Решение
Именем Российской Федерации
9 августа 2023 года <адрес>
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего федерального судьи Батхиева М.К.,
при секретаре Цичоевой Ф.А.,
с участием представителей: истца Гетагазовой Ф.А., ответчика Газгиреева М.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плиева Р. А. к Министерству внутренних дел по <адрес> (далее - МВД) о восстановлении жилищных прав,
установил:
Истец проходил службу в органах МВД. За весь период прохождения государственной службы Плиев Р.А. не получал единовременную социальную выплату, субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией Министерства внутренних дел по <адрес> принято решение (протокол №, №), которым он снят с учета очередников МВД по <адрес>. Считает действия ответчика незаконными и нарушает его права. Просит признать решение (протокол №, №) от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией Министерства внутренних дел по <адрес> незаконными обязать ответчика восстановить его на учет.
Истец и третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились.
Представитель истца просила удовлетворить требования.
Представитель ответчика просил в иске отказать.
Заслушав объяснения сторон, исследовав и изучив доказательства, оценив их, установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией Министерства внутренних дел по <адрес> принято решение (протокол №), которым истец снят с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подпунктом «г» пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты).
В качестве основания принятия такого решения указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Плиев Р.А. зарегистрирован и проживает совместно с членами семьи в частном жилом доме, 1978 года постройки, общей площадью 103,1 кв.м по адресу: РИ, Назрановский муниципальный район, с.<адрес>, ул. П. Плиева, <адрес>, где также зарегистрировано и проживает еще 7 человек. Собственником данного дома с ДД.ММ.ГГГГ является его сестра - Парова П. А..
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ супруге Плиева Р.А. - Плиевой Х.М. на праве собственности принадлежал жилой дом общей площадью 90,9 кв.м по адресу: РИ, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (выписка ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-52786778).
Таким образом, с учетом пятилетнего срока с даты совершения намеренных действий по отчуждению имеющегося на праве собственности у супруги Плиева Р.А. - Плиевой Х.М. жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату отчуждения супругой домовладения общей площадью 90,9 кв.м, когда не истек пятилетний срок с даты отчуждения) обеспеченность семьи Плиева Р.А. с учетом жилого помещения, занимаемого по месту постоянного проживания и регистрации, в права наследования которого после смерти его отца никто из членов семьи не вступал, составила всего -143,4 кв.м, то есть на каждого из семи членов семьи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату подачи заявления), приходилось по 20,34 ((103,1/14*7)4-90,9=142,44/7) кв.м общей площади на каждого.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Плиев Р.А. исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по МВД по <адрес>.
Следовательно, Плиев Р.А. в 2011 году, когда супругой было приобретено жилое помещение общей площадью 90,90 кв.м, утратил основания, дающие ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, и, соответственно, не имел оснований быть принятым на учете для получения единовременной социальной выплаты в порядке части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, которым жена Плиева Р.А. приобрела жилой дом общей площадью 90,9 кв.м по адресу: РИ, <адрес>, был расторгнут Соглашением о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ в связи с том, что данное жилое помещение было не пригодно для проживания.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с. подпунктом «б» пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:
членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, но договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Как известно, на момент принятия решения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий он не был членом семьи собственника жилого помещения и не был признан токовым, нуждался в улучшении жилищных условий и мог претендовать на получение жилья.
В силу приведенной нормы ЖК Российской Федерации он не является членом семьи собственника жилого дома, в котором он зарегистрирован.
В соответствии с п 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
По смыслу п 6 части 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданин может быть снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если установлено, что в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, содержатся сведения, не соответствующих действительности и эти сведения, послужили основанием принятия на учет. То есть, лицо, которое не имело права на постановку на учет.
Применение данной нормы закона для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий возможно в случае, если установлен факт представления гражданином сведения, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для принятия решения жилищно-¬бытовой комиссией о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и эти сведения признаны несоответствующими действительности.
Вторая часть п 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ предусматривает возможность снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если установлен факт неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Применение данной нормы закона для принятия решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий возможно при установлении факта принятия решения жилищно-бытовой комиссией о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий при отсутствии условий, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ (Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях), а должностные лица органа, осуществляющего принятие на учет вопреки указанной нормы закона приняли решении о принятии на учет.
Приведенные в решении ЖБК Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства не могут служить основанием для снятия с жилищного учета по п 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ.
В силу положений части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о снятии граждан с учета, а также законности этого решения возлагаются на орган, принявший данное решение.
В соответствии со ст. 60 ГПК Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет может служить основанием для снятия граждан с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.
Ответчиком не представлено доказательств обоснованности снятия истца и членов его семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как усматривается из материалов дела истцом понесены расходы услуг представителя в размере 40000 руб.,
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом сложности дела, принципа разумности и справедливости, считаю необходимым взыскать с ответчика расходы истца на оплату услуг представителя в размере 30000 руб. Данные расходы понесены по вене МВД по РИ, и должны быть взысканы с них.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковое заявление Плиева Р. А. к Министерству внутренних дел по <адрес> о восстановлении жилищных прав, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным решения жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), в части снятия Плиева Р. А. с учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), в части снятия Плиева Р. А. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по <адрес>.
Обязать Министерства внутренних дел по <адрес> восстановить Плиева Р. А. на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма по МВД по <адрес>.
Обязать Министерства внутренних дел по <адрес> восстановить Плиева Р. А. на учета очередников МВД по <адрес> на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Взыскать с Министерства внутренних дел по <адрес> в пользу Плиева Р. А. расходы на оплату услуг представителя в сумме 30000 (тридцать тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья