ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2022 г. г. Севастополь
Севастопольский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Калиты И.В., при секретаре судебного заседания Соболевой Д.Ю. и помощнике судьи Чернышове Д.С., с участием государственных обвинителей начальника отдела – старшего помощника военного прокурора военной прокуратуры Черноморского флота (изъято) (изъято) Саловарова С.В., военного прокурора отдела надзора этой же военной прокуратуры (изъято) (изъято) Александрова В.Ю., подсудимых Минуллина Р.Р. и Кокорина С.В., защитников Кукаевой Ж.Ю. и Леонова А.Ю., в открытом судебном заседании рассмотрел уголовное дело по обвинению военнослужащего квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота (изъято)
Минуллина Рустама Равильевича, (изъято) не судимого, проходящего военную службу по контракту в должности начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота Южного военного округа,
и гражданского служащего
Кокорина Сергея Владимировича, (изъято) несудимого, (изъято)
обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 285 и ч. 2 ст. 292 УК РФ,
Судебным следствием суд
установил:
(изъято) Минуллин исполняя обязанности (изъято) (далее по тексту – КЭУ флота), обладая служебными полномочиями, предусмотренными ст. 26, 27 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 24, 16, 82 и 83 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495, Руководством по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 860, разделами III, IV Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 31 декабря 2016 г. № 5526дсп, то есть выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Вооружённых Силах РФ и следовательно является должностным лицом. При этом полномочия по заключению контрактов за счет бюджетных средств, а также приемке у исполнителей выполненных работ на соответствие их количества, объема и качества в 2020 г. были предоставлены Минуллину командующим Черноморским флотом на основании доверенностей, а также нижеприведенными государственными контрактами.
Кокорин исполняя обязанности (изъято) (далее по тексту – Евпаторийская КЭЧ района), обладает служебными полномочиями вытекающими из Положения о квартирно-эксплуатационной части (Евпаторийского района), утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 15 марта 2018 г. № 810дсп, и должностных обязанностей начальника Евпаторийской КЭЧ района, утвержденных 8 февраля 2016 г. начальником КЭУ ЧФ, то есть выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Вооружённых Силах РФ и следовательно также является должностным лицом. При этом командующий Черноморским флотом выдал Кокорину доверенность, в соответствии с которой наделил того правом приемки у исполнителей выполненных работ, а в случае ненадлежащего исполнения государственных контрактов уполномочил отказаться от их приемки.
В декабре 2020 г. Минуллин и Кокорин действуя группой лиц по предварительному сговору с целью создания видимости выполнения плана текущего ремонта Черноморского флота и Минобороны России, желая освоить выделенные денежные средства на ремонт зданий в/ч (номер), а также сформировать у вышестоящего командования ложные чувства уверенности в выполнении ремонта в полном объёме, желая избежать проблем по службе и лишения премий, иных дополнительных выплат, а также опасаясь привлечения к дисциплинарной ответственности совершили использование служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной и иной личной заинтересованности, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов государства при следующих обстоятельствах.
В соответствии с планом текущего ремонта Черноморского флота на 2020 г. подлежали ремонту здания генеральному плану № 1 (далее - казарма (номер)) и № 21 (далее - казарма (номер)), № 3 (далее - комплексное (номер)), № 2 (далее - столовая (номер)) войсковой части (номер).
25 февраля, 2 марта 2020 г. между ФКУ «Управление Черноморского флота» в лице Минуллина и одним из обществ с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО) заключен государственный контракт № 08951000011190000256-0895100001119000256-2405-450 от 25 февраля 2020 г. на выполнение работ по текущему ремонту зданий казарм (номер) и (номер) (далее по тексту – контракт 450), а также, соответственно, государственный контракт № 0895100001120000004-0895100001120000004-2405-453 на выполнение работ по текущему ремонту здания комплексного (номер) (далее по тексту – контракт 453). Кроме того 11 апреля 2020 г. между названными сторонами был заключен государственный контракт № 0895100001120000001-0895100001120000001-2405-502 от 11 апреля 2020 г. на выполнение работ по текущему ремонту здания столовой (номер) (далее по тексту – контракт 502). При этом срок действия контрактов заканчивался 31 декабря 2020 г.
