Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-133/2024 ~ М-95/2024 от 05.04.2024

Дело № 2-133/2024

УИД 22RS0007-01-2024-000200-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2024 года г. Белокуриха

Белокурихинский городской суда Алтайского края в составе

председательствующего судьи Омелько Л.В.,

при секретаре Захарьевой А.Е.,

с участием представителя истца Ганашилина Д.Н., ответчика ИП Долгоульской О.В., представителя Долгоульского Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Белокуриха, Алтайском, Советском, Смоленском, Солонешенском, Петропавловском, Быстроистокском районах в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Долгоульской Оксане Васильевне о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Белокурихе, Алтайском, Быстроистокском, Петропавловском, Смоленском, Советском и Солонешенском районах (далее по тексту - Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Долгоульской О.В. (далее по тексту – ИП Долгоульская О.В.) о защите прав потребителей, ссылалось на то, что в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, проведенных в соответствии с законодательством, установлено, что ИП Долгоульской О.В. осуществляется повторная реализация табачной продукции, выведенной из оборота в системе ГИС МТ по адресу, <адрес>, т.е. реализация товаров без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров.

За период с начала осуществления наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика установлено 30 отклонений.

Учитывая, что действия ответчика не создали непосредственную угрозу или причинение вреда жизни, здоровью граждан, ИП Долгоульской О.В. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ , в котором предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при реализации табачной продукции, подлежащей обязательному маркированию средствами идентификации в течение 60 дней с момента получения предостережения.

До настоящего времени возражений на предостережение не поступило, срок для устранения нарушений истцом исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ и заканчивается ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, согласно информации, размещенной в ГИС МТ, ответчиком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допущено 35 отклонений по повторной реализации товаров (табачная продукция), связанных с нанесением средств идентификации, что свидетельствует о непринятии мер по устранению нарушений.

Истец просил суд признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по нарушению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о табачной продукции путем осуществления повторных продаж с нарушением установленного порядка маркировки товаров; обязать ответчика прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о табачной продукции путем недопущения реализации без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров (прекратить повторные продажи товаров).

В судебное заседание представитель истца не явился, о рассмотрении дела уведомлен в установленном законом порядке.

Ответчик по делу ИП Долгоульская О.В., ее представитель Долгоугольский Д.С. с иском согласились? однако пояснили, что хотя формально состав нарушения имеется, однако их вина в этом отсутствует, так как каждая пачка сигарет вносится ГИС МТ производителем. Путь следования каждой пачки сигарет до покупателя отслеживается по ГИС МТ. Однако программа не совершенна и при продаже сигарет дважды пробивается пачка. По данному вопросу они неоднократно обращались в Честный знак, однако ошибки работы программы не устранены, находятся в настоящее время в разработке.

В порядке положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав письменные доказательства, заслушав пояснения стороны истца, суд признает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - орган государственного надзора).

В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 7 ст. 40 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

На территории <адрес> федеральная служба по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес>, Алтайском, Советском, Смоленском, Солонешенском, Петропавловском, <адрес>х.

Таким образом, суд соглашается с доводом истца, о том, что ТО Роспотребнадзора, вправе обращаться с данным иском в защиту неопределенного круга лиц.

Исходя и преамбулы Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Продавцом признаются организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

В силу ч. 1 ст. 1 Закона о защите прав потребителей отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации, являются товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации, а также товары, в отношении которых Правительством Российской Федерации утверждены правила маркировки средствами идентификации.

Участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга, и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации, как закреплено в п. 5, 16 ФЗ № 381-ФЗ.

Пунктами 1, 1.2 Перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 № 792-р установлено, что сигареты и папиросы с 01 марта 2019 года, а табак (табачные изделия) с 01 арта 2022 года подлежат обязательной маркировке.

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации» (далее по тексту – Правила) установлено, что на территории Российской Федерации оборот не маркированных средствами идентификации сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре 2402 20 900 0) допускается до 1 июля 2020 г., а табачной продукции, указанной в разделе II приложения к Правилам, утвержденным настоящим постановлением, допускается до 1 июля 2021 г.

"Вывод табачной и (или) никотинсодержащей продукции из оборота" - реализация (продажа) маркированной табачной и (или) никотинсодержащей продукции физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв табачной и (или) никотинсодержащей продукции, реализация и продажа табачной и (или) никотинсодержащей продукции, ранее введенной в оборот или находившейся в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, продажа табачной и (или) никотинсодержащей продукции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для использования в целях, не связанных с ее последующей реализацией (продажей), реализация (продажа) табачной и (или) никотинсодержащей продукции по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота табачной и (или) никотинсодержащей продукции на территории Российской Федерации.

