УИД 74RS0№-57 «КОПИЯ»
Дело № 2-431/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 г. с. Аргаяш Челябинской области
Аргаяшский районный суд Челябинской области
в составе председательствующего Сиражитдиновой Ю.С.,
при помощнике судьи Шайбаковой Р.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибагатуллиной М.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным прекращения регистрации права собственности на жилой дом, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на жилой дом
У С Т А Н О В И Л:
Сибагатуллина М.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее – Управление Росреестра по Челябинской области) о признании незаконным прекращение регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> возложении обязанности зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что в 1990 году в соответствии с решением Камышевского сельского Совета её мужу был предоставлен земельный участок в собственность для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> На данном земельном участке в соответствии с типовым договором от ДД.ММ.ГГГГ с мужем на личные средства в 1992 году был построен жилой дом. Жилой дом построен в пределах земельного участка и ни чьих интересов не нарушает. После окончания строительства проживают в жилом доме. В связи с тем, что на тот период регистрирующих органов не было, дом не был зарегистрирован. ДД.ММ.ГГГГ умер её муж ФИО3 После его смерти она вступила в наследство. Обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области для регистрации объекта недвижимости, которая была приостановлена, а в последствии уведомлением от 21.02.2023 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственная регистрация права прекращены. Основанием для приостановления и прекращения регистрации права собственности явилось то, что якобы жилой дом находится в охранной зоне проходящей линии электропередач, принадлежащей ОАО «Россети». Управление Росреестра требовало от неё согласования расположения дома с охранной зоной линии электропередач с ОАО «Россети». На её письменное обращение о расположении жилого дома ОАО «Россети» не дало свое согласие. Требование ответчика о необходимости согласования расположения жилого дома с линией электропередач ОАО «Россети» считает необоснованным и незаконным, так как никаких угроз жизни и здоровья граждан или безопасности эксплуатации линии электропередач жилой дом и сама линия электропередач не представляют. Отказ в регистрации построенного жилого дома до появления органов Управления Росреестра и до принятия действующего Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Истец Сибагатуллина М.Г., представитель истца Сулейманов А.Г., представитель ответчика – Управления Росреестра по Челябинской области, представитель третьего лица – ОАО «МРСК-Урала» филиал Челябэнерго в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании 03.05.2023 представитель истца Сулейманов А.Г. на иске настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении,
Из письменного мнения представителя Управления Росреестра по Челябинской области Дремовой А.В. следует, что при проведении правовой экспертизы документов было выявлено, что созданный объект недвижимости расположен на земельном участке, который по данным государственного кадастра недвижимости обременен ограничениями в соответствии со ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации. Сведения об охранных зонах внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 28.11.2019. Из ответа ОАО «МРСК Урала» следует, что земельный участок, принадлежащий истцу, подпадает в охранную зону воздушной линии 10 кВ № подстанции «Акбашева» «Отпайка от трансформаторной подстанции №». Размещение жилого дома в границах охранной зоны воздушной линии 10 кВ недопустимо. Считает, что действия регистратора в полной мере соответствуют требованиям законодательства. Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий внесены в ЕГРН 28.11.2019, в то время как документы представлены на регистрацию 22.07.2022. Следовательно, на момент проведения регистрационных действий необходимо письменное согласие сетевых организаций на строительство объектов недвижимости. В данном случае имеет место спор о правах на недвижимость и основаниях их возникновения. Наличие материально-правового спора предполагает наличие спорящих сторон с противоположными интересами и достижение ими определенного уровня противостояния. Управление Росреестра является учетно-регистрационным органом, в материально-правовых отношениях не оспаривает чьих-либо прав на имущество, а решение о прекращении проведения государственной регистрации прав вынесено в связи с непредставлением истцом полного пакета документов. Полагает, что надлежащим способом восстановления нарушенного права будет заявление требования о признании за истцом права собственности на спорный объект недвижимости.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены положениями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании п.1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В судебном заседании установлено, что Сибагатуллину А.А. на основании постановления главы Камышевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № предоставлен в собственность земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3000 кв.м. На основании указанного постановления Сибагатуллину А.А. ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство на право собственности на землю.
Постановлением главы администрации Камышевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № указанному объекту недвижимости установлено новое адресное расположение: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Отелом архитектуры и градостроительства Аргаяшского Совета народных депутатов и Сибагатуллиным А.А. заключен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке в д. <адрес>.
Из технического плана здания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке по адресу: <адрес> возведен жилой дом общей площадью 180, 7 кв.м. Год завершения строительства – 2019.
Право собственности на жилой дом по вышеуказанному адресу за Сибагатуллиным А.А. не зарегистрировано, жилой дом на государственном кадастровом учете не состоит.
Сибагатуллин А.А. умер ДД.ММ.ГГГГ После его смерти с заявлением к нотариусу о принятии наследства обратилась истец Сибагатуллина М.Г., которой ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выданы свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выдаваемое пережившему супругу, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>»; свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности Сибагатуллиной М.Г. на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Сибагатуллина М.Г. обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на основании декларации на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 26 августа 2022 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>, приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом, попадает в охранную зону линии электропередач (зона 74.ДД.ММ.ГГГГ).
Сведения об охранных зонах (74.02.2.242 и 74.02.1.114) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28.11.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (вместе с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»).
Как следует из письменного мнения Управления Росреестра по Челябинской области в целях проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности Управлением Росреестра был сделан запрос в ОАО «МРСК Урала» о возможности строительства жилого дома на вышеуказанном земельном участке. Из ответа ОАО «МРСК Урала» от 07.09.2022 следует, что земельный участок с кадастровым номером № попадает в охранную зону воздушной линии 10 кВ № подстанции «Акбашева» «Отпайка от трансформаторной подстанции №».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранная зона ВЛ 10 кВ определяется в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушной линии передачи), ограниченных параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстоянии 10 метров.
В охранных зонах объектов электросетевого хозяйства без письменного согласия собственника данного объекта запрещено: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос любых зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4, 5 метров.
11.01.2023 Сибагатуллина М.Г. обратилась в ОАО «МРСК Урала» с заявлением о согласовании расположения жилого дома и линии электропередач.
Письмом от 27.01.2023 ОАО «МРСК Урала» указало, что воздушная линия 10 кВ № подстанции «Акбашева» «Отпайка от трансформаторной подстанции №» была построена и введена в эксплуатацию в 1976 году. Земельный участок и жилой дом находятся в границах охранной хоны указанной воздушной линии. Согласование станет возможным после реконструкции ВЛ 10 кВ за счет заявителя.
Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 21 февраля 2023 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении здания, расположенного по адресу: <адрес>, прекращены на основании заявления Сибагатуллиной М.Г. от 17.02.2023.
Полагая необоснованными действия ответчика по прекращению регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Сибагатуллина М.Г. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями, в которых просит обязать Управление Росреестра по Челябинской области зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании прекращение регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, произведено Управлением Росреестра по Челябинской области по заявлению самой Сибагатуллиной М.Г. от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Доводы истца о незаконности действий Управления Росреестра по Челябинской области в связи с необходимостью представления письменного согласия сетевой организации на строительство жилого дома, судом не могут быть приняты во внимание.
На основании ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным данным Кодексом, федеральными законами. Помимо прочего, могут устанавливаться ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с п. 3 ст. 105 Земельного кодекса Российской Федерации охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий.
В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лица, осуществляющего строительство, осуществлять строительство капитального объекта, в том числе с учетом ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
На основании п. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.
Как установлено в судебном заседании сведения об охранных зонах (74.ДД.ММ.ГГГГ и 74.ДД.ММ.ГГГГ), на котором расположен спорный жилой дом, внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, на момент обращения Сибагатуллиной М.Г. с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности необходимо представить письменное согласие сетевых организаций на строительство объектов недвижимости.
Вместе с тем, при обращении с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности Сибагатуллиной М.Г. не представлены доказательства, подтверждающие возведение спорного жилого дома с соблюдением установленной охранной зоны высоковольтной линии, а также письменное согласие ОАО «МРСК Урала» о согласовании строительства жилого дома.
Доводы истца о том, что в данном случае с учетом положений ч. 3 ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации не требуется согласия сетевой организации, суд полагает необоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территорий не допускается, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
Подпункт "а" пункта 10 Правил гласит, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Вышеназванные Правила не содержат безусловного запрета в осуществлении хозяйственной деятельности (в частности, строительство, капитальный ремонт, реконструкция зданий и сооружений) в пределах охранных зон.
Запрет касается только тех действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 октября 2022 г. № 43-П «По делу о проверке конституционности подпункта "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в связи с жалобой гражданина К.», применительно к охранным зонам объектов электросетевого хозяйства Правила от 24 февраля 2009 г. запрещают осуществлять там любые действия, которые могут нарушить безопасную работу этих объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, либо повлечь причинение вреда жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц, а также повлечь экологический ущерб и пожары (пункт 8).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что институт получения предварительного согласия уполномоченной организации на строительство или реконструкцию зданий и сооружений в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства предназначен для обеспечения надежной и безопасной работы этих объектов, для защиты жизни и здоровья, при том, что отказ в таком согласовании должен быть мотивированным и может быть оспорен в суде. Сам по себе данный институт отвечает требованиям статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 36, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку, выполняя свое предназначение, поддерживает равновесие имущественных и иных прав и законных интересов юридических и физических лиц, с одной стороны, а с другой - прав (полномочий) собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства и их обязанностей. В то же время правотворческие органы вправе предусмотреть наряду с таким согласованием или вместо него иные конституционно приемлемые средства достижения подобного равновесия, защиты прав и законных интересов субъектов соответствующих правоотношений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.
Переход к новому регулированию правового режима зон с особыми условиями использования территорий, исключающему, по общему правилу, согласование юридическими и физическими лицами размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах таких зон с собственниками (владельцами) объектов, в целях охраны которых они установлены, требует увязать прекращение действия прежнего порядка с утверждением положений о таких зонах, содержащих перечни конкретных, а для определенных случаев - исчерпывающих ограничений использования земельных участков (пункты 2, 7 и 8 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).
Применительно к охранным зонам объектов электроэнергетики это не сделано.
Указанное позволило Конституционному Суду Российской Федерации сделать вывод, что подпункт "а" пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, не противоречит Конституции Российской Федерации в той мере, в какой:
при обжаловании в суд застройщиком отказа в согласовании сетевой организацией строительства или реконструкции здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, а также при обжаловании в суд застройщиком полученного им отказа в выдаче разрешения на строительство или обратного уведомления уполномоченного органа власти о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции параметров здания или сооружения установленным параметрам и (или) о недопустимости размещения здания или сооружения на земельном участке, расположенном полностью или частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в связи с отказом в согласовании сетевой организацией суд обязан содержательно оценивать основания такого отказа, не ограничиваясь только критериями соблюдения процедуры и ссылкой на нормативное требование получить решение сетевой организации о согласовании.
Из указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации следует, что Правительству Российской Федерации надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - в кратчайший срок внести изменения в действующее правовое регулирование, установив в положении об охранных зонах объектов электроэнергетики порядок, исключающий получение физическими и юридическими лицами предварительного письменного согласования строительства или реконструкции зданий и сооружений в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства.
С 1 сентября 2023 г. вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства», которым устанавливается, что требования к параметрам зданий, сооружений, если их размещение допустимо, предусмотренные Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", не применяются в следующих случаях: здание, сооружение были размещены в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Таким образом, до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2023 г. № 270 «О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства» письменное согласие сетевых организаций на строительство объекта недвижимости должно быть представлено в целях недопущения повреждения или уничтожения объектов электросетевого хозяйства, а также причинения вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным прекращение регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> возложении обязанности на Управление Росреестра по Челябинской области зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Кроме того, исковые требования Сибагатуллиной М.Г. заявлены в порядке требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в то время как решения, действия (бездействие) Управления Росреестра подлежат рассмотрению в порядке требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как усматривается из искового заявления Сибагатуллиной М.Г., в данном случае усматривается спор о правах на недвижимое имущество. Возложение обязанности на Управление Росреестра по Челябинской области зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, является ненадлежащим способом защиты нарушенного права.
Орган регистрации в лице Управления Росреестра по Челябинской области является в соответствии с частью 3 статьи 1, частью 1 и пунктом 4 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять, в том числе, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Управление не имеет материально-правового интереса в отношении объекта недвижимости, в отношении которых осуществляет государственную регистрацию и государственный кадастровый учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Сибагатуллиной М.Г. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным прекращение регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> возложении обязанности зарегистрировать право собственности на жилой дом общей площадью 180 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>», - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Председательствующий п/п Ю.С. Сиражитдинова
Решение изготовлено в окончательной форме «24» мая 2023 г., судья:
Копия верна, судья
Помощник судьи
Решение в законную силу не вступило, судья