Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-378/2024 ~ М-113/2024 от 19.02.2024

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Касимов 01 июля 2024 года

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Антиповой М.Н., с участием

истца Шаныгиной А.Е.,

представителя ответчика администрации муниципального образования - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области – главы муниципального образования Прохоровой О.Н., действующей на основании решения №25/105 от 20.09.2021 года и представившей удостоверение от 29.09.2021 года,

представителя органа опеки и попечительства Администрации Касимовского муниципального района Ларьковой Д.С., действующей на основании доверенности №17 от 09.01.2024 года сроком до 31.12.2024 года,

старшего помощника Касимовского межрайонного прокурора Ни М.А.,

при секретаре Жакиной М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Шаныгиной А.Е., Шаныгиной В.Е. к администрации МО - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области о признании договора социального найма недействительным в части признания истцов членами семьи нанимателя, к Управлению образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, к Министерству образования Рязанской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

у с т а н о в и л:

Шаныгина А.Е., Шаныгина В.Е. обратились в Касимовский районный суд Рязанской области с исковыми требованиями к администрации МО - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области о признании договора социального найма недействительным в части признания истцов членами семьи нанимателя. Заявленные требования мотивированы тем, что в 2008 году администрацией МО - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области с Соколковой Зинаидой Николаевной на основании постановления администрации МО-Ахматовское сельское поселение от 11.07.2008 года был заключен договор социального найма жилого помещения - квартиры, состоящей из трёх комнат, общей площадью 59 кв.м, в том числе жилой 43,5 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с нанимателем жилого помещения в договор были вписаны как совместно проживающие: С.В.М.. (муж), Ш.Е.В. (дочь), С.Л.И. (внучка), Шаныгина А.Е. (внучка), Шаныгина В.Е. (внучка). Но в 2007 году истцы остались без попечения родителей, которые были лишены родительских прав по решению Касимовского районного суда Рязанской области. Шаныгина А.Е., Шаныгина В.Е. проживали в приемной семье с К.З.В. по адресу: <адрес>. В 2020 году органы опеки и попечительства Касимовского района Рязанской области подали документы в Министерство образования и миолодежной политики Рязанской области на включение истцов в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья, но пришёл отказ, так как по договору социального найма у истцов имеется жильё. Поскольку в действительности Шаныгина А.Е., Шаныгина В.Е. в указанной квартире не проживали и не являлись членами семьи нанимателя указанного жилого помещения, то истцы не могут получить жильё, в связи с чем вынуждены обратиться в суд с данным иском.

В последующем истцы дополнили свое требование требованиями о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и об установлении факта невозможности их проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, ввиду того, что в указанном жилом помещении в настоящее время остается проживать их мать Шаныгина Е.В., лишенная в отношении истцов родительских прав, а утраченные с ней с 2007 все социальные связи до настоящее времени не восстановлены.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования Рязанской области.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Касимовский межрайонный прокурор.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района <адрес>.

В судебном заседании истец Шаныгина А.Е. поддержала заявленные требования, полагая, что в 2008 году Администрация муниципального образования - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области не обоснованно включила её в состав семьи ей бабушки С.З.Н. и включила её в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> поскольку на момент заключения указанного договора она (Шаныгина А.Е.) уже не являлась членом семьи нанимателя, поскольку её мать Шаныгина Е.В. была лишена родительских прав в отношении неё на основании решения Касимовского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время социальный контакт с Шаныгиной Е.В. у неё не восстановлен в виду негативных детских воспоминаний, Шаныгина Е.В. для неё является чужим человеком, с ней она не общается. С 2007 года спорную квартиру она (Шаныгина А.Е.) не посещает, её вещей там никаких нет. С 2007 года и до окончания школы она проживала в приемной семье К.З.В., после окончания школы в связи с поступлением на обучение в Касимовский техникум водного транспорта она проживала в общежитии в г.Касимове, а с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она проживает в г.Рязани, имея регистрацию по месту пребывания в общежитии по адресу: <адрес>, так как является студенткой Рязанского агротехнического университета.

Истец Шаныгина В.А., извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, письменным заявлением просила рассмотреть дело в её отсутствие в связи с нахождением на большом сроке беременности. Ранее в судебных заседаниях по делу давала аналогичные пояснениям Шаныгиной А.Е. пояснения.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области Прохорова О.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. исковых требований, полагая, что истцы подлежат обеспечению жилыми помещениями на основании договоров найма, поскольку с 2007 года они являются детьми, оставшимися без попечения родителей, не являются ни членами семьи С.З.Н., с которой в 2008 году был заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ни членами семьи их биологической матери Шаныгиной Е.В. Истцы указанную квартиру никогда не посещают. В настоящее время в указанной квартире проживает Шаныгина Е.В. со своим сожителем, они злоупотребляют спиртным. По сведениям Шаныгиной Е.В. её еще одна дочь С.Л.И., также зарегистрированная по указанному адресу, умерла, однако документов, подтверждающих данный факт не имеется. С.З.Н. и С.В.М. тоже умерли. Пояснила, что дом, в котором расположена указанная квартира, является двухквартирным, одну из квартир которого оформил в собственность Втулкин еще до передачи её в муниципальную собственность Ахматовского сельского поселения, а вторая квартира, которую занимала семья С.З.Н., после распада колхоза была передана в муниципальную собственность Ахматовского сельского поселения по акту приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ, но с указанием номера квартиры как , что является технической ошибкой. Занимаемая Шаныгиной Е.В. квартира в реестре муниципальной собственности значится как квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В настоящее время в Ахматовском сельском поселении Касимовского муниципального района Рязанской области отсутствует иное муниципальное жилье для возможности размена (обмена) указанной квартиры.

Ответчик Министерство образования Рязанской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, имеется письменное возражение по заявленным требованиям, в которых указано, что истцы в мае 2020 года обратились в Министерство образования Рязанской области о включении их в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями». Приказом министерства от 14.08.2020 года №813 истцам отказано во включении их в такой Список в связи с наличием у них муниципального жилья по адресу: <адрес>, а также в виду отсутствия документа об установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении, так как приказами от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченный орган - Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области (УОМП Касимовского района) принято решение об отказе в установлении факта невозможности проживания истцов в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в связи с отсутствием предусмотренных законодательством оснований в установлении факта невозможности проживания. Кроме того, заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы муниципального образования – Касимовский муниципальный район Рязанской области от 09.06.2015 года №698 (в ред. от 21.02.2023 года №146) установлено отсутствие оснований для признания данной квартиры непригодной для жилья.

Ответчик Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направил, имеется письменное пояснение по делу, в котором представителем указанного ответчика также просил признать недействительным договор социального найма в части признания членами семьи нанимателя Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. в виду того, что их мать Шаныгина Е.В. была лишена родительских прав, а истцы проживали по другому месту жительства и их отсутствие в спорном жилом помещении не носило временный характер. Также просили обязать Министерство образования Рязанской области включить истцов в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Представитель третьего лица – органа опеки и попечительства Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Ларькова Д.С. в судебном заседании полагала, что исковые требования истцов подлежат удовлетворению, представила акт обследования жилищно – бытовых условий Шаныгиной Е.В. по адресу: <адрес>, и заключение об установлении факта невозможности проживания истцов в указанном жилом помещении, из которых следует, что по вышеуказанному адресу в настоящее время проживает Шаныгина Е.В., лишенная в отношении истцов родительских прав на основании вступившего в законную силу 25.12.2007 года решения Касимовского районного суда Рязанской области от 28.11.2007 года. Совместно с Шаныгиной Е.В. в указанном жилом помещении проживает её сожитель Л.В.В. Присутствие посторонних предметов, одежды, а также предметов личной гигиены, принадлежащих Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. не обнаружено. Со слов Шаныгиной Е.В. истцы прекратили поддерживать с ней отношения с 2007 года, после достижения истцами возраста совершеннолетия они также совместно с Шаныгиной Е.В. время не проводили, не общались, общие семейные ценности и традиции отсутствуют.

Третье лицо Шаныгина Е.В., извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, об уважительной причине своей неявки суду не сообщила, ранее в судебных заседаниях по делу сообщила, что не поддерживает какого-либо контакта со своими дочерьми Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е с 2007 года. Квартиру, в которой она проживает по адресу: <адрес>, истцы никогда не посещают.

