2-541/2024
44RS0001-01-2023-005214-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 января 2024 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Бекеневе И.Д., с участием представителя прокуратуры Рыжкова И.А., представителя ответчика Пекишева П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Судиславского района Костромской области в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Костромской области о обязании обеспечить лекарственными препаратом,
у с т а н о в и л:
Прокурор Судиславского района Костромской области обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Судиславского района Костромской области на основании обращения проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению прав граждан на охрану здоровья и надлежащее льготное обеспечение граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями. Установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, обратился в прокуратуру <адрес> для защиты его интересов в связи с неполным обеспечением его лекарственным препаратом, которым он должен обеспечиваться бесплатно. Согласно сведений из ОГБУЗ «Судиславская районная больница» ФИО1 наблюдается по поводу ... получает проноран 50 мг*3р/д, ПК-Мерц 3т./сут., Тидомед 250/50*5т./сут., Мирапекс пл 1,5 мг по 1/2т*2 раза. Из ответа первого заместителя директора департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № следует, что ФИО1 имеет ... и сохранил право на получение государственной социальной гарантии в части лекарственного обеспечения. Обеспечивается лекарственными препаратами по федеральной и региональной программе льготного лекарственного обеспечения в соответствии с имеющимся заболеванием. Указывают, что ФИО1 должен обеспечиваться всеми необходимыми ему лекарственными препаратами в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Указывают, что согласно счету пациента в истекшем периоде 2023 года ФИО1 в необходимом объеме назначенными ему лечащим врачом лекарственными препаратами своевременно и в полном объеме обеспечен не был. Так, ФИО1 обеспечен лекарственным препаратом «ПК-Мерц», Мидантан (мнн - «Амантадин») в количестве 23 упаковок (при фактической потребности в 42 упаковки). Указанное повлекло нахождение рецепта, выписанного ФИО1, на отсроченном исполнении. Таким образом, ФИО1 вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственного обеспечения своевременно, в необходимом количестве, так как лекарственные препараты, назначенные ФИО1, необходимы ему по медицинским показаниям. Что, полагают, свидетельствует о невыполнении департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению материального истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами, а так же о существенном нарушении прав материального истца на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего ФИО1 лишен возможности в полном объеме использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям. На основании изложенного, просят, обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать бесперебойное обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, лекарственным препаратом «ПК-Мерц»/«Мидантан» в необходимом количестве по медицинским показаниям.
В судебном заседании представитель прокуратуры Рыжков И.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, указав, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что обеспечение ФИО1 необходимыми ему в связи с лечением заболевания препаратами было недостаточным по медицинским показаниям.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Представитель ответчика от Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. требования не признал в полном объеме, указав, что те рецепты которые были выданы пациенту были обслужены, так же в случае изменения схемы лечения должна была быть направлена уточненная заявка, сведения о направлении ее на аптечную базу они
Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ранее направляли ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Третье лицо ОГБУЗ «Судиславская районная больница» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание свое представителя не направили.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, <дата> г.р., проходит лечение в ОГБУЗ «<адрес> больница», ему установлен диагноз ...
Как следует из ответа Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № ФИО1 имеет ... и сохранил право на получение государственной социальной гарантии в части лекарственного обеспечения. Обеспечивается лекарственными препаратами по федеральной и региональной программе льготного лекарственного обеспечения в соответствии с имеющимся заболеванием. По данным единой региональной информационной системы за истекший период 2023 года ФИО1 обеспечен лекарственным препаратами на общую сумму 238824,27 руб., в том числе лекарственным препаратом ПК-Мерц, Мидантан (мнн- Амантадин) в количестве 23 упаковок. Заявки на приобретение лекарственных препаратов направляются ОГБУЗ «<адрес> больница» своевременно.
Как следует из представленных строй истица назначений ФИО1 в связи с лечением его заболевания уму назначены проноран 50 мг*3р/д, ПК-Мерц 3т./сут., Тидомед 250/50*5т./сут., Мирапекс пл 1,5 мг по 1/2т*2 раза, <дата> доза ПК-Мерц увеличина до 500 мг/сут, <дата> назначение выше названных препаратов продлено.
Из представленных в материалы дела копий заявок от <дата> и <дата> год, что в адрес ответчика ОГБУЗ «Судиславская районная больница» направлялись заявки на 48 упаковок (4 упаковки в месяц) на препарат ПК-Мерц (мнн- Амантадин), а так же дополнительно на 42 упаковки в год (заявка от <дата>).
Из счета на пациента от <дата> на имя ФИО1 следует, что препаратом по МНН Амантадин за 2023 год обеспечен – <дата> - 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка,<дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка, <дата> – 1 упаковка - ПК-Мерц; <дата> – 3 упаковки, <дата> – 3 упаковки – Мидантан.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм, Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Согласно п.ж ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение
Согласно Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. (ч.2, 5 ст.76).
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
На основании п. 1 ч. 3 ст. 80 N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно статье 4 Федерального закона N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона N 323-ФЗ).
Исходя из Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включено заболевание – «Болезнь Паркинсона» - в отношении противопаркинсонических лекарственных средств.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).
Согласно ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с положениями ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона № 1768-ФЗ).
Согласно ст. 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Костромской области) лиц, страдающих онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями) в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
- организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, имеющих право на их получение в соответствии с государственными гарантиями на территории Костромской области, в соответствии вышеуказанным Положением относится к компетенции Департамента здравоохранения Костромской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Учитывая заболевание, которым страдает ФИО1 входи в группу заболеваний, для граждан страдающих которыми, установлены гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями, отказ в обеспечении или недостаточное количество обеспечения необходимым лекарственным препаратом не соответствует требованиям законодательства.
Тот факт, что заявленным в иске медицинским препаратом, МНН – Амантадин, торговые наименования - «ПК-Мерц»/«Мидантан» ФИО1 не обеспечен в необходимом количестве в соответствии с установленной схемой лечения от <дата> и от <дата> ответчиком не опровергнуто, что так же подтверждает вышеуказанный счет пациента.
В связи с чем, поскольку отсутствие обеспечения необходимыми препаратами нарушает права ФИО1 на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования и возлагает на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности организовать бесперебойное обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, лекарственным препаратом «ПК-Мерц» или «Мидантан» в необходимом количестве по медицинским показаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Судиславского района Костромской области в интересах ФИО1 удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения по Костромской области организовать бесперебойное обеспечение ФИО1, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, лекарственным препаратом «ПК-Мерц» или «Мидантан» в необходимом количестве по медицинским показаниям.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ковунев А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 02.02.2024 года.