Дело № 2-41/2023
76RS0008-01-2022-001595-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2023 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М. при секретаре Масальской В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова Владимира Геннадьевича к Министерству обороны РФ, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Ефремов В.Г. обратился в суд с иском, просит обязать ответчика предоставить бесплатно в собственность истца жилое помещение по избранному постоянному месту жительства – в <адрес скрыт> в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, установленными ст. 15.1 ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 14.12.2021) «О статусе военнослужащих» - не менее 18 кв.м..
Требование мотивирует тем, что истец проходил военную службу с 05.08.1976 года по 17.06.1994 года. С 17.06.1994 года приказом Заместителя МО Украины по вооружению № 048 от 29.04.1994 года уволен в запас (по собственному желанию). После увольнения в запас, истец не был обеспечен жилым помещением. Субсидия на приобретение или строительство жилья истцом также не получалась. Вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании истец Ефремов В.Г., представитель по доверенности Гермашева К.Ю. требования поддержали.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. В письменных возражениях в удовлетворении требований просил отказать, указывая, что истцом не представлено решение уполномоченного органа о признании его нуждающимся, решение (протокол) о постановке на учет, соответственно отсутствует право требования предоставления истцу жилого помещения (л.д.89).
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны. В письменных возражениях на исковое заявление указал, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у него права требования у ответчиков признания права на обеспечение жилым помещением. Сведения о том, что истец после увольнения с военной службы встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в материалы дела не представлены (л.д.55-56).
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела судом установлено, что Ефремов В.Г. проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР с 05.08.1976 года по 17.06.1994 года (л.д.27). Уволен в запас 17.06.1994 года зам. МО Украины по вооружению № 048 от 29.04.1994 года по пункту 65, подпункту «з» по собственному желанию (л.д.28). 31.10.1992 года зачислен в вооруженные силы Украины (л.д.72).
Из ответа администрации г.о. г. Переславль-Залесский от 01.02.2022 года следует, что истец на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в администрации города истец не состоит (л.д.29).
Истец обратился в Министерство обороны РФ с заявлением о предоставлении жилого помещения (л.д.7-8). В своем ответе Министерство обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом сообщило, что по имеющимся сведениям истец на учете нуждающихся в жилых помещениях в Минобороны России не состоит. Из поступившего обращения следует, что Ефремов В.Г. был уволен из Вооруженных Сил Украины. В целях принятия согласованных мер в решении вопросов обеспечения военнослужащих бывшего Союза ССР, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, 28 марта 1997 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, участником которого, как следует из распоряжения Президента Российской Федерации от 09.02.2013 года № 44-рп, Российская Федерация не является. С учетом изложенного, оснований для предоставления жилого помещения по линии Минобороны России, не имеется (л.д.43-44).
19.09.1994 года истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес скрыт>. Снят с регистрационного учета по месту жительства 16.10.2018 года (л.д.17), с 25.10.2018 года имеет регистрацию по месту жительства по адресу <адрес скрыт> (л.д.18), зарегистрирован по данному адресу один (л.д.31). Квартира, площадью 36,4 кв.м., расположенная по адресу <адрес скрыт>, принадлежит истцу на праве собственности на основании договора купли-продажи квартиры от 23.07.2018 года (л.д.45-47).
Истец в судебном заседании пояснял, что квартира в <адрес скрыт> принадлежала матери истца, проживали родители и истец с семьей – супруга и сын. После смерти матери квартиру продал и купил квартиру в <адрес скрыт>. По приезду в <адрес скрыт> в июле 1994 года в августе попал в аварию, долго восстанавливался, на учет нуждающихся не вставал, служащая в военкомате сказала, что раз с Украины приехал, пусть они жильем и обеспечивают. Паспорт гр-на Украины не получал, получил паспорт гр-на РФ в 2004 году, до этого было удостоверение офицера. Присягу Украине не принимал, это всего лишь запись.
Указывал, что является получателем пенсии на территории РФ (л.д.144).
Статьей 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1 установлено, что порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 21.04.1997 N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", принимая Постановление N 1054 от 6 сентября 1998 года, утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подпункту "в" пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 года (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.). После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств в целях реализации Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" N 4455-1 от 11 февраля 1993 года статьей 56 указанного Закона и Постановлением Верховного Совета РФ N 4457-1 от 11 февраля 1993 года был установлен переходный период, который продолжался до 31 декабря 1994 года.
В соответствии со статьей 62 указанного Закона гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, в том числе и по обеспечению его жилыми помещениями, только до окончания переходного периода.
Пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года N 4983-1 "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил и других воинских формирований СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований в юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняют правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. При несоблюдении указанных условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохраняется до окончания переходного периода, то есть до 31 декабря 1994 года.
В настоящее время в связи с принятием Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года Закон Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4457-1, Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" и "О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 19 мая 1993 г. N 4983-1 признаны утратившими силу.
Действующее законодательство не устанавливает общих норм, регламентирующих правовое положение указанной категории граждан Российской Федерации.
14 февраля 1992 года государства - участники Содружества Независимых Государств заключили Соглашение о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, однако оно не содержало норм, регламентирующих вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и членов их семей при переезде на постоянное место жительства на территорию другого государства.
Статьей 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года предусмотрено, что указанная категория лиц при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства-участника обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли.
Данное Соглашение распространяет свое действие на военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), проходящих военную службу в государствах - участниках СНГ, состоявших ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР, в Объединенных Вооруженных Силах СНГ, а также на граждан из числа указанных военнослужащих, уволенных с военной службы после 31 декабря 1991 года, и членов их семей и являющихся иностранными гражданами по отношению к государству их пребывания или имеющих право на приобретение гражданства государства-участника, на территории которого избрано постоянное место жительства.
Это Соглашение было подписано Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
На основании изложенного, при выполнении внутригосударственных процедур и ратификации Соглашения Российская Федерация несет на себе обязанность по обеспечению жилым помещением на условиях социального найма только военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, которые проходили военную службу в государствах - участниках СНГ, состояли ранее на военной службе в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и переехали из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на постоянное место жительства в Россию.
Данное соглашение не было подписано Украиной (л.д.100-113).
В связи с чем, довод представителя истца, что Российская Федерация лишь в 2013 году направила уведомление депозитарию о намерении не стать участником Соглашения (л.д.109), судом не принимается.
Также судом отклоняется довод истца, что он является получателем пенсии по старости на территории РФ, поскольку порядок пенсионного обеспечения установлен иным Соглашением, а именно "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года.
Довод истца, что он не принимал гражданства Республики Украина, присягу не принимал, судом не принимается, поскольку в вышеуказанным актах речь идет о лицах, уволенных с военной службы на территории другого государства. Данная запись имеется в послужном списке истца.
С учетом изложенного, учитывая, что истец был уволен из вооруженных сил до 31.12.1994 года, Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 года, Республикой Украина подписано не было, истец на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не принимался, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ефремова Владимира Геннадьевича (паспорт гр-на РФ <номер скрыт>) к Министерству обороны РФ (ОГРН 1037700255284 ИНН 7704252261), ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (ОГРН 1035009568736 ИНН 5047041033) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2023 года.