Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-125/2020 (2-2575/2019;) ~ М-2562/2019 от 20.12.2019

Дело № 2-125/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2020 года город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Мисриевой А.В.,

с участием:

истца – Чикина Е.В.,

представителя ответчика - ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России по доверенности Каширина С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи гражданское дело по иску Чикина Евгения Васильевича к филиалу ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России бюро МСЭ №13, ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» о признании решения медико-социальной экспертизы незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Чикин Е.В., отбывающий по приговору суда наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области, обратился в суд с исковым заявлением к филиалу ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России бюро МСЭ №13. В заявлении указал, что у него имеется ряд заболеваний, в связи с чем он имеет право на признание его инвалидом. Решением ответчика от 18.06.2019 ему (истцу) отказано в установлении группы инвалидности. Указанное решение ответчика он считает незаконным. Просил признать решение ответчика от 18.06.2019 об отказе в назначении ему группы инвалидности незаконным.

Определением судьи от 24.12.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России.

Определением суда от 22.01.2020 изменено процессуальное положение ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» по данному делу на соответчика.

Представители ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России бюро МСЭ №13 и ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.

В судебном заседании Чикин Е.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно объяснил, что оспариваемым решением он не согласен, так как имеющиеся у него заболевания являются основанием для установления ему группы инвалидности. При проведении освидетельствования комиссия врачей не полностью опросила его о состоянии здоровья и способности к самообслуживанию, не учло имеющееся у него заболевание органов зрения. Иных решений, кроме решения бюро МСЭ №13 от 18.06.2019 он не оспаривает.

    Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России по доверенности Каширин С.И. иск не признал. Объяснил, что оснований для установления группы инвалидности истцу не имелось. Имевшие место быть на момент обследования у истца заболевания не привели к ограничению основных категорий жизнедеятельности истца и не являлись основанием для установления истцу группы инвалидности. Решение МСЭ от 18.06.2019 законно и обоснованно. Истец обжаловал принятое решение в ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России и в ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России и вышестоящими организациями решение от 18.06.2019 было оставлено без изменения.

Представитель филиала бюро МСЭ №13 в судебное заседание не явился. В судебном заседании 22.01.2020 руководитель филиала бюро МСЭ №13 Карташов О.Н., одновременно представляющий по доверенности интересы ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России, иск не признал, ссылаясь на те же доводы.

Суд с учетом мнения сторон счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика.

Заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит иск Чикина Е.В. не подлежащим удовлетворению.

Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 (с последующими изменениями), а также Классификациями и критериями, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024 н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".

В соответствии с пунктом 5 приведенных Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания лица инвалидом (пункт 6 Правил). В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (пункт 7 Правил).

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Гражданин, находящийся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к настоящим Правилам, нуждающийся в первичном протезировании, направляется на медико-социальную экспертизу в срок, не превышающий 3 рабочих дней после проведения указанной операции. В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий. Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 января 2019 года N 52н/35н
утвержден " Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы".

Согласно пункту 4 классификаций и критерий, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024 н, выделяются четыре степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которые оцениваются в процентах и устанавливаются в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

    Согласно ч. 6 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно ч. ч. 1, 2, 6 ст.101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Приказом Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 года N 233 утвержден «Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы".

    Согласно п. 2 Порядка медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

     Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения.

     Согласно п.п. 13, 14 Порядка переосвидетельствование осужденного, признанного инвалидом, осуществляется в соответствии с Правилами. При переосвидетельствовании осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает заблаговременное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы.

В судебном заседании установлено, что по приговору суда Чикин Е.В. с сентября 2018 года отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Липецкой области.

18.06.2019 года Чикин Е.В. освидетельствован очно первично комиссией бюро медико-социальной экспертизы № 13 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России для группы инвалидности, разработки индивидуальной программы реабилитации или абитализации инвалида.

При освидетельствовании Чикин Евгений Васильевич предъявлял жалобы на .............

Из анамнеза: находится в местах лишения свободы с 2018 года. Со слов, болен .............

В стационаре проводилось лечение............. Выписан с улучшением.

По данным амбулаторной карты осматривался окулистом 01.11.2018: ............. Осмотр окулиста от ............. дагноз: .............

