УИД 56RS0004-01-2024-000110-31
Дело № 2-132/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2024 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Зарицком Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Александровского района Оренбургской области к наследникам умершей Тарлавиной Дарьи Алексеевны: Тарлавину Александру Ивановичу администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области о прекращении права собственности (ранее возникшее вправо) и снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
представитель администрации <адрес> Филипповский Н.Н., действующий на основании доверенности, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, установлено, что умершей Тарлавиной Д.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. После смерти Тарлавиной Д.А. земельным участком никто не пользуется, участок заброшенный, сведения о наследниках отсутствуют, границы земельного участка не установлены.
В связи с тем, что снятие с государственного кадастрового учета и прекращение права (ранее возникшего) возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда, истец просил суд: вынести решение о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №; прекратить право собственности (ранее возникшее право) Тарлавиной Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Определением судьи от 20 марта 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Росреестра по Оренбургской области, в качестве соответчика Тарлавин А.И.
Представители истца – администрации Александровского района Оренбургской области, ответчика – администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, ответчик Тарлавин А.И., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Росреестра в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела по существу не просили.
От представителя администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области Мозалова П.П. поступило заявление о рассмотрении дела его отсутствие.
Ответчик Тарлавин А.И. в телефонограмме выразил согласие с исковыми требованиями и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд, приходит к следующему.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно пункту 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу части 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (ред. от 14 февраля 2024 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В пункте 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ (ред. от 14 февраля 2024 года) «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством (статья 44 ЗК РФ, пункт 1 статьи 235 ГК РФ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о праве собственности на землю № 2, выданному 12 октября 1997 года на основании решения администрации Добринского сельсовета Тарлавиной Д.А. предоставлен для огородничества земельный участок площадью 0,08 га (л.д. 8).
Из выписки из похозяйственной книги от 5 февраля 2024 года № 21, выданной администрацией Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области, следует, что Тарлавиной Д.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, предоставленный для огородничества общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем в похозяйственной книге № 1, л/счет № 4 за 1991-1996 годы сделана запись на основании свидетельства о праве собственности на землю от 12 октября 1992 года № 2, выданного администрацией Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области (л.д. 9).
В ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, в частности: «Дата присвоения кадастрового номера – 12 октября 1992 год, местоположение: <адрес>, площадью 800 кв.м., разрешенное использование: огородничество, категория земель: земли населенных пунктов. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о вещных правах на объект недвижимости, не зарегистрированных в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества. Вид права: индивидуальная собственность. Правообладатель: Тарлавина Д.А., реквизиты документа-основания: изменение к перечню ранее учтенных земельных участков от 18 июня 2007 года №, сведения о зарегистрированных правах и об описании местоположения земельного участка отсутствуют» (л.д. 63-65).
Тарлавина Дарья Алексеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, последнее место жительства умершего: <адрес>, о чем 26 мая 1998 года составлена запись акта о смерти №, выдано свидетельство о смерти I-РЖ № (л.д. 36).
Наследственное дело после смерти Тарлавиной Д.А. не заводилось (л.д. 27).
Определяя круг наследников, к имуществу умершей Тарлавиной Д.А., суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО14. и ФИО8 заключили брак, о чем составлена запись №, после брака супругам присвоена фамилия ФИО13 (л.д. 29). ФИО15. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35)
В период брака у супругов Тарлавиных И.Ф. и Д.А. родились дети: ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Владимир, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-34).
Из ответа администрации Добринского сельсовета Александровского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Тарлавина Д.А. на день смерти проживала одна по адресу: <адрес>. После ее смерти по данному адресу проживали: ФИО9, и его мать ФИО10, которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
Таким образом, единственным наследником после смерти Тарлавиной Д.А. является ее сын – ответчик Тарлавин А.И.
Спорный объект недвижимости в реестре муниципального имущества Александровского района Оренбургской области не значится (л.д.49), процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества не проходил, в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области не включен (л.д. 48).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона № 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Исходя из положений Федерального закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 Федерального закона № 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом в силу части 4 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 1992 году, сведения имеют статус «актуальные, ранее учтенные», но, несмотря на то обстоятельство, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о его правообладателе – Тарлавиной Д.А., сведения о регистрации в установленном порядке права собственности на участок отсутствуют, таким образом, снятие данного земельного участка с кадастрового учета в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 70 Закона № 218-ФЗ недопустимо, в связи с чем, указанный земельный участок может быть снят с кадастрового учета только в судебном порядке.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ к правообладателям земельных участков относятся собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ (ред. от 13 июня 2023 года) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района.
В силу статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация составляет структуру органов местного самоуправления.
Таким образом, местная администрация, как орган местного самоуправления, осуществляет все полномочия собственника земельных участков, указанных в части 2 статьи 11 Федерального закона № 171-ФЗ.
Нахождение на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером № затрагивает права органа местного самоуправления.
В связи со смертью указанного правообладателя и бездействия наследников по снятию земельного участка с кадастрового учета, суд приходит к выводу о том, что снять спорный земельный участок с государственного кадастрового учета силами и средствами истца в административном порядке не представляется возможным.
Вместе с тем, порядок действий по дальнейшему определению судьбы земельного участка законом не регламентирован, вследствие чего суд полагает возможным снятие спорного земельного участка с государственного кадастрового учета в рассматриваемом случае только в судебном порядке
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Из положений части 1 статьи 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В статье 12 ГК РФ перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
Частью 3 статьи 11 ГПК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированную статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Поскольку земельный участок в 1992 году был передан в частную собственность Тарлавиной Д.А., которая являлась правообладателем до момента смерти – ДД.ММ.ГГГГ, однако при жизни право собственности на спорный земельный участок не зарегистрировала, а наследники после ее смерти не оформили право собственности на него, то администрация Александровского района Оренбургской области обратилась в суд с настоящим заявлением правомерно, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации Александровского района Оренбургской области удовлетворить.
Прекратить право собственности (ранее возникшее право) Тарлавиной Дарьи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2024 года.