Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-1476/2021 от 25.11.2021

Дело № 21-1476/2021

Р Е Ш Е Н И Е

15 декабря 2021 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Крым Кормилицыной О.Г. на решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2021 года по делу № 12-363/2021 в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «ДИМ» Петраш <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Крым Кормилицыной О.Г. № 91082122900094000004 от 31.08.2021 года должностное лицо – главный бухгалтер ООО «ДИМ» Петраш А.С. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 00 рублей.

Решением судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.11.2021 года по делу № 12-363/2021 постановление должностного лица изменено, назначенное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

В жалобе должностное лицо Кормилицына О.Г. выражает несогласие с решением судьи, просит об его отмене с принятием нового судебного акта, которым постановление должностного лица оставить без изменения. В обоснование жалобы указывает на незаконность и необоснованность замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, заслушав представителя по доверенности межрайонной ИФНС России № 4 Гостищеву Л.А., жалобу поддержавшую; Петраш А.С., против удовлетворения жалобы возражавшую; прихожу к следующим выводам.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.

Статьей 6 Федерального закона от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», - перечень этих случаев является исчерпывающим.

Расчеты по выплате работодателем – резидентом работнику – нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Федерального закона от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.

Согласно статье 25 Федерального закона от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый).

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения, в том числе с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации (абзац пятый).

Поскольку отношения по выплате физическим лицам - нерезидентам денежных средств в валюте Российской Федерации, включая выплаты заработной платы, урегулированы Федеральным законом от10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», к рассматриваемым правоотношениям должны применяться нормы специального законодательства.

Из материалов дела усматривается, что при проведении должностными лицами межрайонной ИФНС России по <адрес> проверки соблюдения ООО «ДИМ» валютного законодательства Российской Федерации, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ главным бухгалтером ООО «ДИМ» ФИО1 по платежно-расчетной ведомости от ДД.ММ.ГГГГ была выплачена из кассы организации заработная плата иностранному гражданину ФИО6, гражданину <адрес> в наличной форме в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек при отсутствии у него вида на жительство.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом 19.08.2021 года в отношении Петраш А.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Крым Кормилицыной О.Г. № 91082122900094000004 от 31.08.2021 года главный бухгалтер ООО «ДИМ» Петраш А.С. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Факт совершения главным бухгалтером ООО «ДИМ» Петраш А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 91082122900094000002, копией платежной ведомости № 1 от 10.01.2020 года; копии документов определяющих правовой статус физического лица – нерезидента и другими материалами.

Исследовав представленные в дело доказательства, судья первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Петраш А.С. и правильности квалификации ее действий по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Назначенное Петраш А.С. административное наказание в виде административного штрафа судьей заменено на предупреждение ввиду отсутствия возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей и безопасности государства ввиду ненадлежащего исполнения главным бухгалтером ООО «ДИМ» Петраш А.С. публично-правовых обязанностей, возложенных на нее требованиями валютного законодательства Российской Федерации.

Однако такое условие для замены административного штрафа на предупреждение частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Основной целью валютного законодательства Российской Федерации является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

При таких обстоятельствах, в связи с существенными нарушениями положений материального права, а также с учетом того, что сроки давности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ не истекли, решение судьи подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.11.2021 года по делу № 12-363/2021 в отношении должностного лица – главного бухгалтера ООО «ДИМ» Петраш А.С. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ отменить.

Дело направить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

21-1476/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Петраш Анна Сергеевна - Главный бухгалтер ООО ДИМ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Дяченко Любовь Александровна
Статьи

ст.15.25 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--krm.sudrf.ru
25.11.2021Материалы переданы в производство судье
15.12.2021Судебное заседание
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2021Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее