Дело № 2-4148/2023
УИД 44RS0001-01-2023-004159-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при секретаре Цепенок А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Костромы в интересах Соловьевой ВЮ к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями,
установил:
Прокурор города Костромы, действуя в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Соловьевой В.Ю., обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что прокуратурой города Костромы по обращению Соловьевой В.Ю. проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой установлено, что Соловьева В.Ю., <дата> года рождения, имеет заболевание «...», состоит на амбулаторном учете в поликлинике взрослых № ОГБУЗ «Городская больница города Костромы». Согласно назначению врача Соловьева В.Ю. нуждается в приеме лекарственных препаратов, а также использовании медицинских изделий – тест-полосок для определения уровня глюкозы в крови не менее 4 раз в сутки (потребность не менее ... шт. в месяц) и игл для инсулиновых шприц-ручек (потребность не менее ... шт. в месяц). По информации, предоставленной ГУП «Костромская областная аптечная база» и департаментом здравоохранения Костромской области, Соловьева В.Ю. тест-полосками для проведения диагностики глюкозы в крови и иглами для инсулиновых шприц-ручек в <дата> году не обеспечивалась, что свидетельствует о ненадлежащей организации обеспечения медицинскими изделиями департаментом здравоохранения Костромской области. С учетом изложенного прокурор города Костромы просит возложить на департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать обеспечение Соловьевой В.Ю., <дата> года рождения, медицинскими изделиями тест-полосками к глюкометру, иглами для инсулиновых шприц-ручек в необходимом объеме по медицинским показаниям.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ОГБУЗ «Городская больница города Костромы», ГУП «Костромская областная аптечная база».
В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Михина Д.А. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Материальный истец Соловьева В.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови являются расходным материалом к глюкометру, а не средствами диагностики, в связи с чем они не могут быть предоставлены на льготной основе. Кроме того, отметил, что все рецепты, выписанные Соловьевой В.Ю. ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» в истекшем периоде <дата> года и предъявленные в аптечную организацию, обслужены.
Третьи лица ОГБУЗ «Городская больница города Костромы», ГУП «Костромская областная аптечная база» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Понятие медицинских изделий закреплено в части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ, согласно которой медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний, включающий, в том числе, сахарный диабет.
Данное заболевание поименовано и в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890, в соответствии с которым при амбулаторном лечении сахарного диабета по рецептам врачей бесплатно отпускаются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Перечень категорий заболеваний при лечении которых лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания предоставляются бесплатно за счет средств регионального бюджета Костромской области, утвержден приказом департамента здравоохранения Костромской области от 21 июня 2017 года № 353 «О порядке информационного обмена в системе обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания граждан в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального и регионального бюджетов на территории Костромской области». В соответствии с этим перечнем диабет сахарный определен в качестве заболевания, при лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики предоставляются бесплатно.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <дата> год и на плановый период <дата> и <дата> годов (далее – Программа).
Разделом V Программы определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VII Программы территориальная программа государственных гарантий в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, сформированный в объеме не менее объема, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации на соответствующий год перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (субъект Российской Федерации, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, вправе предусмотреть возмещение субъекту Российской Федерации, в котором гражданин фактически пребывает, затрат, связанных с его обеспечением наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, в рамках межбюджетных отношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на <дата> год и на плановый период <дата> и <дата> годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2022 года № 2497.
По смыслу приведенных правовых норм, учитывая принадлежность глюкометра, являющегося тест-системой мониторинга глюкозы в крови для самоконтроля при лечении сахарного диабета, к средствам диагностики согласно ГОСТ Р ИСО 15197-2015, утвержденному приказом Госстандарта от 27.04.2015 № 299-ст «Об утверждении национального стандарта», суд полагает, что тест-полоски относятся к изделиям медицинского назначения.
Соответственно, бесплатное предоставление указанных расходных материалов входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется на основании рецепта врача.
Как следует из материалов дела, Соловьева В.Ю., <дата> года рождения, состоит на учете в ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» с диагнозом «сахарный диабет», получает инсулинотерапию.
Таким образом, Соловьева В.Ю. страдает заболеванием, входящим в Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а потому она должна быть бесплатно обеспечена лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в необходимом объеме.
Судом установлено, что лечащим врачом-эндокринологом Соловьевой В.Ю. в связи с имеющимся у нее заболеванием рекомендован контроль уровня глюкозы в крови по 3 измерения в сутки. Кроме того, Соловьевой В.Ю. требуются иглы для инсулиновых инъекций.
Из счета пациента на истекший период <дата> года следует, что тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови и иглы для инсулиновых шприц-ручек Соловьевой В.Ю. не выдавались.
При этом ОГБУЗ «Городская больница города Костромы» в департамент здравоохранения Костромской области направлялись заявки на обеспечение, в том числе, Соловьевой В.Ю. в <дата> году тест-полосками к глюкометру «...» и иглами для инсулиновых шприц-ручек.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание департамента и реализацию возложенных на него функций.
Из информации, предоставленной ГУП «Костромская областная база», следует, что медицинские изделия для определения уровня сахара в крови (тест-полоски, иглы), закупаются и распределяются департаментом здравоохранения Костромской области строго для детей до 18 лет, в связи с этим Соловьева В.Ю. в <дата> году не обеспечивалась указанными медицинскими изделиями.
Вместе с тем ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и иглами к инсулиновым шприц-ручкам не отвечает требованиям закона.
Принимая во внимание, что ходе судебного разбирательства факт того, что Соловьева В.Ю. тест-полосками для определения уровня глюкозы в крови и инсулиновыми иглами для шприц-ручек в необходимом объеме не обеспечена, нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о том, что невыполнение департаментом здравоохранения Костромской области, как органом исполнительной власти Костромской области, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения, возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В этой связи, учитывая, что Соловьева В.Ю. вправе получать социальную поддержку от государства в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, суд полагает, что имеются законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора города Костромы и возложения на ответчика обязанности обеспечить Соловьеву В.Ю. тест-полосками для определения содержания глюкозы в крови и иглами для инсулиновых шприц-ручек в необходимом количестве в соответствии с медицинскими показаниями.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░9 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ №) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, (░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.11.2023.