№ 12-1063/2023
УИД №03RS0007-01-2023-006923-45
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 декабря 2023 г. г.Уфа
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,
с участием Юматова А.В.,
представителя ООО УК «Микрорайон Радио» - Камалтдиновой Р.Ф., действующей на основании доверенности от < дата >, выданной сроком на один год,
представителя Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, должностного лица, вынесшего решение, Крючкова Е.В., действующего на основании ... от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А. В. на постановление государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Тухбатуллина Р. Г. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору Крючкова Е. В. от < дата >,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Тухбатуллина Р.Г. ... от < дата > главный инженер ООО УК «Микрорайон Радио» Юматов А.В. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору Крючкова Е.В. от < дата > постановление от < дата > оставлено без изменения, жалоба главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными решениями должностных лиц, Юматов А.В. обратился в суд с жалобой, просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что установленные на этажах деревянные ящики не являются его зоной ответственности, согласно протоколу общего собрания жильцов МКД ответственность за установку и содержание ящиков несут сами владельцы (собственники помещений). Кроме того, представлен акт о размещении уведомления об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, где зафиксировано, что управляющей компанией была предпринята попытка устранить выявленные недостатки. По решению собственников помещений в МКД, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в МКД могут быт переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Таким образом, деревянные ящики являются общедомовым имуществом собственников жилья в МКД, при этом передача указанного общедомового имущества в пользовании третьим лицам возможно только по решению собственников МКД. ООО УК «Микрорайон Радио» осуществляет деятельность только по обслуживанию МКД. Ни Управляющая компания, ни главный инженер не являются собственниками общедомового имущества, жильцы МКД не предоставляли последним места общего пользования для установки и хранения деревянных ящиков, протоколом общего собрания жильцов.
Жалоба направлена в суд < дата >, то есть в течение установленного законом срока (л.д.18).
В судебном заседании Юматов А.В., представитель ООО УК «Микрорайон Радио» - Камалтдинова Р.Ф. доводы жалобы поддержали, просили отменить решения должностных лиц. Пояснили, что в настоящее время все нарушения устранены, что подтверждается фотографиями, актами. Деревянные ящики были вынесены на улицу силами управляющей компании. Некоторые собственники занесли ящики в квартиры, но на следующий день уже их вынесли. К одному из собственников попасть в квартиру не смогли. По перегородкам выставили требования к собственникам о предоставлении разрешительной документации на реконструкцию общедомового имущества.
Представитель Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан, должностное лицо, вынесшее решение, Крючков Е.В. просил оставить постановление и решение без изменения. Пояснил, что после вынесения предписания должностное лицо Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан выезжал на осмотр МКД. Действительно, почти все нарушения устранены, кроме демонтажа перегородки и ликвидации одного деревянного ящика.
Должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от < дата > № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» сведения о прохождении дел в суде (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, с учетом особенностей соответствующего судопроизводства) находится в открытом доступе в сети Интернет.
Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Юматова А.В.) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В силу ст.1 Федерального закона от < дата > N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (абз.2); требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (абз.4); нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (абз.5).
Согласно ст.38 Федерального закона от < дата > N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
На основании ч.ч.1, 3 ст.5 Федерального закона от < дата > N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
На основании ч.1 ст.53 Федерального закона от < дата > N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Согласно п.50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1479, руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному клапану пожарного крана и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы их фиксации в закрытом положении. Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
На основании пп.«в» п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1479, запрещается эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией, а также обертывать электролампы и светильники (с лампами накаливания) бумагой, тканью и другими горючими материалами
Подпунктом «к» пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1479, предусмотрено, что на объектах защиты запрещается устраивать в лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и площадками вещи, мебель, оборудование и другие предметы, выполненные из горючих материалов.Из материалов дела об административном нарушении следует, что на основании решения о проведении внепланового инспекционного визита от < дата > ..., в период времени с 09.30 час. по 10.30 час. < дата > был проведен внеплановый инспекционный визит за соблюдением требований пожарной безопасности на объекте контроля (надзора) – здание и помещений многоквартирного жилого дома по адресу: ..., ...
В ходе проверки установлено, что Юматов А.В. является ответственным по пожарной безопасности должностным лицом.