Старший помощник Касимовского межрайонного прокурора Ни М.А. в судебном заседании дал заключении о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами исковых требований.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание участников процесса, изучив доводы, изложенные в иске, в отзыве ответчика Министерства образования Рязанской области на исковое заявление, и материалы дела, суд, принимая во внимание заключения прокурора и органа опеки и попечительству, приходит к следующему.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ действующей до 01 января 2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абзац 3 ч.1 указанной статьи введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Частью 2 указанной статьи также было предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) (в редакции, действующей в 2010 году), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1)

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действующей в 2010 году) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действующей в 2010 году) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ч.4 ст.57 ЖК РФ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.4 ст.57 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что истец Шаныгина А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является зарегистрированной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается отметкой в её паспорте гражданина Российской Федерации (л.д.34) и домовой книгой (л.д.91-93).

Истец Шаныгина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является зарегистрированной по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается отметкой в её паспорте гражданина Российской Федерации (л.д.35) и домовой книгой (л.д.91-93).

Судом установлено, что данная регистрация с указанного времени была произведена по месту фактического проживания и регистрации их матери Шаныгиной Е.В. (л.д.56).

Из сообщения ответчика Администрации муниципального образования – Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес> до октября 2008 года принадлежала колхозу им.Калинина. В ней проживали и были зарегистрированы по день своей смерти работники колхоза С.З.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ (умерла ДД.ММ.ГГГГ), С.В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (умер ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по указанному адресу зарегистрирована дочь С. - Шаныгина Е.В., а также дочь Шаныгиной Е.В. - С.Л.И., 1989 года рождения. Новорожденные дети Шаныгиной Е.В. – Шаныгина А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Шаныгина В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства их матери Шаныгиной Е.В. по настоящее время (л.д.52).

Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, фактически является двухквартирным жилым домом, общей площадью 117,9 кв.м., что подтверждается техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.112 - 115).

Постановлением Правительства Рязанской области от 22.10.2008 года №275 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования – Касимовский муниципальный район Рязанской области в собственность муниципального образования – Касимовский муниципальный район Рязанской области утверждено, согласно приложению , имущество, находящееся в Ахматовском сельском поселении, в том числе квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 59,0 кв.м. (л.д.85-86).

На основании акта приема-передачи имущества муниципального образования – Касимовский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была передана в собственность муниципального образования - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области (л.д.88-90).

Судом установлено, что указание в данном постановлении и акте приема-передачи номера спорной квартиры как является технической опиской, поскольку фактически была передана квартира , занимаемая С.З.Н. и членами её семьи. Тогда как квартира еще до указанных приема- передачи была оформлена в собственность В.А.И. ДД.ММ.ГГГГ, как ? доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается пояснениями главы Ахматовского сельского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области Прохоровой О.Н., а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.134).

Таким образом, установлено, что истцы были вселены в квартиру дома по <адрес> и зарегистрированы в ней с рождения, то есть приобрели права нанимателей указанного жилого помещения еще до передачи данного жилого помещения в состав муниципальной собственности Ахматовского сельского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области.

После передачи указанной квартиры в состав указанного муниципального образования, Администрацией муниципальной собственности Ахматовского сельского поселения Касимовского муниципального района Рязанской области с нанимателем С.З.Н. ДД.ММ.ГГГГ был оформлен договор социального найма указанного жилого помещения с включением в него в качестве членов её семьи, С.В.М., Шаныгиной Е.В.., С.Л.И., Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е., то есть всех лиц, зарегистрированных в указанном жилом помещении до принятии его в муниципальную собственность.

Поскольку Шаныгина А.Е. и Шаныгина В.Е. на момент оформления указанного договора социального найма в установленном законом порядке не были признаны утратившими права пользования указанным жилым помещением, то оснований для невключения их в указанный договор социального найма не имелось, в том числе не имелось оснований для ограничения их прав на участие в бесплатной приватизации данного жилого помещения. Однако поскольку мать истцов Шаныгина Е.В. не воспользовалась, в том числе в интересах своих несовершеннолетних детей, правом на бесплатную приватизацию данного жилого помещения, то договор безвозмездной передачи (приватизации) данного жилого помещения не состоялся.

Решением Касимовского районного суда Рязанской области от 28 ноября 2007 года, вступившим в законную силу 25 декабря 2007 года, родители истцов – Ш.Е.С. и Шаныгина Е.В. лишены в отношении них родительских прав (л.д.17-18).

ДД.ММ.ГГГГ на основании договоров, заключенных органом опеки и попечительства администрации Касимовского муниципального района Рязанской области с К.З.В., Шаныгина А.Е. и Шаныгина В.Е. были переданы на воспитание в приемную семью К.З.В. (л.д.19-30).

Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (пункты 2, 6 части 3 статьи 11 ЖК РФ, абзац пятый статьи 12 ГК РФ, пункт 2 статьи 166 ГК РФ), а также прокурор (часть 1 статьи 45 ГПК РФ).

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, свидетельствующих о совершении ответчиком администрацией муниципального образования - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области неправомерных действий при решении вопроса о предоставлении ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения семье С.З.Н., в том числе истцам Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. или, что имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Российской Федерации.

Факт лишения родителей истцов родительских прав не является достаточным основанием для лишения несовершеннолетних детей права пользования жилым помещением, в которое они были вселены по факту своего рождения, и не смогли им пользоваться в силу объективных причин, не позволивших им в силу несовершеннолетнего возраста реализовывать в дальнейшем данное право.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истцов о признании недействительным в части их прав договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Вместе с тем рассматривая требование истцов об установлении факта невозможности их проживания в данном жилом помещении, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что требование истцов об установлении факта невозможности проживания в указанном жилом помещении заявлено для реализации их прав на получение жилья как детей – сирот, оставшихся без попечения родителей.    

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ).

Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список. (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ).

Судом установлено, что истцы Шаныгина А.Е. и Шаныгина В.Е. в 2020 году обращались в Министерство образования и молодежной политики Рязанской области с заявлением о включении их в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Приказом Министерства образования и молодежной политики Рязанской области №813 от 14 августа 2020 года отказано во включении их в такой список (л.д.68, 70).

В разъяснениях от 19 мая 2021 года по вопросу вынесенного приказа №813 от 18.08.2020 года Министерство образования и молодежной политики Рязанской области указало Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е., что причиной такого отказа явилось наличие у них прав нанимателей в отношении жилого помещения, расположенного пор адресу: <адрес>, а факт невозможности их проживания в указанном жилом помещении не установлен.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.8 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства Рязанской области от 08 мая 2013 года №117 утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Согласно п.2 указанного Порядка факт невозможности проживания в жилом помещении устанавливается центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным Правительством Рязанской области, либо органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, (далее - уполномоченный орган) на основании заявления законного представителя ребенка-сироты, достигшего возраста 14 лет, либо заявления ребенка-сироты, признанного судом дееспособным до достижения им возраста 18 лет, или лица из числа детей-сирот (далее - заявители).

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление образования и молодежной политики Касимовского района Рязанской области с заявлениями об установлении факта невозможности их проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (135-136).

Приказами Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области №269-ОД и №270-ОД от 09 июля 2021 года Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. отказано в установлении факта невозможности их проживания в указанном жилом помещении (л.д.136а-137).

Однако, из пояснений представителя Сектора по опеке и попечительству администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Ларьковой Д.С. в судебном заседании следует, что указанные приказы были вынесены в результате проверки лишь одного основания установления невозможности проживания заявителей в указанном жилом помещении, указанного ими в своих заявлениях, - а именно, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иные обстоятельства невозможности проживания истцов в данном жилом помещении на тот момент не исследовались, поскольку формой заявления, имеющейся в приложении к Порядку становления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, предусмотрена проверка лишь одного из четырех основания невозможности проживания лица в жилом помещении, указываемого таким лицом по его выбору.

Между тем, в силу п.9 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона N 159-ФЗ предусмотрено, что проживание лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит их интересам в связи с наличием такого обстоятельства как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 1 пункта 3 Порядка предусмотрено, что документом, подтверждающим факт невозможности проживания в жилом помещении, является вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, в случае проживания в жилом помещении лиц, лишенных родительских прав в отношении гражданина, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможность проживания которого в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается.

Статья 72 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает право нанимателя жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.

По смыслу части 3 названной статьи в судебном порядке право требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения имеют исключительно наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи, если между ним не достигнуто соглашение об обмене.

Таким образом, положения статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют вопросы обмена жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.

Исходя из приведенных законоположений в их системном единстве, наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения необходимо в случае, если речь идет о проверке возможности проживания указанных в статье 8 Закона N 159-ФЗ лиц в ранее занимаемых по договору социального найма жилых помещениях.

Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о возможности принятия жалобы В.Д.В., оспаривавшего конституционность абзаца второго подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Закона N 159-ФЗ, к рассмотрению, указал, что названное законоположение направлено на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих социализации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, не лишенного права заявить требование о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, при рассмотрении которого правоприменителю надлежит определить, противоречит ли интересам заявителя, достигшего совершеннолетия, проживание в двухкомнатной квартире вместе с его матерью, лишенной родительских прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года N 626-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.Д.В. на нарушение его конституционных прав абзацем вторым подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

А согласно кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 02.09.2020 года №48-КАД20-3-К7 ошибочным является отказ в установлении факта невозможности проживания заявителя в одной квартире с биологической матерью, лишенной в отношении него родительских прав, исключительно по тому основанию, что не представлено вступившее в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.

Таким образом, суд находит, что вынесенные Управлением образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области приказы -ОД и -ОД от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении факта невозможности проживания Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, препятствуют реализации истцам права на обеспечение жильем как лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, при рассмотрении судом настоящего дела было установлено, что другое муниципальное жилье, используемое по договорам социального найма для размена (обмена) спорного жилого помещения у наймодателя Администрации муниципального образования – Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области не имеется, что следует из сообщения от 01.07.ю2024 года .

Из составленного ДД.ММ.ГГГГ сектором опеки и попечительства управления образования и молодежной политики Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области акта обследования жилищно-бытовых условий Шаныгиной Е.В.., проживающей по адресу: <адрес>, следует, что по вышеуказанному адресу проживает Шаныгина Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая сожительствует с Л.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Шаныгина Е.В. не работает, живет на пенсию сожителя. <адрес> деревянного строения состоит из двух жилых помещений, которые имеют отдельные входы. Жилое помещение (квартира), в котором проживает Шаныгина Е.В. состоит из трех комнат, летней террасы, кладовой, холодного коридора, санузел совмещенный. Жилое помещение требует ремонта. В доме печное отопление, так как газ отключен из-за неуплаты, имеется централизованное холодное водоснабжение, канализация, еда готовиться на газовой плите, подключенной к газовому баллону. Имеется скромная мебель и бытовая техника. Спальные места оборудованы только для проживающих в жилом помещении Шаныгиной Е.В. и Л.В.В., имеются их личные вещи, сменная одежда, предметы быта. В результате обследования жилищно-бытовых условий установлено отсутствие предметов, принадлежащих Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е., а именно средств для ухода и личной гигиены (расчески, полотенца, зубные щетки и прочие предметы), сезонной одежды, канцелярских принадлежностей (тетради, ручки, карандаши, учебники). В подтверждение изложенных фактов представлен фотоматериал в количестве 20 фотографий.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ , представленном сектором опеки и попечительства управления образования и молодежной политики Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области указано, что из пояснений Шаныгиной Е.В. следует, сто истцы прекратили поддерживать родительско – детские отношения с ней с 2007 года. после достижения истцами совершеннолетия совместно с ней они время не проводили, не общались, отсутствуют семейные ценности и традиции.