8 декабря 2020 г. Минуллин зная, что в столовой (номер) отсутствует вентиляция и отмостка, казарма (номер) также не имеет отмостки и штукатурки на тыльной стороне здания, в казарме (номер) не проведены ремонтные работы в подвале, в комплексном здании (номер) не выполнена электрификация, не заменены ворота и не уложена плитка в котельной а также не выполнены иные работы, и будучи осведомленным, что в результате замены материалов, образовались излишки денежных средств предложил директору ООО представить акты о приемке выполненных работ формы КС-2 с завышенными объемами и невыполненными работами, а Кокорину принять их с указанием денежных сумм необходимых для оплаты контрактов в полном объеме, а также не корректировать в сторону уменьшения ранее принятые акты выполненных работ. После этого директор ООО подготовил, а Кокорин 15 декабря 2020 г. подписал, на общую сумму 4 525 122 руб. 39 коп. несоответствующие действительности акты о приемке выполненных работ формы КС-2 № 6-21 и 5 от 30 ноября 2020 г. по государственному контракту № 450, № 4, 5 от 14 декабря 2020 г. по государственному контракту № 453, № 8 от 14 декабря 2020 г. по государственному контракту № 502. Кроме того директор ООО не внес в акты о приемке выполненных работ КС-2 № 9-21 и № 10-21 от 23 ноября 2020 г. по контракту 450, № 1-3 от 10 июня 2020 г. по контракту 453 корректировки с целью исключения невыполненных работ.
После чего Минуллин в период с 15 по 22 декабря 2020 г. в служебном кабинете подписал несоответствующие действительности справки №№ 10, 11 от 30 ноября 2020 г., №№ 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г. о стоимости выполненных работ формы КС-3, а также сводные акты №№ 9, 10 от 30 ноября 2020 г., №№ 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г., которые совместно со счетами на оплату №№ 106 и 104 от 30 ноября 2020 г., №№ 104, 108 от 14 декабря 2020 г. и № 111 от 15 декабря 2020 г. направил в филиал ФКУ «Управление Черноморского флота – (номер) финансово-экономическая служба» в связи с чем должностными лицами названного финансового органа на банковский счет ООО были перечислены денежные средства в размере 22 058 661 руб. 62 коп. из которых 4 525 122 руб. 39 коп. за фактически невыполненные работы.
Названные действия Минуллина и Кокорина повлекли необоснованное расходование бюджетных денежных средств на оплату невыполненных, а также завышенных объемов работ в результате чего, государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» причинен значительный вред на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., что является тяжкими последствиями, а также существенно нарушены охраняемые законом интересы государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами.
Кроме того Минуллин при вышеизложенных обстоятельствах, являясь тем же должностным лицом в период с 15 по 22 декабря 2020 г. в КЭУ флота действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, внес в официальные документы - справки о стоимости выполненных работ КС-3 №№ 11, 10 от 30 ноября 2020 г., №4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г., а также в сводные акты №№ 9,10 от 30 ноября 2020 г., №№ 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г., заведомо ложные сведения о стоимости выполненных работ по государственным контрактам, чем существенно нарушил охраняемые законом интересы государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами, а также причинил государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» значительный вред на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., то есть тяжкие последствия.
Кокорин, при вышеизложенных обстоятельствах, являясь тем же должностным лицом 15 декабря 2020 г в КЭУ флота, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, внес в официальные документы - акты о приемке выполненных работ КС-2 №№ 6-21, 5 от 30 ноября 2020 г., № 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г., заведомо ложные сведения об объемах и стоимости выполненных работ по государственным контрактам, чем существенно нарушил охраняемые законом интересы государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами, а также причинил государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» имущественный вред на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., что является тяжкими последствиями.
Подсудимый Минулин виновным себя в совершении вышеуказанных противоправных действий не признал, от дачи показаний отказался.
Подсудимый Кокорин, вину в совершенных противоправных действиях признал частично, дав в целом показания, соответствующие вышеизложенному показав, что подписал несоответствующие акты о приемке выполненных работ формы КС-2, так как этого потребовал Минуллин который мог создать ему неприятности по службе.
Исследовав доказательства, представленные сторонами, суд приходит к убеждению, что виновность подсудимых в совершении вышеназванных неправомерных действий подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.
Так, представитель потерпевшего Зотов суду показал, что противоправные действия Минуллина и Кокорина повлекли необоснованное расходование бюджетных денежных средств на оплату невыполненных работ, в результате чего, государству в лице ФКУ «Управление ЧФ» причинен имущественный вред на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., что является значительным размером.