В ходе проведенного внепланового инспекционного визита были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
На лестничных площадках с 1 по 9 этаж расположены деревянные ящики для хранения, строительный мусор, чем нарушены требования ч.1 ст.53 Федерального закона от < дата > N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп.«к» п.16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1479;
В объеме лестничной клетки с 1 по 9 этаж допущена эксплуатация электрических светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), чем нарушены требования пп.«в» п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1479;
На лестничной площадке между 1 и 2 этажом 6 подъезда смонтирована деревянная дверь с перегородками из дерева, образующих помещение для использования в личных целях (кладовая, подсобное помещение и т.п.), чем нарушены требования пп.«б» п.27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > N 1479.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматов А.В. к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч.ч.1 и 2 и ст.2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц, следовательно, главный инженер ООО УК «Микрорайон Радио» Юматов А.В. является надлежащим субъектом по данному делу.
Факт совершения нарушения подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по ... Лоскутова Н.В. ... от < дата > (л.д.23-25);
- приказом ... от < дата > о принятии Юматова А.В. на работу в ООО УК «Микрорайон Радио» в должности - главный инженер (л.д.27);
- решением о проведении внепланового инспекционного визита ... от < дата > (л.д.28-33);
- актом внепланового инспекционного визита ... от < дата >, из которого следует, что в многоквартирном доме по адресу: ..., ..., ..., установлены нарушения требований пожарной безопасности (л.д.34-37);
- предписанием об устранении выявленных нарушений ... от < дата > (л.д.38-40).
Решением государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору Крючкова Е.В. от < дата > постановление от < дата > оставлено без изменения, жалоба главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. оставлена без удовлетворения.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, у судьи не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Оснований для переоценки доказательств по делу не имеется.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о наличии в действиях главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо данных, свидетельствующих о заинтересованности должностных лиц в исходе дела, не имеется.
Не доверять указанным в процессуальных документах сведениям, у судьи оснований нет, поскольку, внеслужебных отношений между правонарушителем и должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля, не установлено, личных неприязненных отношений нет, поэтому законные действия должностных лиц по пресечению совершения административного правонарушения не могут рассматриваться как их личная заинтересованность в исходе рассмотрения дела.
Оснований для недоверия сведениям относительно события и фактическим обстоятельствам правонарушения, изложенным инспектором, находившимся при исполнении служебных обязанностей, в протоколе об административном правонарушении не усматривается.
Из материалов данного дела не усматривается, что привлекаемым к административной ответственности должностным лицом своевременно предприняты необходимые меры, направленные на соблюдение требований норм Федерального закона.
Доказательств объективной невозможности своевременного исполнения требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении совокупность доказательств вопреки доводам заявителя является достаточной для вынесения вышеуказанного решения по делу.
Требования ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст.26.1 данного Кодекса.
Деяние должностного лица главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. правильно квалифицировано по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено главному инженеру ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. к административной ответственности соблюден.
Постановление о привлечении главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления должностного лица, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Вместе с тем, судья приходит к выводу о возможности замены наказания, назначенного должностному лицу в виде штрафа в размере 20000 рублей на предупреждение.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в настоящее время указанные нарушения требований пожарной безопасности устранены, что подтверждается фотоматериалами, представленными стороной защиты, не оспаривалось представителем административного органа (л.д.102-142).
Ранее к административной ответственности Юматов А.В. не привлекался, иного материалы дела не содержат.
Более того, ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве наказания предусмотрено предупреждение.
Учитывая приведенные обстоятельства, характер совершенного административного правонарушения, полагаю возможным изменить назначенное главному инженеру ООО УК «Микрорайон Радио» Юматову А.В. административное наказание на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Тухбатуллина Р. Г. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить главному инженеру ООО УК «Микрорайон Радио» Юматову А. В. административное наказание в виде предупреждения, чем удовлетворить жалобу главного инженера ООО УК «Микрорайон Радио» Юматова А. В..
В остальной части постановление государственного инспектора г.Уфы по пожарному надзору Тухбатуллина Р. Г. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору Крючкова Е. В. от < дата > оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.С. Егорова