Динамика глюкозы крови: 05.03.2019 года - ............. 27.05.19 - ............. Постоянно принимает .............

При осмотре: .............

.............

.............

В связи с недостаточностью данных для вынесения решения была составлена программа дополнительного обследования, включающая в себя консультацию врача-офтальмолога для определения остроты зрения с коррекцией и периметров зрения. Программа была доведена до сведения Чикина Е.В. и от него было получено согласие на ее проведение.

28.06.2019 прибыл законный представитель Чикина Е.В.. Программа дополнительного обследования выполнена не была. Решение специалистами медицинского бюро было принято на основании имеющихся данных, согласно которому установлен следующий клинико-функциональный диагноз: .............

Решением комиссии от 28.06.2019 инвалидность Чикину Е.В. не установлена. Комиссия обосновала решение тем, что по результатам медико-социальной экспертизы на основании комплексного анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных, представленных в медицинских документах, медицинской карте амбулаторного больного, результатов объективного осмотра .............

23.07.2019 Чикин Е.В. обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России с жалобой на решение бюро МСЭ №13.

12.08.2019 Чикин Е.В. был освидетельствован комиссией экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России в порядке контроля за решением бюро МСЭ №13.

Специалистами экспертного состава была проанализирована представленная медицинская документация, имеющиеся рентгеновские снимки, оценена динамика заболевания, проведен медицинский осмотр, согласно которому .............

По результатам проведенной очной медико-социальной экспертизы выявлены .............

Решением экспертного состава №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России от 12.08.2019 решение бюро МСЭ № 13 от 28.06.2019 года оставлено без изменения.

Чикин Е.В. обжаловал решение экспертного состава №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России в ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты РФ.

27.09.2019 в экспертном составе № 14 ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда России по итогам проведения заочной медико-социальной экспертизы было вынесено решение об отказе в установлении инвалидности Чикину Е.В..

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, актами медико-социальной экспертизы, делами освидетельствования в бюро МСЭ, в том числе протоколами медико-социальной экспертизы, заявлениями и направлениями на МСЭ, выписными эпикризами.

Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

Довод Чикина Е.В. о незаконности оспариваемого решения бюро МСЭ №13 от 28.06.2019 и наличии оснований для установления группы инвалидности судом во внимание не принимается, поскольку этот довод истцом не подтвержден и опровергается собранными по делу доказательствами. При проведении медико-социальной экспертизы истца не было установлено наличие критериев, позволяющих установить истцу группу инвалидности. Каких-либо нарушений процедуры проведения освидетельствования истца не установлено. При проведении освидетельствования истца нарушений прав истца ответчиком допущено не было, обжалуемое решения принималось в порядке, предусмотренном действующим законодательством, исходя из комплексной оценки состояния организма истца, с учетом непосредственного осмотра и изучения представленных документов.

    Кроме того, суд учитывает, что истец оспорил решение бюро МСЭ №13 от 28.06.2019 во внесудебном порядке в вышестоящие организации, которые подтвердили правильность вывода комиссии врачей бюро МСЭ №13. Решения вышестоящих органов на момент рассмотрения дела являются действующими, не были признаны не законными в судебном порядке, а Чикин Е.В. таких требований в судебном заседании не заявлял.

    В случае ухудшения состояния здоровья истец имеет возможность обратиться в МСЭ с заявлением о проведении повторного освидетельствования для установления оснований инвалидности.

На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чикина Е.В. и отказе ему в удовлетворении иска в полном объеме.

     Определением судьи от 24.12.2019 Чикин Е.В. при подаче иска был предоставлена освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем оснований для взыскания с истца судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ №13, ░░░ «░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░ 2020 ░░░░.

2-125/2020 (2-2575/2019;) ~ М-2562/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чикин Евгений Васильевич
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России
ФКУ "ГБ МСЭ по Липецкой области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №13
Другие
Карташов Олег Николаевич
Каширин Сергей Иванович
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Стрельцов С.Н.
Дело на сайте суда
eletsgorsud--lpk.sudrf.ru
20.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.01.2020Судебное заседание
22.01.2020Судебное заседание
11.02.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2020Дело оформлено
18.11.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее