Постановление
г. Глазов 07 апреля 2022 года
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Кириллова О.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Кикаса Д.В., старшего помощника прокурора Шейко О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконферец-связи материалы по ч. 1 и ч. 2 ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении Кикаса Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Глазова УР, паспорт 9419 № выдан МВД по УР ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекался,
Установил:
Постановлением Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на основании изученного материала проверки, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Кикаса Д.В. по ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ, а именно – пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, Кикас Д.В., являясь приверженцем международного общественного движения «АУЕ», находясь в камерном помещении № режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР, расположенном по адресу: <адрес>, публично в целях пропаганды, демонстрировал сокамернику ФИО3 полотно с нанесенными рисунками, и надписями («жизнь ворам», «ПОСТ», «ЛХВС»,), относящимися к символике международного общественного движения «АУЕ».
Своими действиями Кикас Д.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Кроме того, постановлением Глазовского межрайонного прокурора Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на основании изученного материала проверки, возбуждено дело об административном правонарушении в отношении Кикас Д.В. по ч.2 ст. 20.3 КоАП РФ, а именно- изготовление в целях пропаганды символики экстремистской организации.
Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кикас Д.В., являясь приверженцем международного общественного движения «АУЕ», находясь в камерном помещении № режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР, расположенном по адресу: <адрес>, изготовил, в целях пропаганды, полотно с нанесенными рисунками, и надписями («жизнь ворам», «ПОСТ», «ЛХВС»), и другими изображениями, относящимися к символике международного общественного движения «АУЕ».
ДД.ММ.ГГГГ директором Института истории и социологии УдГУ ФИО4 дано заключение, что на территории РФ действует международное общественное движение «Арестантское уголовное единство». Движение имеет свою символику в виде восьмиконечной звезды с черно-белыми лучами и эполетом с головой тигра, восьмиконечной звездой, крыльями и свастикой, а также аббревиатуру в виде трех букв- «А.У.Е». Надпись «А.У.Е.», восьмиконечные звезды, размещенные на представленном для исследования фотоизображении, ассоциируются с воровской символикой «А.У.Е» до степени смешения.
ДД.ММ.ГГГГ Верховный суд России постановил признать международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской организацией и запретил деятельность в России «международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (другие наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.)» (далее по тексту – международное общественное движение «АУЕ»).
В соответствии со сведениями опубликованными на официальном сайте Минюста России в сети Интернет, указанное международное общественное движение включено в перечень НКО, ликвидированных в соответствии с ФЗ-114.
В связи с указанным, международное общественное движение «АУЕ» относится к числу экстремистских.
Тем самым, своими действиями Кикас Д.В. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.3 КоАП РФ.
Определением Глазовского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ постановления о возбуждении дел об административной ответственности о привлечении Кикаса Д.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ и по ч.2 ст. 20.3 КоАП РФ объединены в одно производство.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференцсвязи, Кикас Д.В. с протоколом согласился, вину признал, пояснил, что демонстрировал изображения в поддержку «воровских законов».
Представитель Глазовской межрайонной прокуратуры считает, что в действиях Кикаса Д.В. имеется состав административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч.2 ст. 20.3 КоАП РФ, просил привлечь виновного к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Частью 2 статьи 20.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны.
Положениями ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду не допускаются, устанавливается запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года №80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлен запрет на использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – ФЗ-114) к одним из видов экстремистской деятельности относится использование атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания экстремистской идеологии, а также публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
В силу ст. 15 ФЗ-114 за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ-114 установлено, что под экстремистской организацией понимается общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществление экстремистской деятельности.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Верховный суд России постановил признать международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) экстремистской организацией и запретил деятельность в России «международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (другие наименования «Арестантский уклад един», «Арестантское уркаганское единство», АУЕ, А.У.Е.)» (далее по тексту – международное общественное движение «АУЕ»).
В соответствии со сведениями опубликованными на официальном сайте Минюста России в сети Интернет, указанное международное общественное движение включено в перечень НКО, ликвидированных в соответствии с ФЗ-114.
В связи с указанным, международное общественное движение «АУЕ» относится к числу экстремистских.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Кикас Д.В., являясь приверженцем международного общественного движения «АУЕ», находясь в камерном помещении № режимного корпуса ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по УР, публично в целях пропаганды, демонстрировал сокамернику ФИО3 полотно с нанесенными рисунками, и надписями («жизнь ворам», «ПОСТ», «ЛХВС»,), относящимися к символике международного общественного движения «АУЕ». Кроме того, Кикас Д.В. изготовил, в целях пропаганды, полотно с нанесенными рисунками, и надписями («жизнь ворам», «ПОСТ», «ЛХВС»), и другими изображениями, относящимися к символике международного общественного движения «АУЕ».
Вина Кикаса Д.В. подтверждается рапортом инспектора дежурной службы ФКУ СИЗО-2 Мун Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, заключением директора истории и социологии УдГУ от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами объяснений Кикаса Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом объяснений ФИО3, справкой об изъятии фрагмента материи, фотоизображением.
Согласно заключению эксперта Института истории и социологии УдГУ от ДД.ММ.ГГГГ на территории РФ действует международное общественное движение «Арестантское уголовное единство». Движение имеет свою символику в виде восьмиконечной звезды с черно-белыми лучами и эполетом с головой тигра, восьмиконечной звездой, крыльями и свастикой, а также аббревиатуру в виде трех букв- «А.У.Е». Надпись «А.У.Е.», восьмиконечные звезды, размещенные на представленном для исследования фотоизображении, ассоциируются с воровской символикой «А.У.Е» до степени смешения.
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у суда не вызывает
Вынесенные Глазовским межрайонным прокурором УР постановления от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении производства по делу об административном правонарушении соответствуют предъявляемым законом требованиям, составлены надлежащим должностным лицом, являются мотивированными, недостатков не содержат.
Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что в действиях Кикаса Д.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1 и 2 ст.2.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенных им административных правонарушений, имущественное и финансовое положение, обстоятельства дела.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя, не усматривается.
Оснований для прекращения производства по делу в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ не имеется. Обстоятельств для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, прихожу к выводу о том, что в действиях Кикаса Д.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, а именно – публичное демонстрирование нацистской символики, а также символики, сходных с нацистской символикой до степени смешения, а также признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.3 КоАП РФ, а именно – изготовление в целях пропаганды символики экстремистской организации.
При назначении наказания суд учитывает то, что Кикас Д.В. вину в совершенном правонарушении признал полностью, ранее не привлекался к административной ответственности.
С учетом личности лица, привлекаемого к административной ответственности, факта совершения указанного административного правонарушения впервые, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, наличия смягчающего административную ответственность обстоятельства признание вины, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного положения правонарушителя, нахождении в настоящее время в изоляции и не имеющего источника дохода, учитывая то обстоятельство, что объектом посягательства совершенного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, а также с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного ареста.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 3.5, 29.1-29.11 КоАП РФ, суд
Постановил:
Признать Кикаса Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Глазова Удмуртской АССР, виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.3 и ч.2 ст. 20.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание, с учетом ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, в виде административного ареста на трое суток.
Срок административного ареста Кикаса Д.В. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья О.В. Кириллова