?Дело № 5-66/2022 УИД 22RS0054-01-2022-000402-39
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 ноября 2022 г. с. Староалейское
Судья Третьяковского районного суда Алтайского края Костырченко Т.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Петрова А.А., <данные изъяты>,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному инспектором НИАЗ ОП по Третьяковскому району МО МВД России «Змеиногорский» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 40 мин. установлено, что в ходе деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем Петровым А.А. в магазине «Катюша», расположенном по адресу: <адрес> А, образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 7 31 000 00 00 0), при этом собственником твердых коммунальных отходов ИП Петровым А.А. не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором – ВторГеоРесурс, чем нарушены требования части 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и требования ч. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N641», чем в свою очередь, нарушены требования ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировки, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации и ч. 3 ст. 51 данного ФЗ, согласно которой отношения в области отношения с отходам производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, тем самым нарушены требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании обработке, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления, при этом не усматривается состав правонарушения предусмотренный статьей 8.2.3 КоАП РФ, т.е. совершено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ИП Петров А.П. не явился, уведомлен надлежаще, ходатайств об отложении не заявил.
В соответствии с ч. 2 ст. 25. 1 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав представленные материалы дела, суд считает, что вина ИП Петрова А.А. во вменяемом ему административном правонарушении подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении 22 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 1), рапортом инспектора НИАЗ ОП по <адрес> МО МВД России «Змеиногорский» ФИО3 (л.д. 3), сообщением ООО «ВторГеоРесурс» с реестром юридических лиц (л,<адрес>), объяснением Петрова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что вину в совершении административного правонарушении он признал (л.д. 6), протоколом осмотра помещений, территории от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, которым зафиксирован осмотр магазина «Катюша», расположенного по адресу: <адрес> «А» (л.д. 9-12), выпиской из ЕГРИП (л.д. 15-16), сведениями регионального банка данных ГУ МВД России по <адрес> (л.д. 17-20), сообщением ООО «ВторГеоРусрс».
В силу ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона деяния, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ст. 3 названного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 п. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», сжигание отходов производства и потребления без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 3.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства-продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. В соответствии с приказом Росприроднадзора № «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее- ФККО), горбыль из натуральной чистой древесины - код по ФККО - 3 05 220 01 21 5, опилки из натуральной чистой древесины - код по ФККО - 3 05 230 01 43 5 относятся к отходам V класса опасности.
В нарушение вышеуказанных требований закона в ходе деятельности, осуществляемой индивидуальным предпринимателем Петровым А.А. в магазине «Катюша», расположенном по адресу: <адрес> «А», образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 7 31 000 00 00 0), при этом собственником твердых коммунальных отходов ИП Петровым А.А. не заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором – ВторГеоРесурс.
Анализируя приведенные доказательства, судья приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт наличия в действиях ИП Петрова А.А. нарушений вышеуказанных требований законодательства.
Какого-либо объективного опровержения исследованным судом доказательствам ИП Петровым А.А. ни в ходе административного производства по делу, ни при рассмотрении настоящего дела судом, не представлено. На основании изложенного суд квалифицирует действия ИП Петрова А.А. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при накоплении отходов производства и потребления. При назначении административного наказания судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, судья признает совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, судьей по делу не установлено. Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
При рассмотрении настоящего дела судьей не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного ИП Петровым А.А. административного правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из представленных доказательств не усматривается причинения правонарушением существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также с учетом того, что ИП Петровым А.А. административное правонарушение совершено впервые, на момент рассмотрения дела в суде договор с ООО «ВторГеоРесурс» заключен, судья находит целесообразным назначить наказание в виде предупреждения.
При этом судья исходит из действительной необходимости применения в отношении ИП Петрова А.А. такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 23. 1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░