Свидетель (ФИО)35 суду показал, что зимой-весной 2020 г. строительная компания ООО «(ФИО)62» заключила государственные контракты на ремонт объектов военной инфраструктуры Черноморского флота в том числе в пгт Новоозерном г. Евпатории Республике Крым. При этом оплата государственных контрактов должна была осуществляться по окончанию работ. Однако при выполнении работ возникли проблемы со сроками их выполнения. В декабре 2020 г. находясь в пгт Новоозерном г. Евпатория Минуллин сказал Кокорину, чтобы тот принял работы и подписывал акты приемки выполненных работ, в целях освоения, выделенных денежные средства. В связи с этим им, (ФИО)36, в акты КС-2 были включены работы, которые на момент составления актов и на момент подписания не были выполнены, после чего их в декабре 2020 г. подписал Кокорин находясь в КЭУ флота.
Свидетель (ФИО)45 суду показал, что зимой – весной 2020 г. между ФКУ «Управление Черноморского флота» в лице Минуллина и ООО «(ФИО)63» в лице (ФИО)37 были заключены государственные контракты на проведение текущего ремонта зданий (номер) (казарма), (номер) (казарма), (номер) (столовая), (номер) (комплексное здание с котельной). О ходе ремонтных работ Минуллину было известно, так как тот лично инспектировал объекты ремонта, а также о его ходе Минуллину докладывали должностные лица Евпаторийской КЭЧ района. В декабре 2020 г. в пгт Новоозерном г. Евпатория, Минуллин зная что все ремонтные работы не выполнены, предложил (ФИО)38 и Кокорину подготовить акты КС-2 по государственным контрактам, включив туда все работы, предусмотренные локальными сметами, чтобы освоить все выделенные денежные средства. После этого Минуллин дал ему указание сформировать совместно с представителем ООО «(ФИО)64» акты о приемке выполненных работ, в которые внести все работы в том числе и невыполненные. После составления им и представителем ООО «(ФИО)65» актов о приемке выполненных работ они были подписаны им по указанию Кокорина и переданы тому.
Свидетель (ФИО)50 суду показал, что в апреле 2020 г. КЭУ ЧФ заключил государственный контракт на проведение текущего ремонта столовой ((номер)) в пгт Новоозерное г. Евпатория Республики Крым. В декабре 2020 г. работы по монтажу жироулавливателя, а также вентиляции в столовой выполнены не были.
Свидетель (ФИО)53 суду показал, что состоял в комиссии по осмотру объектов на предмет выполнения работ по монтажу электросетей и силового электрооборудования по текущему ремонту зданий казарм (номер) и (номер), здания комплексного (номер) и здания столовой (номер) расположенных в пгт. Новоозерное. В декабре 2020 г. электромонтажные работы в помещениях складов не были выполнены в полном объеме.
Свидетель (ФИО)56 суду показал, что в декабре 2020 г. она совместно с (ФИО)39 прибыла в Евпаторийскую КЭЧ района, где (ФИО)46 дал ей КС-2 по 4 объектам. Проверив сведения, она вывела оставшиеся работы из локальных смет в КС-2 в электронный файл, который передала (ФИО)47.
Свидетель (ФИО)59 суду показал, что в начале 2020 г. между КЭУ флота и ООО «(ФИО)66» были заключены государственные контракты на текущий ремонт зданий (номер) (казарма), (номер) (столовая), (номер) (котельная) (склады ПС и ВС), по (номер) (казарма). Приемка работ по контрактам велась в ходе выполнения работ сотрудниками Евпаторийской КЭЧ района. Оплата по государственным контрактам была осуществлена в полном объеме на основании актов формы КС-2, КС-3 и сводных актов. 15 декабря 2020 г. Кокорин в его присутствии находясь в кабинете Минуллина подписал акты о приемке выполненных работ КС-2 по названным государственным контрактам. При этом из доклада (ФИО)40 Минуллину было понятно, что на момент подписания актов КС-2 работы еще не выполнены в полном объеме. В конце 2020 г. было доложено в Министерство обороны РФ об объемах освоенных денежных средств, где было указано, что деньги по объектам в пгт. Новоозерное освоены в полном объеме. Это не давало возможности разорвать в конце 2020 года контракты с (ФИО)41. Разрыв контрактов в декабре 2020 года привел бы к возвращению денежных средств в бюджет и заслушиванию командования флота на военном совете.
Свидетель (ФИО)127 суду показал, что в октябре-ноябре 2020 г. (ФИО)42 попросил его выполнить работы по ремонту столовой, котельной и других объектов. Однако, выполнить работы в 2020 г. его организация в полном объеме не смогла.
Свидетели (ФИО)74 и (ФИО)130, каждый в отдельности, суду показали, что в период с февраля по апрель 2020 г. между ФКУ «Управление Черноморского флота» и ООО «(ФИО)67» были заключены государственные контракты на проведение текущего ремонта зданий (номер) (казарма), (номер) (казарма), (номер) (столовая), (номер) (комплексное здание с котельной) воинской части. Для выполнения работ по указанным контрактам здания были переданы по актам исполнителю контрактов Евпаторийской КЭЧ района. По завершению ремонтных работ они должны были быть переданы по актам обратно, однако объекты не приняты, так как работы по текущему ремонту зданий не завершены. Для проверки хода выполнения ремонта зданий на территорию воинской части периодически прибывали Кокорин и Минуллин.
Свидетель (ФИО)77 суду показал, что он выполнял слаботочные работы в двух казармах (номер) и (номер), расположенных пгт. Новоозерное г. Евпатории. При этом работы на объектах были выполнены не в полном объеме, а часть материалов при выполнении работ была заменена на менее дешевые. При этом в актах КС-2 частично неверно отражены установленные датчики и затраченные материалы на ремонт.
Свидетель (ФИО)80 суду показал, что выполнение начальником КЭУ флота обязательств по утвержденным вышестоящим командованием планов является основой деятельности управления. Деятельность КЭУ флота в соответствии с утвержденными планами оценивается как заместителем командующего ЧФ по МТО, так и командующим ЧФ на совещаниях и военных советах. В случае не освоения запланированных денежных средств, выявляются причины не выполнения плана, проводятся разбирательства данных фактов. В случае возвращения в бюджет денежных средств, это негативно сказывается на начальнике КЭУ флота, так как вышестоящие руководители делают для себя определённые организационные выводы и служебная деятельность начальника КЭУ флота может быть признана неудовлетворительной. В 2018 г. руководством Минобороны России были организованы центры обеспечения мобилизационного развертывания, в который вошел 943 ЦОМР, в связи с чем Минобороны России выделило деньги на его ремонт. Ремонт 943 Центра обеспечения мобилизационного развертывания был запланирован в 2020 году.
Свидетель (ФИО)83 суду показала, что она подготовила дополнительные соглашения к государственным контрактам №№ 450, 502, 453, так как изменилось наименование войсковой части. Кроме того, ею были подготовлены дополнительные соглашения № 3 от 14 июля 2020 г. к государственному контракту № 450 на увеличение цены контракта на 10%, так как локальная смета, предоставленная ООО «(ФИО)68» изменилась в связи с увеличением объемов работ.
Свидетель (ФИО)86 суду показала, что, в ноябре-декабре 2020 г. она готовила доклады вышестоящему руководству. При этом в доклад от 28 декабря 2020 г. по указанию руководства КЭУ флота она внесла сведения о том, что все работы на объектах выполнены и приняты на сумму заключенных государственных контрактов.
Свидетель (ФИО)89 суду показала, что в декабре 2020 г. в 3 ФЭС поступали документы на оплату работ по государственным контрактам, заключенным на Черноморском флоте с исполнителем ООО «(ФИО)69». Основаниями для оплаты указных контрактов явились сводные акты, подписанные начальником КЭУ флота, которые через 3 ФЭС направляются в казначейство. Также для оплаты начальник КЭУ флота представил счета на оплату. Счета необходимы для того, чтобы внести реквизиты в заявку на кассовый расход, которая также направляется в казначейство.
Свидетель (ФИО)92 суду показал, что не освоение бюджетных средств при наличии оснований в их использовании является нарушением и влечет за собой неэффективное использование бюджетных средств, что в свою очередь влечет за собой привлечение заказчика к различным видам ответственности, в том числе дисциплинарной. Кроме того, на протяжении времени исполнения контрактов на объектах Новоозерное его подразделением ежемесячно командующему ЧФ готовились справки-доклады на основании документов, предоставленных КЭУ флота, о том что, проблем с исполнением контрактов у КЭУ флота нет. Кроме того, в случае неосвоения выделенных бюджетных средств по итогам бюджетного года, им был бы подготовлен доклад Командующему ЧФ о неэффективном использовании бюджетных средств.
Свидетель (ФИО)95 суду показал, что в 2020 г. на основании государственных контрактов, заключенных между флотом и ООО «(ФИО)70» выполнялись ремонтные работы зданиях воинской части в пгт. Новоозерном. Согласно докладам Минуллина контракты по ремонту указанных зданий были оплачены в полном объеме. Все работы по текущему ремонту указанных зданий должны были быть завершены к 30 декабря 2020 г. При этом, в случае ненадлежащего исполнения государственного контракта Минуллин был уполномочен расторгнуть их и не оплачивать невыполненные работы. Объекты ремонтировались по указанию Минобороны РФ и контролировался им. Любые срывы в исполнении контрактов повлекли бы привлечение начальника КЭУ флота к ответственности, а также заслушиванию на военном совете, лишению премий и иных дополнительных выплат. В случае не освоения выделенных денежных средств, данные сведения КЭУ флота представляются ему и в последующим командующему Черноморского флота. В отношении должностных лиц, которые не освоили денежные средства, инициируются служебные разбирательства и виновные лица привлекаются в зависимости от степени вины к материальной и дисциплинарной ответственности. В конце декабря 2020 г. Минулиин доложил о том, что, объекты полностью отремонтированы и готовы к эксплуатации и в этой связи, он подписал справки о стоимости выполненных работ КС-3, а также сводные акты и направил их вместе со счетами в финансовый орган для оплаты. В связи с большим количеством объектов подлежащих текущему ремонту дислоцирующихся на территории Черноморского флота и небольшим финансированием в 2020 г., выделяемых денежных средств МО РФ на объекты подлежащие в т.ч. текущему ремонту, которые были оплачены ООО «(ФИО)71», за невыполненные работы является значительным ущербом для Черноморского флота, т.к. указанные денежные средства можно было потратить на иные объекты Черноморского флота, требующие текущего ремонта.
Согласно протоколам осмотра местности от 2 февраля и 3 апреля 2022 г. был произведен осмотр зданий по (номер) (казарма), (номер) (казарма), (номер) (столовая), (номер) (котельная, склады ПС и ВС), расположенных в пгт Новоозерное г. Евпатории. При этом в ходе осмотра было установлено, что часть ремонтных работ на названных строениях не выполнены или выполнены не в полном объеме.
Из заключений почерковедческого судебного эксперта № 9 от 4 февраля 2022 г. и № 176 от 15 декабря 2021 г. подписи от имени Минуллина расположенные в сводных актах приемки выполненных работ, а также расположенные в справках о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) выполнены Минуллиным.
Как усматривается из заключений почерковедческого судебного эксперта № 7 от 4 февраля 2022 г. и № 175 от 15 декабря 2021 г. подписи от имени Кокорина в актах приемки выполненных работ формы КС-2 выполнены Кокориным, а подписи от имени Минуллина выполнены Минуллиным.
В соответствии с заключение строительно-технического судебных экспертов, а также показаний экспертов (ФИО)98 и (ФИО)99 данных ими суду, объемы и виды невыполненных (завышенных) работ по вышеуказанным государственным контрактам составляют общую сумму 4 525 122 руб. 39 коп.
Из доверенностей командующего Черноморским флотом № 45/74 и 45/77 от 28 января 2020 г., осмотренных следователем 9 сентября 2021 г., усматривается, что командующий Черноморским флотом уполномочил Минуллина представлять интересы ФКУ «Управления Черноморского флота» уполномочив на ряду с прочим заключать договора, а также принимать у исполнителей выполненные работы.
Из копии доверенности 45/868 от 28 декабря 2019 г., усматривается, что командующий Черноморским флотом наделил Кокорина правом представлять интересы ФКУ «Управление Черноморского флота» в том числе приемку у исполнителей выполненных работ, а также уполномочил его отказаться от приемки работ в случае ненадлежащего исполнения государственных контрактов.
Как следует из протокола осмотра документов от 5 ноября 2021 г. были осмотрены вышеприведенные государственные контракты на ремонт казармы (номер) и (номер), комплексное (номер), столовая (номер) войсковой части (номер), а также, дополнительные соглашения к ним в связи заменой «в/ч (номер)» на «в/ч (номер)», а также в связи с уточнением коэффициентов и первичной технической документации. Кроме того, из названных документов усматривается, что ООО «(ФИО)72» обязывались выполнить комплекс ремонта-строительных работ, проводимых с целью устранения неисправностей элементов зданий и сооружений воинской части, оборудования и инженерных систем, а контроль качества выполненных работ, подписание документов об их принятии и оплате надлежало осуществлять КЭУ флота и районному представителю государственного заказчика, - Евпаторийской КЭЧ района.
Согласно учетно-послужных документов, Минуллина и Кокорина они состоят в должностях начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота Южного военного округа и соответственно начальника квартирно-эксплуатационной части Евпаторийского района.
Подсудимый Минуллин виновными себя в совершении вышеуказанных неправомерных действий не признал отдачи показаний отказался.
Между тем, свидетели (ФИО)43, (ФИО)48, (ФИО)51, (ФИО)54, (ФИО)57, (ФИО)60, (ФИО)128, (ФИО)75, (ФИО)131, (ФИО)78, (ФИО)81, (ФИО)84, (ФИО)87, (ФИО)90, (ФИО)93, (ФИО)96, а также подсудимый Кокорин дали показания из которых усматривается, что Минуллин зная о том, что объекты в пгт Новоозерном не были в полной мере отремонтированы дал Кокорину указание составить документы о их принятии и подписании, после чего также подписал документы на оплату в том числе якобы выполненных работ, которые направил в финансовый орган для оплаты. При этом названные противоправные действия Минуллин совершил с целью создания видимости благополучного положения дел по текущему ремонту и желая избежать проблем по службе, а также лишения премий, иных дополнительных выплат.
По указанным основаниям суд также отвергает мнение стороны защиты о необходимости оправдания подсудимого Минуллина в связи с отсутствием в его действиях состава преступлений.
Подсудимый Кокорин вину по предъявленному обвинению признал частично показав, что подписал документы по требованию Минуллина. Однако данное обстоятельство, по мнению суда, не является основанием к признанию отсутствия признаков преступления в действиях Кокорина, так как тот зная о том, что объекты в пгт Новоозерном не были в полной мере отремонтированы согласился с требованием Минуллина и подписал документы об окончании ремонта, так как опасался возможных проблем по работе в том числе и увольнения с нее.
Данные обстоятельства подтверждаются как показаниями Кококрина, так и вышеприведенными свидетелями.
Оценивая утверждение стороны защиты о том, что названные противоправные действия Минуллина и Кокорина были совершены не группой лиц по предварительному сговору, то суд отвергает его, так как в ходе судебного заседания свидетели (ФИО)44, (ФИО)49, (ФИО)52, (ФИО)55, (ФИО)58, (ФИО)61, (ФИО)129, (ФИО)76, (ФИО)132, (ФИО)79, (ФИО)82, (ФИО)85, (ФИО)88, (ФИО)91, (ФИО)94, (ФИО)97, показали, что Минуллину и Кокорину было достоверно известно о состоянии объектов ремонта воинской части, однако последние желая избежать негативных для себя последствий по службе подписали необходимые документы для производства оплаты в том числе невыполненных работ.
Кроме того, ч. 4 ст. 33 УК РФ установлено, что пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий.
Как установлено в судебном заседании Кокорин опасаясь проблем по работе и других негативных для себя последствия в декабре 2020 г. по просьбе Минуллина подписал документы свидетельствующие об окончании ремонтных работ зданий воинской части, чем совершил злоупотребление своими должностными полномочиями, так как только он был наделен правом принятия данных работ. При этом Минуллин и Кокорин преследовали одну цель создать мнимое благополучие при исполнении государственных контрактов в связи с чем только договорившись и подписав каждым в отдельности необходимые документы они могли добиться желаемого результата.
Оценивая показания свидетелей (ФИО)133, (ФИО)134 и (ФИО)135, о том, что в ремонтируемых объектах воинской части частично были выполнены работы непредусмотренные сметами, а также то, что указанные здания частично эксплуатировались, то суд считает их не влияющими на вывод о виновности Минуллина и Кокорина в совершенных вышеназванных противоправных действий, так как в судебном заседании было установлено, что все предусмотренные государственными контрактами объемы работ не были выполнены в полном объеме. Кроме того, ремонтируемые здания по вышеуказанным контрактам до настоящего времени не приняты заказчиком в связи с невыполнением обязательств ООО «(ФИО)73».
Что касается показаний (ФИО)136 о том, что тем с марта 2021 г. на строения воинской части в пгт Новоозерное был прекращен допуск сотрудников строительных предприятий, то суд считает их так же не влияющими на вывод о виновности подсудимых в совершенных вышеназванных противоправных действий, так как они были совершены в декабре 2020 г. в связи с окончанием сроков действия контрактов.
Как усматривается из показаний Зотова незаконные действия Минуллина и Кокорина повлекли необоснованное расходование бюджетных денежных средств на оплату не выполненных работ, в результате чего, государству в лице ФКУ «Управление ЧФ» причинен имущественный вред на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., кроме того здания в которых не был выполнен ремонт в полном объеме до настоящего времени не отремонтированы и не приняты. При таких обстоятельствах суд отвергает утверждение стороны защиты о необходимости квалифицировать действия подсудимых по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
Таким образом, оценив исследованные по делу доказательства, суд приходит к убеждению, что Минулин, исполняя обязанности начальника квартирно-эксплуатационного управления Черноморского флота, являясь должностным лицом, 8 декабря 2020 г. находясь по адресу: г. Евпатория, пгт. Новоозёрное, военный городок № 5 действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, совершил злоупотребление должностными полномочиями, то есть использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы – дал поручил начальнику Евпаторийской КЭЧ района Кокорину принимать фактически невыполненные работы и действуя группой лиц по предварительному сговору с ним, желая освоить выделенные денежные средства, в период с 15 по 22 декабря 2020 г., находясь в КЭУ флота в нарушение ст. 26, 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 16, 24, 82 и 83 УВС ВС РФ, Положения о квартирно-эксплуатационном управлении Черноморского флота, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом и его доверенностей, а также государственных контрактов 450, 453, 502, зная, что работы по указанным контрактам не выполнены, незаконно подписал содержащие заведомо ложные сведения справки о стоимости выполненных работ КС-3 от 30 ноября 2020 г. и 14 декабря 2020 г., а также сводные акты от 30 ноября 2020 г., и 14 декабря 2020 г. и направил их вместе со счетами от 30 ноября 2020 г., от 14 и 15 декабря 2020 г., в финансовый орган для оплаты, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами, а также причинение государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» имущественного вреда в значительном размере на сумму 4 525 122 руб., 39 коп, что является тяжкими последствиями, чем совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ.
Он же, Минуллин, при вышеизложенных обстоятельствах, являясь тем же должностным лицом в период с 15 по 22 декабря 2020 г., находясь по адресу: г. Севастополь, пл. Нахимова, д. 2, действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, внес в официальные документы - справки о стоимости выполненных работ КС-3 от 30 ноября 2020 г. №10, 11, от 14 декабря 2020 г. № 4, 5 8, а также в сводные акты № 9, 10 от 30 ноября 2020 г., № 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г., заведомо ложные сведения о стоимости выполненных работ по государственным контрактам, чем существенно нарушил охраняемые законом интересы государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами, а также причинил государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» имущественный вред в значительном размере на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., что является тяжкими последствиями, то есть совершил служебный подлог - преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ.
Кокорин будучи (изъято) 15 декабря 2020 г. действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, группой лиц по предварительному сговору с Минуллиным желая любыми способами освоить выделенные денежные средства на ремонт зданий воинской части, тем самым приукрасить действительное положение дел на закрепленных за ним объектах, в нарушение требований доверенности командующего Черноморским флотом, контрактов 450, 453 и 502 совершил злоупотребление должностными полномочиями, то есть использовал свои служебные полномочия вопреки интересам службы и незаконно принял невыполненные работы, указанные в актах о приемке выполненных работ КС-2 № 6-21, 5 от 30 ноября 2020 г., № 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г. подписав их, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами, а также причинение государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» имущественного вреда в значительном размере на сумму 4 525 122 руб. 39 коп., что является тяжкими последствиями, чем совершил преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ.
Он же, Кокорин, при вышеизложенных обстоятельствах, являясь тем же должностным лицом 15 декабря 2020 г. действуя из корыстной и иной личной заинтересованности, внес в официальные документы - акты о приемке выполненных работ КС-2 № 6-21, 5 от 30 ноября 2020 г., № 4, 5, 8 от 14 декабря 2020 г. заведомо ложные сведения об объемах и стоимости выполненных работ по государственным контрактам, чем существенно нарушил охраняемые законом интересы государства в сфере распоряжения и пользования бюджетными денежными средствами, а также причинил государству в лице ФКУ «Управление Черноморского флота» имущественный вред в значительном размере на сумму 4 525 122,39 руб., что является тяжкими последствиями, то есть совершил служебный подлог - преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 292 УК РФ.
При назначении наказания подсудимым суд принимает во внимание, что они по службе характеризуются с положительной стороны.
То обстоятельство, что Минуллин и Кокорин совершили преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, суд признает отягчающим обстоятельством, отягчающим наказание.
Те обстоятельства, что Кокорин активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступлений, а Минуллин (изъято), суд признает обстоятельствами, смягчающими ответственность подсудимых.
С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание конкретные обстоятельства уголовного дела, личность подсудимого Кокорина его возраст, а также учитывая то, что Минуллин имеет ведомственные награды, после совершения противоправных действий (изъято) и ходатайство командующего Черноморским флотом суд совокупность перечисленных обстоятельств признает исключительной и полагает возможным, в соответствии со ст. 64 УК РФ, назначить им более мягкий вид наказания, чем предусмотрен санкцией ч. 3 ст. 285 УК РФ и не применять дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ наказание в виде штрафа.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также учитывая конкретные обстоятельства уголовного дела, суд не находит оснований для применения положений ст. 48 УК РФ к Минуллину.
При этом суд, принимая во внимание фактические обстоятельства содеянного и степень общественной опасности данных преступлений, не находит оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории совершенных подсудимым преступлений на менее тяжкую, по мимо этого суд не находит оснований для отмены Кокорину меры процессуального принуждения, а Минуллину меры пресечения до вступления приговора в законную силу.
Вопрос о вещественных доказательствах по делу суд разрешает в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
Обеспечительные меры – в виде ареста на денежные средства Кокорина и Минуллина, а также принадлежащее ему транспортное средство ТОЙОТА Лэнд Крузер идентификационный номер (номер) г.р.з. (номер) по вступлению приговора в законную силу отменить, в виду отсутствия необходимости в их сохранении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд
приговорил:
признать Минуллина Рустама Равильевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ, и, с применением ст. 64 УК РФ, назначить ему наказание в виде штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Признать Минуллина Рустама Равильевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, и назначить ему наказание в размере 110 000 (сто десяти тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, окончательное наказание по совокупности преступлений Минуллина Рустама Равильевича назначить путем частичного сложения назначенных наказаний – в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Признать Кокорина Сергея Владимировича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 285 УК РФ, и, с применением ст. 64 УК РФ, назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Признать Кокорина Сергея Владимировича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 292 УК РФ, и назначить ему наказание в размере 110 000 (сто десяти тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ, окончательное наказание по совокупности преступлений Кокорину Сергею Владимировичу назначить путем частичного сложения назначенных наказаний – в виде штрафа в размере 150 000 (двести тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: (изъято)
Меру пресечения в виде подписки о не везде и надлежащим поведении в отношении осужденного Минуллина до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке в отношении осужденного Кокорина до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по делу перечисленные:
- в т. 11 л.д. 210-21, 9-10, 11, 8 т. 15 л.д. 170, т. 12 л.д. 97-98, т. 11 л.д. 202-203, 206-207, 204-205, 208-209, – возвратить в квартирно-эксплуатационное управление Черноморского флота Южного военного округа;
- в т.16 л.д. 255, т. 20 л.д. 11, т. 17 л.д. 10, т. 20 л.д. 80, – возвратить в квартирно-эксплуатационную часть Евпаторийского района;
- в т. 24 л.д. 216, т. 26 л.д. 186, т. 12 л.д. 194, т. 5 л.д. 121 – хранить при материалах уголовного дела;
- в т. 19 л.д. 105-106 – возвратить в ФКУ «Управление Черноморским флотом» - «3 финансово-экономическая служба»;
- на т. 17 л.д. 27-28 – возвратить Минуллину Рустаму Равильевичу;
- на т. 8 л.д. 57-60 – хранящиеся в полевом учреждении Центрального Банка России №10462 возвратить Кокорину Сергею Владимировичу;
- на т. 7 л.д. 88-90 – хранящиеся в полевом учреждении Центрального Банка России №10462 возвратить Минуллину Рустаму Равильевичу;
Обеспечительные меры – в виде ареста на денежные средства Кокорина в размере 1 050 000 рублей и Минуллина в размере 426 000 рублей, а также принадлежащее Минуллину транспортное средство ТОЙОТА Лэнд Крузер идентификационный номер (номер) г.р.з. (номер) по вступлению приговора в законную силу отменить.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда через Севастопольский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня постановления.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда для рассмотрения в апелляционном порядке осужденные вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному ими защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении им защитника.
Председательствующий И.В. Калита