2-451-2024
59RS005-01-2023-005373-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года г.Пермь Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Славинской А.У.
при секретаре Исуповой К.И.
с участием представителя истца Вахрина Д.О., по доверенности, представителя ответчика администрации города Перми Балаш Р.М., по доверенности, представителя ответчика ИП Зиновьева А.Н. - Унанян Е.Ю., по доверенности, представителя третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми Юзеевой Е.В., по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сероштан Екатерины Анатольевны к администрации Мотовилихинского района города Перми, администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью «Техдоргрупп», ИП Зиновьеву Антону Николаевичу о возмещении ущерба,
установил:
Сероштан Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Мотовилихинского района города Перми, администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью «Техдоргрупп», ИП Зиновьеву А.Н. о возмещении ущерба, указав в заявлении, что 29.05.2023 на припаркованный на проезжей части дороги дублера, около дома по адресу <адрес> автомобиль KIA К5 гос. № упала часть дерева в результате чего данный автомобиль, принадлежащий истцу на праве собственности, получил механические повреждения. Указанные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра и установлены в ходе проверки сообщения о происшествии в полицию. Упавшее дерево располагалось на газоне в рамках многоконтурного земельного участка с кадастровым № рядом с западной границей земельного участка №, которая проходит по опалубке дома <адрес> со стороны фасада здания. Данный участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в собственности публично-правового образования. Согласно заключению независимой экспертизы №, стоимость восстановительного ремонта с учетом износа ТС KIA К5 гос. № составляет 313 456 рублей 97 копеек, расчетная стоимость восстановительного ремонта (без учета износа) - 522 306 рублей 44 копейки. ДД.ММ.ГГГГ истцом была подана досудебная претензия в администрацию Мотовилихинского района г. Перми с требованием возместить ущерб, причиненный транспортному средству в результате падения дерева, а также расходы на независимую экспертизу. В ответ на претензию ответчик отказал в удовлетворении требований, сообщив, что работы по содержанию данного участка, на котором располагалось упавшее дерево, ведет в рамках исполнения муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Техдоргрупп». Считает, что ответственность за ущерб, причиненный от падения на автомобиль дерева, относящегося к объектам озеленения общего пользования по адресу <адрес>, лежит на администрации Мотовилихинского района г. Перми, поскольку территориальным органом администрации г. Перми исполняющим обязанность по организации содержания объектов озеленения общего пользования в Мотовилихинском районе г. Перми является администрация Мотовилихинского района г. Перми. В результате падения дерева истец понесла дополнительные расходы на независимую оценку причиненного ей ущерба в размере 8 000 рублей.
Уточнив исковые требования, просит взыскать с администрация Мотовилихинского района г. Перми, администрация Перми, ООО «Техдоргрупп», ИП Зиновьева А.Н. материальный ущерб, причиненный падением дерева, а именно расчетную стоимость восстановительного ремонта транспортного средства KIA К5 гос. № в размере 522 306 рублей 44 копейки, судебные расходы на независимую оценку причиненного ущерба в размере 8 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 423 рубля 06 копеек ( л.д. 189 т.1).
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения аналогичные доводам изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Мотовилихинского района г. Перми в судебное заседание не явился, извещены, ранее в материалы дела представили отзыв, указав, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, между МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района» и ООО «ТехДорГрупп» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района г.Перми. Подрядчиком приняты обязательства качественно выполнять работы по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района г. Перми, согласно техническому заданию. подрядчик несет ответственность и обязанность возмещения ущерба, причиненного, в том числе третьим лицам, в результате неисполнения либо некачественного выполнения работ по настоящему Контракту (в том числе, если недостатки возникли или выявлены после завершения производства работ), иных нарушений условий настоящего Контракта, требований действующего законодательства, правовых актов города и нормативной документации.
Представитель ответчика ООО «ТехДорГрупп» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее в материалы дела представили отзыв, указав, что с исковыми требованиями не согласны, полагают общество является ненадлежащим ответчиком, между обществом и МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района» г. Перми заключен Муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно условиям которого, общество приняло на себя обязательства по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района г. Перми. Согласно Техническому заданию (Приложение № к Контракту) срок содержания объекта озеленения общего пользования с момента заключения Контракта не ранее 15.04.2022 по 20.12.2024. Выявление аварийных деревьев не входит в перечень, выполняемых ООО «ТехДорГрупп» в рамках вышеназванного контракта, работ. Снос деревьев на территории города Перми ведется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений в соответствии с Порядком сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Содержание объектов озеленения осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства и содержания территории Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Никаких актов с предписаниями о сносе аварийных деревьев, в том числе о сносе дерева, падение которого, по мнению истца причинило ущерб ее автомобилю, в адрес ООО «ТехДорГрупп» не поступало. Самостоятельно выявлять аварийные деревья общество не уполномочено, не является специализированной организаций, не обладает познаниями в области дендрологии и т.п. Более того, снос аварийного (предположительно) дерева при отсутствии соблюдения комиссионной процедуры по выявлению насаждений, подлежащих сносу, влечет за собой административную и уголовную ответственность. Во исполнение Контракта общество заключило Договор субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ с индивидуальным предпринимателем Зиновьевым А.Н., согласно условиям которого ИП Зиновьев А.Н. принял на себя обязательства по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района г. Перми. Учитывая тот факт, что Договор был составлен на основании и во исполнение Контракта, все работы, предусмотренные Контрактом, исполнялись ИП Зиновьевым А.Н., объем работ по Договору совпадает с объемом работ по Контракту, что подтверждается, в том числе, тождественностью Технических заданий (Приложение № к Договору и Приложение № к Контракту). Просят отказать в удовлетворении требований истца в отношении общества в полном объеме (л.д. 72-96 том 1).
Представитель ответчика ИП Зиновьева А.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в приобщенном ранее отзыве, дополнив, что 10.08.2022 между ИП Зиновьевым А.Н. и ООО «ТехДорГрупп» заключен договор субподряда №-ТДГ по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района г. Перми. Согласно п. 1.1. договора субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ субподрядчик обязуется оказывать услуги по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми, а Подрядчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим договором. На основании п. 1.2. договора субподряда объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг, а так же требования к гарантии качества оказанных услуг, гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием, иными приложениями к настоящему Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Согласно п. 3.2 раздела дополнительные ежегодные услуги, Приложения № к договору субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ: - ликвидация аварийных (упавших) деревьев (по заданию Подрядчика); компенсационная посадка деревьев (по заданию Подрядчика); посадка деревьев, в соответствии с параметрами с МДС 13-5.2000, решение Пермской городской Думы от 15.12.2020 № «Об утверждении правил благоустройства территории города Перми»; обрезка деревьев (по заданию Подрядчика). Полагает, что Зиновьев А.Н. является ненадлежащим ответчиком по делу. Технические задания по договору субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ выполнены в полном объеме, недостатков не установлено. По условиям договора субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ субподрядчик выполняет работы по ликвидации аварийных деревьев только лишь по заданию подрядчика, на основании акта комиссионного обследования. Никаких актов с предписаниями о сносе аварийных деревьев, в том числе о сносе дерева, падение которого, по мнению истца, причинило ущерб ее автомобилю, в адрес ИП Зиновьева А.Н. не поступало. Самостоятельно выявлять аварийные деревья ИП Зиновьев А.Н. не уполномочен, так как не является специализированной организацией, не обладает познаниями в области дендрологии. Из выписки ЕГРН на земельный участок с кадастровым №, и схеме дислокации (места роста) дерева, упавшего 29.05.2023 на автомобиль истца, следует, что правообладателем земельного участка, на котором упало дерево, является муниципальное образование города Перми (л.д. 237-239 том 1).
Представитель ответчика администрации города Перми в судебном заседании исковые требования не признал, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в приобщенных ранее возражениях, дополнив, что между МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района» заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на содержание объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми. Подрядчиком по Контракту является ООО «Техдоргрупп». В соответствии с п. 2.1.27 Правил благоустройства города Перми объект озеленения общего пользования - земельный участок, расположенный на территории общего пользования, с зелёными насаждениями, вспомогательными сооружениями, элементами благоустройства, обеспечивающими единое функциональное назначение территории: для прогулок и отдыха людей, занятий физической культурой и спортом, а также для проведения культурно-массовых мероприятий (парк, сад, сквер, бульвар), а также участки земли с зелеными насаждениями в границах автомобильных дорог общего пользования местного значения, включённые в перечень объектов озеленения общего пользования, утверждённый администрацией города Перми. Вместе с тем, постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов озеленения общего пользования города Перми» утверждён перечень объектов озеленения общего пользования. Исходя из содержания иска, автомобиль был припаркован у МКД <адрес>. Возле МКД <адрес> расположен также объект озеленения общего пользования - <адрес> от <адрес> до <адрес> (нечетная сторона), № в Перечне (№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент происшествия). Согласно п. 3.3.1.17. Технического задания, являющегося приложением № к Контракту, исполнитель обязан за свой счет устранить выявленные недостатки оказанных услуг, возместить ущерб третьим лицам, возникший в результате оказания услуг по содержанию объектов озеленения общего пользования. Таким образом, если дерево, повредившее автомобиль, произрастало на объекте озеленения общего пользования, надлежащим ответчиком будет являться подрядчик по Контракту - ООО «Техдоргрупп», как юридическое лицо, осуществляющее деятельность с целью получения экономической выгоды, добровольно взявшее на себя ответственность за возможный ущерб, возникший в результате выполнения работ по Контракту. В случае, если дерево произрастало на придомовой территории, надлежащим ответчиком будет являться юридическое лицо, осуществлявшее хозяйственное ведение общего имущества многоквартирного дома. Лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме по адресу <адрес>, является «ЖК №», согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства. Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на муниципальной территории города Перми по состоянию на 29.05.2023 регулировался Правилами благоустройства территории города Перми. В соответствии с пп. 1.1, 1.3 Порядка снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений. Комиссионное обследование зеленых насаждений производится на основании письменного заявления заявителя, направленного в территориальный орган администрации города Перми. Таким образом, надлежащим ответчиком может являться ООО «Техдоргрупп», как подрядчик по договору на выполнение работ по содержанию объекта озеленения общего пользования, если дерево произрастало на таком объекте, либо управляющая компания МКД <адрес>, если дерево произрастало на придомовой территории, либо данное происшествие явилось следствием непреодолимой силы, если дерево произрастало на муниципальной территории и в территориальный орган администрации города Перми не поступало заявлений о необходимости его кронирования.
Представитель третьего лица МКУ «Содержание объектов благоустройства» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ранее в материалы дела представили возражения, указав, что на основании Федерального Закона №131-ФЗ, ст. 41 Устава города Перми, решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре администрации города Перми» утверждено Положение об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми. В целях реализации задач по защите зеленых насаждений при осуществлении градостроительной и иных видов хозяйственной деятельности на территории города Перми Управление: организует инвентаризацию и учет зеленых насаждений в городе; организует посадку, проведение сезонных мероприятий по зеленых насаждений; участвует в работе комиссии по обследованию зеленых насаждений. По указанному адресу, где упало дерево, нет информации в Едином учетном Реестре мероприятий по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, следовательно, упавшее дерево не было признано в установленном нормативно правовыми актами порядке сухостоем. Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден «Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насажден, территории города Перми». Согласно п.3.3. Порядка комиссионное обследование зеленых насаждений производится на основании письменного заявления заявителя, направленного в Территориальный орган. Снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений (п. 3.1 Порядка). В целях организации мероприятий по охране окружающей среды на территории города Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми организует инвентаризацию и учет зеленых насаждений в городе. 31.03.2022 между МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района», и ООО «ТЕХДОРГРУПП», был заключен Муниципальный контракт № на содержание объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми. Согласно п.п. 1.1 Контракта исполнитель обязуется оказывать услуги по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми (далее-услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом. Согласно п.п. 1.2 Объем услуг; требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг, а также требования к гарантии качества оказанных услуг, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение № к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, <адрес> входит в содержание объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми. В Муниципальное казенное учреждение «Содержание объектов благоустройства» заявлений о неудовлетворительном санитарном состоянии зеленых насаждений в месте падения дерева не поступало. Оснований для возложения ответственности и взыскания причиненного в результате падения дерева на автомобиль с территориального органа нет.
Представитель третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные доводам изложенным в приобщенных ранее возражениях, дополнив, что в отношении зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым № на газоне со стороны фасада дома по <адрес> комиссионное обследование администрацией Мотовилихинского района города Перми не проводилось, соответственно, данные по указанному дереву в едином учетном реестре мероприятий по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, в котором в соответствии с пунктом 2.1 постановления администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения единого учетного реестра мероприятий по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми» отражаются все данные о мероприятиях по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, отражаться не могли. Согласно данным публичной кадастровой карты, автоматизированной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми на земельном участке с кадастровым № в той его части, которая примыкает к земельному участку с кадастровым №, отсутствуют как газоны, так и зеленые насаждения. Газоны с зелеными насаждениями располагаются на земельном участке с кадастровым №, находящийся в собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: край Пермский, <адрес> (л.д. 190-193 том 1).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, суд считает исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в части.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу статей 55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Из материалов дела судом установлено, что истцу Сероштан Е.А. принадлежит на праве собственности автомобиль KIA без модели, VIN №, 2010 года выпуска, государственный регистрационный № (л.д. 49-50 том 1).
29.05.2023 Сероштан Е.А. припарковала автомобиль KIA К5, государственный регистрационный №, на проезжей части дороги дублера, около дома по адресу: <адрес>.
29.05.2023 на автомобиль КИА К5, государственный регистрационный № упало дерево и причинило механические повреждения.
29.05.2023 оперуполномоченным ОУР ОП № 4 Управления МВД России по городу Перми старшим лейтенантом полиции ФИО10 от Сероштан Е.А. принято заявление, зарегистрирован материал проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протокола осмотра места происшествия от 29.05.2023 составленного капитаном полиции ОД ОП № 4 (дислокация Мотовилихинский район) УМВД России по г. Перми произведен осмотр автомобиля КИА К5, государственный регистрационный №, по адресу <адрес>, установлено, что за домом № по <адрес> г. Перми, напротив магазина «Красное Белое» на второстепенной проезжей части стоит автомобиль КИА белого цвета, государственный регистрационный №. У автомобиля имеются повреждения задней левой стороны, а именно дверь, стекло двери, крыша в виде вмятины, внутри салона общий порядок не нарушен. Также имеется повреждение на задней крышке багажника в виде вмятины. На тротуаре рядом с автомобилем КИА государственный регистрационный № имеется остаток ствола дерева с обломленной верхушкой дерева, обломившийся ствол дерева расположен рядом на асфальте.
02.06.2023 капитан полиции УУП ОП № 4 (дислокация Мотовилихинский район) г. Перми вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению гр. Сероштан Е.А. по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием события преступления.
Согласно экспертного заключения составленного ИП ФИО11 № от ДД.ММ.ГГГГ стоимость восстановительного ремонта автомобиля КИА К 5, регистрационный № составляет 522 306 рублей 44 копейки. (л.д.10-15). За проведение экспертизы истец оплатила 8 000 рублей (л.д.27 оборот).
Истец обратилась с досудебной претензией 25.07.2023 в администрацию Мотовилихинского района г. Перми с просьбой возместить материальный ущерб, причиненный падением дерева, стоимость восстановительного ремонта ТС КИА К 5, регистрационный № в размере 522 306 рублей 44 копейки, расходы, понесенные за независимую оценку причиненного ущерба в размере 8000 рублей (л.д. 28-29), оставленной ответчиком без удовлетворения.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости из выписки ЕГРН земельного участка с кадастровым №, местоположение – <адрес>, на участке от <адрес>, на котором росло упавшее на автомобиль истца дерево, данный участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в собственности публично-правового образования (л.д. 39-43), соответственно именно на администрации Мотовилихинского района г. Перми лежит обязанность осуществлять контроль за зелеными насаждениями.
Суд полагает, что, оставляя транспортное средство на проезжей части возле дома, истец не мог предвидеть возможность причинения ей имущественного ущерба.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:…. утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 36 Устава города Перми, принятого решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, структуру органов местного самоуправления Пермского городского округа составляют: … администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
В силу п.п. 27 п. 1 ст. 49 Устава города Перми, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе: осуществляет в пределах полномочий, предоставленных законодательством, контроль за использованием территории и инфраструктуры города, землепользованием и благоустройством.
В соответствии с Типовым положением о территориальном органе администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О территориальных органах администрации города Перми», администрация Мотовилихинского района г.Перми является территориальным органом администрации г. Перми.
Согласно п. 3.2.7.3 Типового положения, в пределах административных границ Территориальный орган организует мероприятия по уборке бесхозяйных территорий (пустоши, естественные лесополосы, лога), внутриквартальных территорий, содержанию и ремонту объектов озеленения общего пользования, за исключением фонтанов в пределах административных границ.
В силу п. 3.1 Правил благоустройства, утв. решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, собственник или иной владелец земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие требованиям Правил...
Организацию работ по содержанию объектов благоустройства, обособленных пешеходных зон, зон отдыха, расположенных на территории общего пользования и земельных участках (землях), государственная собственность на которые не разграничена, за исключением территорий городских лесов, осуществляют территориальные органы администрации города Перми.
В соответствии с п. 12.3 Правил благоустройства, владельцы зеленых насаждений, расположенных на территории общего пользования, земельных участках (землях), находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, обязаны: обеспечить уход за зелеными насаждениями, обеспечить снос сухих деревьев и кустарников, вырезку сухих и сломанных веток и сучьев, замазку ран и дупел на деревьях.
Согласно п. 12.9 Правил благоустройства, порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений предусматривается Правилами.
Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми утвержден решением Пермской городской Думы от 24.08.2021 N 181.
Согласно п. 1.1 Порядка, снос зеленых насаждений на территории города Перми осуществляется на основании акта комиссионного обследования зеленых насаждений, в котором зафиксирован результат изучения, анализа места произрастания зеленых насаждений, их состояния с учетом имеющихся сведений, зафиксировано количество зеленых насаждений, подлежащих сносу, который содержит информацию о предоставлении права на снос зеленых насаждений в течение срока, указанного в заявлении о предоставлении права на снос зеленых насаждений, но не более одного года со дня выдачи такого акта заявителю (его представителю), либо об отказе в предоставлении такого права.
На основании п. 1.3 Порядка, комиссионное обследование зеленых насаждений производится комиссией организованной соответствующим территориальным органом администрации города Перми, в административных границах деятельности которого произрастают зеленые насаждения, предполагаемые к сносу, в целях изучения, анализа места произрастания зеленых насаждений, их состояния для принятия решения о предоставлении права либо об отказе в предоставлении права на снос, на основании письменного заявления заявителя (физическое или юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся с заявлением о предоставлении права на снос зеленых насаждений), направленного в Территориальный орган.
Согласно п. 1.13 Порядка, акт обследования оформляется Территориальным органом в соответствии с формой, утвержденной правовым актом администрации города Перми, в двух экземплярах и подписывается членами Комиссии, проводившими комиссионное обследование зеленых насаждений, не позднее трех рабочих дней после дня комиссионного обследования.
На основании п. 3.1.4.2 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утв. Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153, санитарная обрезка кроны направлена на удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей, а также ветвей, направленных внутрь кроны или сближенных друг с другом. Обязательному удалению подлежат также побеги, отходящие от центрального ствола вверх под острым углом или вертикально (исключая пирамидальные формы), во избежание их обламывания и образования ран на стволе.
Санитарную обрезку следует проводить ежегодно в течение всего вегетационного периода. Однако одновременное удаление большого количества крупных ветвей нецелесообразно, поэтому их лучше удалять постепенно, по 1 - 2 ветви в год.
Согласно п. 5.3 Правил, оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами.
Согласно решению Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми и о признании утратившими силу отдельных решений Пермской городской Думы" все зеленые насаждения, расположенные на территории общего пользования, земельных участках (землях), находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории городских лесов, образуют городской зеленый фонд (п. 12.1 Правил).
Содержание деревьев, кустарников, газонов, цветников включает комплекс работ по обработке почвы, поливу зеленых насаждений, внесению удобрений, обрезке крон деревьев и кустарников, защите от вредителей и болезней, который осуществляется: на объектах озеленения общего пользования (в парках, садах, скверах, на бульварах) и объектах ограниченного пользования (внутриквартальных, кроме придомовых, территорий) - территориальными органами администрации города в пределах административных границ, на иных озелененных территориях - владельцами данных территорий (п. 12.2 Правил).
Владельцы зеленых насаждений, расположенных на территории общего пользования, земельных участках (землях), находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, обязаны обеспечить, в том числе снос сухих деревьев и кустарников, вырезку сухих и сломанных веток и сучьев (п. 12.3 Правил).
Порядок сноса и выполнения компенсационных посадок зеленых насаждений предусматривается Правилами (п. 12.9 Правил).
Контроль за соблюдением требований Правил осуществляется уполномоченными должностными лицами администрации города Перми в соответствии с административным регламентом по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства на территории города Перми, утвержденным правовым актом администрации города Перми, путем проведения проверок соблюдения требований, установленных Правилами, плановых (рейдовых) осмотров, обследований территории, иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 18.1, 18.2 Правил).
По информации Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми в отношении зеленых насаждений на земельном участке с кадастровым № на газоне со стороны фасада дома по <адрес> комиссионное обследование администрацией Мотовилихинского района города Перми не проводилось, соответственно, данные по указанному дереву в едином учетном реестре мероприятий по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, в котором в соответствии с пунктом 2.1 постановления администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения единого учетного реестра мероприятий по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми» отражаются все данные о мероприятиях по сносу и выполнению компенсационных посадок зеленых насаждений на территории города Перми, отражаться не могли.
Между ООО «ТехДорГрупп» и МКУ «Благоустройство Мотовилихинского района» г. Перми заключен Муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на содержание объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми, в соответствии с которым ООО «ТехДорГрупп» обязуется оказывать услуги по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми (л.д. 142-147 том 1).
Согласно техническому заданию ООО «ТехДорГрупп» по заданию заказчика может выполнять дополнительные работы, в том числе ликвидацию аварийных (упавших) деревьев с соблюдением требований п.3.6 Технического задания к Муниципальному контракту, а именно: оказание услуг по сносу деревьев производится в соответствии с письменным заданием (уведомлением) исполнителю о количестве, месте и сроках оказания услуг. Услуги по ликвидации аварийных деревьев оказываются в соответствии с актом обследования зеленых насаждений и с письменным уведомлением исполнителя о количестве, месте и сроках оказания услуг (л.д. 157 том 1).
10.08.2022 между ИП Зиновьевым А.Н. и ООО «ТехДорГрупп» заключен договор субподряда №-ТДГ содержание объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района г. Перми.
Согласно п. 1.1. договора субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ, «Субподрядчик обязуется оказывать услуги по содержанию объектов озеленения общего пользования на территории Мотовилихинского района города Перми, а Подрядчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Договоров».
На основании п. 1.2. договора субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ «Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг, а так же требования к гарантии качества оказанных услуг, гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение № к Договору), иными приложениями к настоящему Договору, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора».
Согласно п. 3.2. раздела дополнительные ежегодные услуги, Приложения договору субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ: ликвидация аварийных (упавших) деревьев (по заданию Подрядчика); компенсационная посадка деревьев (по заданию Подрядчика); посадка деревьев, в соответствии с параметрами с МДС 13-5.2000 (Приказ Госстроя от 15.12.1999г. № «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ»), Решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил благоустройства территории города Перми»; обрезка деревьев (по заданию Подрядчика).
По условиям договора субподряда №-ТДГ от ДД.ММ.ГГГГ, Субподрядчик выполняет работы по ликвидации аварийных деревьев только лишь по заданию Подрядчика, на основании акта комиссионного обследования.
Таких заявок и актов от Подрядчика с момента заключения договора по май 2023 года включительно не поступало, иного суду не представлено.
Как приведено ранее, содержание объектов озеленения осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства и содержания территории города Перми, утвержденными Решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно Правилам, вырубка деревьев производится только по результатам комиссионного обследования силами специализированных организаций.
При проведении комиссионного обследования устанавливаются причины сноса деревьев или кустарников.
После установления количества зеленых насаждений и причины их сноса специалист отдела благоустройства территориального органа администрации города готовит акт на снос зеленых насаждений, который подписывается всеми членами комиссии. Затем акт утверждается главой или первым заместителем главы территориального органа администрации Перми.
Доказательства наличия актов с предписаниями о сносе аварийных деревьев суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что администрация Мотовилихинского района города Перми обязана обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние земельного участка, в том числе следить за состоянием деревьев, находящихся на муниципальных земельных участках.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также вышеприведенные нормы права, закрепленные в Правилах благоустройства обязанности суд приходит к выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию на котором произрастало дерево, упавшее 29.05.2023, в том числе, и по своевременному принятию мер об обрезке и сносу аварийного дерева, лежит на администрации Мотовилихинского района города Перми.
Доказательств того, что администрация Мотовилихинского района города Перми приняла все меры по выявлению на территории муниципального образования деревьев, подлежащих обрезке, сносу, суду не представлено.
Между тем, каких-либо доказательств невозможности надлежащего исполнения администрацией Мотовилихинского района города Перми обязательств, вследствие непреодолимой силы, материалы дела не содержат.
Причинно-следственная связь между бездействием администрации Мотовилихинского района города Перми и наступившими последствиями в виде падения дерева на автомобиль истца подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд исходит из установленного факта падения дерева на принадлежащий истцу автомобиль, и, как следствие, причинения ущерба имуществу истца. Взыскивая с ответчика сумму материального ущерба, причиненного истцу в результате повреждения автомобиля, суд исходит из доказанности ненадлежащего выполнения ответчиком нормативно-правовых требований в части ухода за зелеными насаждениями, находящимися на территории муниципальных земельных участков, и осуществления ненадлежащего контроля за их содержанием, что свидетельствует о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности за причинение вреда имуществу истца.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость восстановительного ремонта автомобиля КИА К5, государственный регистрационный № составляет 522 306 рублей 44 копейки, стоимость экспертизы составила 8 000 рублей и оплачена истцом.
Сомнений в правильности выводов эксперта стороной ответчика не высказано.
Администрация Мотовилихинского района города Перми иных доказательств, стоимости восстановительного ремонта транспортного средства истца, не представила, ходатайств о назначении судебной экспертизы для определения характера и механизма образования повреждений на автомобиле истца, по определению взаимосвязи этих повреждений с указанными событиями не заявлялось.
Оснований сомневаться в правильности и обоснованности экспертного заключения у суда не имеется. Заключение является подробным, полным, научно обоснованным, содержит исследовательскую часть, выводы и ответы на поставленные вопросы.
Поскольку экспертное заключение № не опровергнуто иными допустимыми доказательствами по делу, отражает реальную стоимость восстановительного ремонта при установленных обстоятельствах, с учетом характера, степени и локализации повреждений автомобиля КИА К5, государственный регистрационный № оснований сомневаться в достоверности данного доказательства у суда не имеется.
Принимая во внимание выводы специалиста, изложенные в экспертном заключении №, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о взыскании ущерба в размере 522 306 рублей 44 копейки.
При этом суд находит не состоятельными доводы представителя ответчика, третьих лиц, о том. что падение дерева наступило в следствие непреодолимой силы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с пунктом 2.3.1 "Опасные метеорологические явления", пунктом 2 "Природные чрезвычайные ситуации" приложения к приказу МЧС России от 08.07.2004 N 329 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях", источником чрезвычайной ситуации природного характера является сильный ветер, скорость которого превышает 25 м/с и более.
Таким образом, ветер, не превышающий 25 м/с не может быть отнесен к чрезвычайной ситуации.
Согласно информации, представленной Пермским ЦГМС- филиал ФГБУ «Уральское УГМС» 29.05.2023 на территории г.Перми по данным метеостанций Пермского края наблюдалась гроза, сильный дождь, шквалистое усиление ветра до 23 м/с.
Следовательно, в данной ситуации, наличие оснований, установленных п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, и при отсутствии доказательств обратного, суд считает, что в рассматриваемом случае имеется причинно-следственная связь между ненадлежащим исполнением администрацией Мотовилихинского района г. Перми обязанности по содержанию объекта озеленения и наступившим ущербом для истца.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Частью первой статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Расходы на услуги по проведению технической экспертизы в размере 8 000 рублей подтверждены договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ИП ФИО11 и Сероштан Е.А. (л.д. 27 том 1).
Истец при подаче искового заявления оплатил госпошлину в размере 8 423 рубля 06 копеек, что подтверждено чек-ордер от 25.09.2023 (л.д. 3).
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Сероштан Екатерины Анатольевны о возмещении ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с администрации Мотовилихинского района города Перми в пользу Сероштан Екатерины Анатольевны в возмещение ущерба 522 306 рублей 44 копейки, расходы на проведение оценки в размере 8 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 8 423 рубля 06 копеек.
В удовлетворении исковых требований Сероштан Екатерины Анатольевны к администрации города Перми, обществу с ограниченной ответственностью «Техдоргрупп», ИП Зиновьеву Антону Николаевичу о возмещении ущерба, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированной части решения.
Судья: подпись. Копия верна. Судья –
Решение не вступило в законную силу. Секретарь –
Мотивированная часть решения изготовлена 07.05.2024.