КИЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ФИО3 СИМФЕРОПОЛЯ
РЕСПУБЛИКИ ФИО5
мировой судья – Бугаева Л.Г.,
№
УИД: 91MS0№-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2024 года <адрес>
Киевский районный суд ФИО3 Симферополя Республики ФИО5 в составе:председательствующего судьи – Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем – Давлетовой А.А.,
при участии представителя истца – ФИО8,
ответчика – ФИО1,
ответчика – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики ФИО5 «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Симферопольского жилищно-строительного кооператива №,
по апелляционной жалобе ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» на решение мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ
установил:
ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о взыскании солидарно задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3096,31 руб., расходов по госпошлине в размере 400,00 руб., а также почтовых расходов в размере 80,00 руб.
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что истец является централизованным поставщиком тепловой энергии в <адрес>, осуществляет поставку тепловой энергии ответчикам по адресу: Республика ФИО5, <адрес>.
ФИО1 принадлежит жилое помещение-<адрес> указанном многоквартирном доме, в которой она проживет совместное дочерью – ФИО9 Таким образом, ответчики являются получателями услуги по теплоснабжению мест общего пользования, однако обязанность по внесению платы за коммунальную услугу не исполняют, что послужило основанием для обращения в суд с иском.
Решением мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» к ФИО1, ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, отказано.
Апелляционным определением Киевского районного суда <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ решение мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района <адрес> городского округа Симферополь) Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Киевского районного суда <адрес> Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» доводы жалобы поддержала, просила решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Ответчики просили оставить решением мирового судьи без изменения, жалобу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» без удовлетворения.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) взимается помимо квартирной платы по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» с ноября 2014 является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в <адрес>.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Республика ФИО5, <адрес>, подключен к системе централизованного отопления и имеет сеть трубопроводов, проходящих через систему перекрытий и мест общего пользования, по которым тепловая энергия доставляется в квартиры, отапливаемые от данной сети.
Поставку тепловой энергии в помещения многоквартирного дома осуществляет истец.
ФИО1 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: Республика ФИО5, <адрес>, с 2011 года, в которой проживает совместно с дочерью – ФИО2, которая также зарегистрирована по данному адресу.
Квартира №, принадлежащая ответчику отключена от централизованного теплоснабжения с 2015 года и имеет автономное отопление.
Договор на предоставление услуг по теплоснабжению между истцом и ответчиками не заключался.
Согласно протоколу заседания комиссии рабочей группы по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики ФИО5, от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес> приборами отопления мест общего пользования не оборудован. Внутридомовая магистраль отопления в подъезде отсутствует, места общего пользования не имеют и не имели ранее приборов отопления.
Решением Межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений потребителей коммунальной услуги по отоплению о наличии (отсутствии) приборов отопления в местах общего пользования многоквартирных домов, расположенных на территории ФИО3 Симферополя, многоквартирный <адрес> включен в реестр многоквартирных домов, не имеющих приборов отопления в местах общего пользования.
Из справки, выданной Симферопольским СЖСК-15 № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помещения общего пользования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой системы отопления, так как установка системы отопления не была предусмотрена изначально при строительстве дома в 1966 году и до настоящего момента отсутствует.
Из представленной Симферопольским жилищно-строительным кооперативом № справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» не оказывало услуги по отоплению в местах общего пользования многоквартирного <адрес> Республики ФИО5, так как установка системы отопления не была предусмотрена изначально при строительстве дома в 1966 году и до настоящего момента отсутствует.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска мировой судья исходил из того, что ответчики фактически услугу по теплоснабжению мест общего пользовании от истца не получают по независящим от них причинам, однако суд апелляционной инстанции с такими выводами согласится не может исходя из следующего.
Согласно п.1,3 ч.1 ст.36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно ч. 1,2 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника
Переход отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованного отопления на индивидуальное не означает прекращение потребления тепловой энергии на обгорев помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме.
Жилищное законодательство Российской Федерации рассматривает весь многоквартирный дом как единый теплотехнический объект, в который поступает теплоэнергия с целью отопления помещений этого дома – и жилых, и нежилых помещений, и помещений в составе общего имущества и прочих инженерных сетей жизнеобеспечения жилого дома. Тепло распространяется внутри дома от всех элементов системы отопления, от каждого участка этой системы, и распространяется по всем помещениям, независимо от их изолированности, наличия или отсутствия в конкретных помещениях радиаторов отопления, трубопроводов (стояков) системы отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 6 Правил №, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Поскольку внутридомовая система отопления является неделимой, входит в состав общего имущества и предназначена для обеспечения нормальной температуры воздуха во всех помещениях многоквартирного дома, при этом к внешним сетям теплоснабжения подключается именно внутридомовая система отопления, то именно эта система отопления и является теплопотребляющей установкой, а не ее отдельные элементы (в том числе радиаторы), размещенные в тех или иных помещениях дома.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П указал, что обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт «е» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения № к данным Правилам; подпункт «в» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то, что многоквартирные дома – в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения – могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №:
- в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения № к данным Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий пункта 42(1));
- размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № к названным Правилам (абзац первый пункта 44);
- если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенная в соответствии с пунктом 44 данных Правил, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45).
Предусмотренный абзацем 3 пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, во взаимосвязи с формулой 3 приложения № к данным Правилам, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями многоквартирного дома объема (количества) тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, пропорционально площади конкретного жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме. При этом приведенное правовое регулирование предполагает, что плата за отопление, подлежащая внесению собственниками и пользователями жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, по общему правилу, включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец не оспаривал факт отсутствия приборов отопления в местах общего пользования МКД.
При этом, согласно материалам дела, в частности из ответа МКУ Департамент городского хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ, по информации предоставленной СЖСК № МКУ № по <адрес> подключен к системе центрального отопления. МКД оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, в местах общего пользования приборы отопления отсутствуют. Горячее центральное водоснабжение отсутствует.
В МКД, по ранее указанному адресу, 2 квартиры имеют автономное отопление, а именно: <адрес> – собственник ФИО1 (41,9 кв.м.), <адрес>- ФИО10 (40,4 кв.м).
Кроме того, по запросу суда апелляционной инстанции, ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго», предоставлена выкопировка из схемы сетей ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» <адрес> от котельной по <адрес> до жилого дома по <адрес>.
Согласно акта приема-передачи объектов имущества, утвержденного министром жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ, технологический прибор учета на котельной <адрес> (теплосчетчик Суперком-01-SKS-3) передан в государственную собственность Республики ФИО5 в соответствии с распоряжением Совета министров Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №р..
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил №; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии, в том числе, и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Указанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения – за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
Исходя из этого, полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, действующее нормативное регулирование отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги по отоплению, исходит из необходимости возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию (иные коммунальные ресурсы, используемые при производстве услуги по отоплению), фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования.
Такой подход, по общему правилу, обуславливает недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением, согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, собственники и пользователи всех помещений в многоквартирном доме обязаны оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются данные помещения – за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме» (принятом в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018г. №-П) был изменен порядок расчета платы за отопление с 01.01.2019г.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ, с целью приведения расчетов платы в соответствие с действующим законодательством проводятся перерасчеты платы с 01.01.2019г., после получения необходимых сведений с управляющих компаний.
Согласно предоставленному истцом расчету задолженность ответчиков по содержанию и обогреву мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3096,31 руб. (в том числе пеня в размере 417,10 руб.)
Отказывая в удовлетворении исковых требований, мировой судья не учел, что не взыскание с ответчиков оплаты за услуги теплоснабжения по обогреву мест общего пользования приведет к тому, что данная сумма будет перераспределена между собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме с централизованным теплоснабжением пропорционально принадлежащим им долям.
Поскольку плата за отопление вносится совокупно без разделения на плату в помещении и плату на общедомовые нужды, собственники, демонтировавшие систему отопления на законных основаниях с оформлением соответствующих разрешительных документов, не подлежат освобождению от оплаты той ее части, которая приходится на общедомовые нужды.
Данные обстоятельства не учтены мировым судьей при принятии решения по настоящему делу, в связи с чем, выводы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований нельзя признать обоснованными учитывая конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых и нежилых помещений многоквартирного дома при распределении расходов на общедомовые нужды.
Кроме того, выводы мирового судьи о том, что ФИО1 в связи с ограничениями, связанными с COVID-19 не имела возможности обратиться к истцу, является ошибочным, так как обращение могло быть направлено на электронную почту истца, адрес которой размещен в общем доступе в сети интернет на официальном сайте ГУП РК «Крытеплокоммунэнерго» или сдано в почтовое отделение ответчиком ФИО2, которая в силу возраста не относится к категории граждан 65 лет и старше.
В связи с ненадлежащим выполнением ответчиками обязательств по оплате тепловой энергии сумма долга по адресу: Республика ФИО5 <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3096,31 руб. (в том числе пеня в размере 417,10 руб.)
Как следует из протокола судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ФИО1, в судебном заседании указала на пропуск срока давности по требования истца о взыскании задолженности.
Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В силу ч. 1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, изложенным в п. 17 Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судом установлено и следует из материалов дела, что подаче данного искового заявления предшествовало обращение истца к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и последующая его отмена, на основании ст. ст. 121, 122, 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за потребленную энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3096,31 руб. было подано мировому судье судебного участка № Киевского судебного района ФИО3 Симферополя Республики ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.
Исковое заявление о взыскании с ФИО1 задолженности за потребленную тепловую энергию подано мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.
В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт статьи 204 ГК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» заявлены истцов в пределах срока исковой давности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части взыскания солидарно с ответчиков образовавшейся задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3096,31 руб., в том числе пени в размере 417,10 руб., что соответствует расчету предоставленному представителем истца.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения мирового судьи в полном объеме, и постановлением нового решения об удовлетворении иска.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С ответчиков в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400,00 руб., почтовые расходы в сумме 80,00 рублей.
Кроме того, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы за оплату государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб., почтовые расходы в размере 191,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
определил:
решение мирового судьи судебного участка № Киевского судебного района ФИО3 Симферополя Республики ФИО5 от 2ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Взыскать солидарно с ФИО1, ФИО2 в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» задолженность за потребленную тепловую энергию в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3096,31 руб., (в том числе пени в размере 417,10 руб.), почтовые расходы в сумме 80,00 руб., государственную пошлину, уплаченную при подаче иска в размере 400,00 руб.
Взыскать с ФИО1, ФИО2 в пользу ГУП РК «Крымтеплокоммунэнерго» государственную пошлину, уплаченную за подачу апелляционной жалобы в размере 3000,00 руб., почтовые расходы в размере 191,00 руб.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья В.Ф. Камынина