Из показаний свидетеля Ф.О.М., являющейся фельдшером в ФАП д.Поповка Касимовского ММЦ, опрошенной в судебном заседании, следует, что семью Шаныгиных она знает давно, истцов выписывала из родильного дома. Работая длительный период в ФАП <адрес> по настоящее время она не видела истцов в <адрес> с 2007 года, то есть с момента, когда они были переданы в приемную семью. В настоящее время в <адрес> проживает биологическая мать истцов Шаныгина Е.В. со своим сожителем Л.В.В. Некоторое время, после отбытия уголовного наказания в колонии, 3- 4 года назад там проживала еще одна дочь Шаныгиной Е.В. – С.Л.И., однако она потом уехала в <адрес> и пропала. По последней информации она умерла. Сама Шаныгина Е.В. не имеет постоянного места работы, так как систематически употребляет спиртное.

Из показаний опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля К.Н.В. следует, что она является дочерью приемной матери истцов и ей известно, что истцы с момента поступления их в приемную семью К.З.В. в <адрес> не общались со своей биологической матерью, <адрес> не посещали. Однажды детей посетили их отец с бабушкой, которые были в нетрезвом состоянии, и после их визита дети были очень напуганы. После окончания школы истцы покинули приемную семью, так как поступили учиться в техникум водного транспорта в г.Касимове и переехали жить в общежитие в г.Касимов, приезжали к приемной маме на выходные и на каникулы. После окончания техникума они сразу поступили в Рязанский Агротехнологический университет и уехали жить в г.Рязань в общежитие, которое было предоставлено им от данного учебного заведения.

Из показаний опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля Е.В.В., воспитывавшейся также в приемной семье К.З.В., следует, что Шаныгина А.Е. и Шаныгина В.Е. с 2007 года со своими биологическими родителями не общались, <адрес> по их прежнему месту жительства не посещали.

Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ и , выданным ОВМ ОМВД России по <адрес>, Шаныгина А.Е. и Шаныгина В.Е. зарегистрированы по месту пребывания по адресу: <адрес> общежитие.

Однако, со слов истца Шаныгиной А.Е., они по данному адресу фактически не проживают, так как проживают в съемных жилых помещениях по договорам коммерческого найма: она - в <адрес>, а Шаныгина В.Е. – в <адрес>.

При указанных обстоятельствах суд находит установленным факт невозможного проживания истцов в жилом помещении, где они имеют постоянную регистрацию, по адресу: <адрес>.

При этом, то обстоятельство, что указанная квартира имеет общую площадь 59,0 кв.м, то есть соответствует учетной норме площади жилого помещения, приходящей на каждое зарегистрированное в настоящий момент в ней лицо (в Ахматовском сельском поселении учетная норма помещения установлена в размере 12 кв. м общей площади на одного человека) не имеет решающего значения в установлении факта невозможности проживания истцов в спорном жилом помещении. Указанная позиция отражена также в кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 05.06.2020 №9-КА20-1.

Установление невозможности факта проживания истцов в указном жилом помещении является в силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.05.2024) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основанием для включения истцов в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, соответственно в указанной части исковые требования Шаныгиной А.Е. и Шаныгиной В.Е. также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования Шаныгиной А.Е., Шаныгиной В.Е. к Управлению образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении и к Министерству образования Рязанской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, удовлетворить.

Установить факт невозможности в проживании Шаныгиной А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Рязанской области, код подразделения 620-019), и Шаныгиной В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Рязанской области, код подразделения 620-019) в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Возложить на Министерство образования Рязанской области включить Шаныгину А.Е. и Шаныгину В.Е. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В удовлетворении исковых требований Шаныгиной А.Е., Шаныгиной В.Е. к администрации муниципального образования - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области о признании договора социального найма недействительным, в части признания истцов членами семьи нанимателя, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2024 года.

Судья:

2-378/2024 ~ М-113/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Касимовский межрайонный прокурор Лахтиков Д.А.
Шаныгина Алина Евгеньевна
Шаныгина Виктория Евгеньевна
Ответчики
Администрация МО - Ахматовское сельское поселение Касимовского муниципального района РО
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Управление образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области
Другие
Орган опеки и попечительства управления образования и молодежной политики Администрации Касимовского муниципального района Рязанской области
Шаныгина Елена Викторовна
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Антипова Марина Николаевна
Дело на сайте суда
kasymovsky--riz.sudrf.ru
19.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2024Передача материалов судье
22.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.03.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Предварительное судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2024Дело оформлено
23.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее