адм.дело №12-128/366-2022
46RS0011-01-2022-002186-52
Р Е Ш Е Н И Е
09 ноября 2022 года г. Курск
Судья Курского районного суда Курской области Жиленкова Н.В.,
рассмотрев жалобу директора ООО «Сырная долина» Макоева И.Л. на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сырная долина»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> ФИО2 №-№ ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Сырная долина» (далее ООО «Сырная долина»), признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Оспаривая данное постановление, ООО «Сырная долина» (далее – заявитель) указывает, что в ООО «Сырная долина» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по факту расследования тяжелого несчастного случая, была осуществлена проверка трудового законодательства, составлен Акт расследования тяжелого несчастного случая от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Главным государственным инспектором труда ГИТ в <адрес> ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. В ходе проведения расследования несчастного случая, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ работником ООО «Сырная долина» ФИО6, административным органом было установлено, «отсутствие процедуры управления профессиональными рисками, которая является элементом системы управления охраной труда и включает в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, система управления охраной труда, в нарушение требований ст. ст. 217, 218, 216.2 ТК РФ не функционирует, тем самым не обеспечивается безопасность работников при выполнении трудовых обязанностей». Полагает, что административным органом не учтено, что на предприятии действует утвержденное директором ООО «Сырная долина» от ДД.ММ.ГГГГ Положение «О службе управления охраной труда», включающее процедуры проведения специальной оценки условий труда, разработка планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, разработка программ обучения по охране труда работников предприятия, проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами поступающими на работу, организация своевременного обучения по охране труда работников предприятия и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда, организация совещаний по охране труда, организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео-кинофильмов и прочее. Таким образом, на предприятии действует предусмотреная законодательством система управления охраной труда. При этом, законодательно наличие специального локального нормативного акта о профессиональных рисках в виде самостоятельного документа нормами вышеуказанных статей – не установлено. В связи с вышеизложенным просил отменить вышеуказанное постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда <адрес> о назначении административного наказания полностью и производство по делу прекратить.
Заявитель - директор ООО «Сырная долина» Макоев И.Л. в судебное заседание не явился, направив своего представителя.
Представитель заявителя, по доверенности Багликова Т.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала и просила суд отменить вышеуказанное постановление Главного государственного инспектора труда, Государственной инспекции труда <адрес> о назначении административного наказания полностью и производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, с учетом положений ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, о праве судьи проверить дело в полном объеме, вне зависимости от доводов заявителя, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Обстоятельства, подлежащие обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе: событие административного правонарушения; виновность лица в совершении правонарушения; обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ), должны быть подтверждены имеющимися в деле доказательствами, статус которых определен в статье 26.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и в соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении должно быть, среди прочего, указаны место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Требования, предъявляемые к постановлению по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с пунктами 4 и 6 части 1 данной статьи в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В силу абзацев 2, 4 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу части 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (часть 2 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель среди прочего обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда, информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Сырная долина» признано виновным в нарушении требований статей 22, 217, 216.2, 218 Трудового кодекса Российской Федерации, что влечет ответственность по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст.217 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
В соответствии с положениями ст.209 ТК РФ, профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья.
Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.
Как предусмотрено ст.216.2 ТК РФ, каждый работник имеет право на получение актуальной и достоверной информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о существующих профессиональных рисках и их уровнях, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, имеющихся на рабочем месте, о предоставляемых ему гарантиях, полагающихся ему компенсациях и средствах индивидуальной защиты, об использовании приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, в целях контроля за безопасностью производства работ.
Как следует из ст.218 ТК РФ, при обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков. Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания.
Указанные нарушения выразились в том, что юридическим лицом ООО "Сырная долина" не обеспечило оператора аппаратного цеха средствами индивидуальной защиты органов глаз – защитными очками, перчатками с полимерным покрытием средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее, фартуком из полимерных материалов с нагрудником в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты работникам, утвержденные директором ООО «Сырная долина».
Как следует из материалов дела, и установлено судьей, аппаратчик управления и сгущения продуктов ООО «Сырная долина», ФИО6, принятый на работу ДД.ММ.ГГГГ был допущен к выполнению работ ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ в 03 часов 10 минут в помещении аппаратного цеха ООО "Сырная долина" произошел тяжелый несчастный случай. Пострадавший производил мойку установки, для этого в ведре замешал воду с каустической содой. В аппаратном цехе была разлита вода на полу. Пострадавший хотел взять ведро с раствором поскользнулся и задел ведро, которое упало рядом с ним. Щелочной раствор попал пострадавшему на лицо и ногу. Со слов пострадавшего, ему не были выданы работодателем средства индивидуальной защиты органов глаз, а именно защитные очки.
Следуя постановлению главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо ООО «Сырная долина» признано виновным в нарушение норм действующего трудового законодательства.
Основные положения Системы управления охраной руда должны быть отражены работодателем в Положении и системе управления охраной труда, которое разрабатывается на основе «Примерного положения о системе управления охраной труда», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н. В соответствии с п. 5 СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.
Опасности на рабочем месте аппаратчика управления и сгущения продуктов ООО «Сырная долина», ФИО6 не выявлены, оценка уровней профессиональных рисков на рабочем месте аппаратчика управления и сгущения продуктов не проведена, методы оценки профессиональных рисков не определены, процедура управления профессиональными рисками не прописана, сведения об ознакомлении ФИО6 о существующем риске повреждения здоровья при исполнении трудовых обязанностей отсутствует.
Установлено, что при отсутствии процедуры управления профессиональными рисками, которая является элементом системы управления охраной труда и включает в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, система управления охраной труда, в нарушение требований ст.ст.217, 218, 216.2 ТК РФ не функционирует, тем самым не обеспечивается безопасность работников при выполнении трудовых обязанностей.
Фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние ООО "Сырная долина" образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо ООО «Сырная долина», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности.
Действия ООО «Сырная длина» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, в соответствии с чем, судья приходит к выводу о признании их допустимыми, обоснованными и кладет их в основу решения.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получены в рамках действующего КоАП РФ и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, не согласиться с оценкой которых оснований не имеется.
Каких-либо нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица, не усматривается.
Оснований для освобождения ООО «Сырная долина» от административной ответственности не усматривается.
При рассмотрении дела, требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч.1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, содержится мотивированное решение по делу.
Постановление о привлечении ООО «Сырная долина» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
При назначении административного наказания юридическому лицу требования ст.ст. 3.1, 4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ст. 5.27.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
Жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.1, ст. 30.6, ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░2 № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ ░░░░░░», - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░