"Маркированная табачная и (или) никотинсодержащая продукция" - табачная и (или) никотинсодержащая продукция, на которую нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих Правил и достоверные сведения о маркировке которой (в том числе сведения о нанесенных на нее средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в информационной системе мониторинга (п. 2 Правил).

Повторное сканирование кода идентификации и повторная передача данных о выводе из оборота единицы продукции не допускается. Такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515).

В пункте 10 Правил № 515 закреплено, что товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Согласно п. 10 (1) Правил № 515 товары, маркированные средствами идентификации, преобразованными участниками оборота товаров из кодов маркировки, предоставленных им оператором до даты ввода обязательной маркировки таких товаров, признаются маркированными надлежащим образом при условии внесения в информационную систему мониторинга сведений о нанесении на указанные товары средств идентификации на дату ввода обязательной маркировки таких товаров.

В статье 8 Закона о защите прав потребителей указано, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Производители и импортеры никотинсодержащей продукции, указанной в разделе III приложения к Правилам № 224 подают в информационную систему мониторинга заявление о регистрации в информационной системе мониторинга начиная с 1 марта 2022 г., но не позднее 7-го календарного дня со дня возникновения необходимости осуществления деятельности, связанной с вводом в оборот и (или) оборотом никотинсодержащей продукции.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ответчик Долгоульская О.В. осуществляет предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ (ОГРНИП ). Виды деятельности – торговля розничная очками, включая сборку и ремонт очков в специализированных магазинах, код – 47.78.2; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, код – 47.11; торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, код – 47.19; торговля розничная табачными изделями в специализированных магазинах, код – 47.26.

Согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (далее по тексту – ГИС МТ) ИП Долгоульской О.В. осуществляется повторная реализация товаров (табачной продукции), выведенных из оборота в системе ГИС МТ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ наблюдения за соблюдением обязательных требований в системе ГИС МТ истцом в отношении ответчика ИП Долгоульской О.В. установлено 30 отклонений, связанных с повторными продажами товаров (табачной продукции), выведенных из оборота в системе ГИС МТ.

В силу постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», принимая во внимание, что действия ИП Долгоульской О.В. не создали непосредственную угрозу или причинение вреда жизни, здоровью граждан, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ ответчику посредством электронной почты направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований , где предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований при реализации табачной продукции, подлежащей обязательному маркированию средствами идентификации. Письмо доставлено на почтовый сервер ИП Долгоульской О.В.

До настоящего времени возражений на предостережение от ответчика не поступило. Истец полагает, что срок для устранения нарушений начинает исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ и истекает ДД.ММ.ГГГГ, с чем суд соглашается.

Однако, согласно информации, размещенной в ГИС МТ, ИП Долгоульской О.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено 35 отклонений по повторной реализация товаров (табачная продукция), связанных с нанесением средств идентификации.

Таким образом, ответчик ИП Долгоульская О.В. не приняла никаких мер по устранению нарушений, что приводит к нарушению действующего законодательства, а именно п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 6 Постановления Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956, п. 10 Постановления Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной, никотиносодержащей и безникотиновой продукции средствами идентификации».

В связи с изложенным, ответчик ИП Долгоульская О.В. осуществляет повторную продажу товаров, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товарах.

В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в соответствующий бюджет с ответчика, если он не освобожден от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании изложенного, с ИП Долгоульской О.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Территориального отдела в г. Белокуриха, Алтайском, Советском, Смоленском, Солонешенском, Петропавловском, Быстроистокском районах в защиту неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Долгоульской Оксане Васильевне о защите прав потребителей, удовлетворить.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Долгоульской Оксаны Васильевны (ИНН/ОГРНИП ) в отношении неопределенного круга потребителей по нарушению прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о табачной продукции путем осуществления повторных продаж с нарушением установленного порядка маркировки товаров.

Обязать индивидуального предпринимателя Долгоульскую Оксану Васильевну (ИНН/ОГРНИП ) недопускать противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации о табачной продукции путем недопущения реализации без маркировки средствами идентификации либо с нарушением установленного порядка маркировки товаров (прекратить повторные продажи товаров).

Взыскать с индивидуального предпринимателя Долгоульской Оксаны Васильевны (ИНН/ОГРНИП /) в доход муниципального образования город Белокуриха государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Белокурихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2024 года.

Судья Белокурихинского

городского суда Л.В.Омелько

2-133/2024 ~ М-95/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТО Роспотребнадзора в г.Белокуриха
Ответчики
Долгоульская Оксана Васильевна
Другие
Долгоульский Дмитрий Сергеевич
Суд
Белокурихинский городской суд Алтайского края
Судья
Омелько Лариса Владимировна
Дело на сайте суда
belokurihinsky--alt.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
08.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2024Судебное заседание
14.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее