом РФ от 15.05.1991г. – 1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Скопинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья-

2-803/2023 ~ М-876/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Воронцова Вера Владимировна
Ответчики
ОСФР по Рязанской области
Суд
Скопинский районный суд Рязанской области
Судья
Кузнецова Галина Николаевна
Дело на сайте суда
skopinski--riz.sudrf.ru
03.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2023Передача материалов судье
03.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2023Судебное заседание
24.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.01.2024Дело оформлено
09.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее