Дело № 12-169/2020
УИД 21RS0025-01-2020-000021-93
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
27 февраля 2020 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда города Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ------ ------ Уштрова Юрия Николаевича на постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № ----- от 27 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашии – главного государственного жилищного инспектора Чувашской Республики ФИО1. № ----- от 27 ноября 2019г. директор ------ Уштров Ю.Н. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, Уштров Ю.Н. обратился в суд с жалобой на предмет его отмены, указав, что постановление вынесено с нарушением требований действующего законодательства, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения его к ответственности и отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Уштров Ю. Н. и его защитник Высоков Л. И. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, просили также учесть материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, полагали неверной квалификацию деяний.
Представитель Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики Ефимова С. И. в удовлетворении жалобы просила отказать, постановление признать законным и обоснованным.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу положений ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения на основании распоряжения заместителя руководителя Госжилинспекции Чувашии от 17 октября 2019 года консультантом отдела государственного жилищного надзора - государственным жилищным инспектором Чувашской Республики ФИО2 внеплановой выездной проверки в отношении обслуживающей организации многоквартирных домов ------ по адресу: адрес по вопросам отсутствия постоянных работников; незаконного увеличения тарифа на содержание общего имущества без решения собственников помещений указанного дома; ненадлежащего содержания общего имущества дома; ненадлежащего содержания подъездов; отсутствия в подъездах стендов для объявлений, в связи с чем объявления и информации заклеиваются управляющей компанией на стены в подъездах; не проведения управляющей компанией никаких работ установлены нарушения требований Жилищного кодекса РФ, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 416, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006г. № 491, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003г. № 170, а именно: в нарушение п. 2 Перечня № 290, п. 11 Правил № 491, п. 4.1.15 Правил № 170 в подвальном помещении имеются участки скопления и захламления мусором, картонной макулатурой, посторонними предметами; п. 13 Перечня № 290, п.11 Правил № 491, п. 4.1.14. Правил №170 - в восьмом подъезде отсутствует створ второй деревянной двери на входе в подъезд; п. 9 Перечня № 290, п. 11 Правил № 491, п. 4.2.3.1, п.4.2.3.2 Правил 170 - на цокольной части поверхности стен и в подъездах имеются местные разрушения и отслоения штукатурки - вышеуказанные нарушения управляющей компанией по представлению прокуратуры не исполнены; п. 11 Перечня № 290, п. 10 Правил № 491, п. 3.5.7 (здесь не содержится ссылка на Правила) - в подъездах отсутствуют стенды для объявлений, информаций со списками организаций с указанием их адресов и номеров телефонов: местных органов самоуправления; городского (районного) жилищного управления; пожарной охраны; отделения милиции; скорой медицинской помощи; службы газового хозяйства; санитарно-эпидемиологической станции; аварийных служб; п. 18 Перечня №290, п. 10 Правил № 491, п. 5.2.22 Правил № 170 - в подвальной части дома имеются разрушенные участки теплоизоляции на трубопроводах отопления; п. 4.1.7 Правил 170 - в примыканиях между наружных стен и отмосток по периметру дома имеются не заделанные просадки, выбоины, щели, трещины и местные разрушения; п. 7 Перечня № 290, п. 11 Правил № 490, п. 4.6.3.5 Правил № 170 - в неисправном состоянии металлическая кровля над входом в подвал дома.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22 октября 2019 г. № 36/142.
Как следует из постановления, вышеуказанные обязательные мероприятия не выполняются также ввиду отсутствия постоянных квалифицированных работников, инженерного производственно-технического персонала в управляющей компании ------ и ненадлежащим осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом в части соблюдения установленных стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами директором ------. На постоянную работу в соответствии с приказами о приеме на работу и вступлении в должность оформлены всего три работника: ------ (Уштров Ю.Н.) и два бухгалтера, одна из них в настоящее время находится в декретном отпуске. Остальные работники в количестве 8-9 человек ежемесячно оформляются трудовыми договорами на временную работу.
Дело рассмотрено в отсутствие Уштрова Ю. Н.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно положениям ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является разрешение дела в соответствии с законом, что предполагает составление только мотивированных процессуальных актов со ссылкой на соответствующие нормы законодательства об административных правонарушениях.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве дополнительной гарантии прав участников производства по делам об административных правонарушениях обязательное указание в итоговом процессуальном решении - постановлении по делу об административном правонарушении, в том числе обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, а также статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу (пункты 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
В силу своей значимости как документа, порождающего права и обязанности как для лица, привлекаемого к административной ответственности, так и для органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке должно соответствовать по форме и содержанию всем требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Вместе с тем, обжалуемое постановление не отвечает указанным требованиям.
Рассматривая дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в описательно-мотивировочной части постановления сделаны выводы о виновности ------ ------ Уштрова Ю.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и доказанности факта совершения административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ.
Лицензионные требования к лицензиату предусмотрены ст. 193 ЖК РФ. Помимо требований, перечисленных в пп. 1 - 6.1 ч. 1 названной выше статьи ЖК РФ, Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные лицензионные требования (п. 7).
Однако, обжалуемое постановление, которым вменяется нарушение лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, не содержит ссылки на нарушение лицензионных требований применительно к ст. 193 ЖК РФ и (или) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 относительно изложенных обстоятельств административного правонарушения, с указанием пункта, несоблюдение которого допущено, с учетом диспозиции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и нарушение которого может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей. Таким образом, вывод должностного лица о нарушении лицензионных требований и виновности ------ ------ Уштрова Ю.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не мотивирован.
Кроме того, административное дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и в отсутствие сведений о его надлежащем уведомлении, что подтвердил Уштров Ю. Н., указав, что извещение лично не получал, в штате ------ в настоящее время один человек, уполномоченный, в том числе, получать почтовую корреспонденцию, который, возможно, и получил уведомление, но Уштров Ю. Н. о рассмотрении дела не был уведомлен.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
В нарушение указанных требований извещение о рассмотрении дела по месту жительства Уштрова Ю. Н. не направлялось. Направление извещения по юридическому адресу организации, в которой работает лицо, привлекаемое к административной ответственности, не освобождает, в силу ст. 28.2, 25.1, 25.15 КоАП РФ от обязанности известить надлежащим образом указанное лицо по месту жительства. Из материалов дела следует, что адрес места жительства Уштрова Ю. Н. был известен, он указан должностным лицом в протоколе об административном правонарушении.
Рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его надлежащего извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела, является нарушением права на защиту и существенным нарушением требований КоАП РФ, влекущим отмену постановления по делу.
Установленные нарушения процессуальных требований КоАП РФ являются существенными, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № ----- от 27 ноября 2019 года нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
При изложенных обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене на основании п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, и, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики № ----- от 27 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ------ ------ Уштрова Юрия Николаевича отменить, дело возвратить должностному лицу Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения ее копии.
Судья И.Н. Сидорова