Дело № 2-34/2023
УИД 75RS0015-01-2022-002748-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25января 2023 годаКраснокаменский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьиПершутова А.Г.,
с участием представителя ответчика Быковой Н.В.,
при секретареШалагиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Краснокаменскегражданское дело поисковому заявлению Комловой ФИО6 к Управлению Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю о взыскании недоплаченной суммы компенсации отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, процентов за задержку выплат, компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истица Комлова В.А. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что она состояла в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Забайкальскому краю. В ноябре 2021 года должность истицы была сокращена в связи с реорганизацией Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Забайкальскому краю в Управление Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю, служебный контракт с ней был расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы. Комлова В.А. состояла в трудовых отношениях и уволена в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №, по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа №, с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № Работодатель при увольнении недоплатил ей компенсацию четырехмесячного содержания, компенсацию за неиспользованный отпуск за весь период работы, а также отпускные за весь период работы.
Ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №, Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», Указ № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, данные обстоятельства, истица просит суд: взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю недоплаченные суммы компенсации отпускных за весь период службы, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсацию а размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей; проценты (денежную компенсацию) за задержку выплат в порядке ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу в размере <данные изъяты> рублей; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; судебные расходы, связанные с оплатой услуг адвоката по подготовке искового заявления в размере <данные изъяты> рублей.
В уточнениях иска от ДД.ММ.ГГГГ истицаКомлова В.А. увеличила исковые требования в части процентов (денежная компенсация) за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, просила суд взыскать проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлеченаФедеральную налоговую службу (ФНС России).
Истица Комлова В.А., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Быкова Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнении к отзыву (л.д. 59-65,). Также не согласилась с доводами истицы об уважительных причинах пропуска срока исковой давности, так как истица ежемесячной получала расчетный листы, и видела какая заработная плата ей начисляется.
В судебное заседание Федеральная налоговая служба (ФНС России) своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежаще и своевременно, не сообщили об уважительных причинах неявки.
Суд, руководствуясь частями 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и дав им правовую оценку, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Комлова (до брака – Лисюк) ФИО2 принята на работу в Межрайонную ИФНС № по Забайкальскому краю на должность специалиста 1 разряда отдела работы с налогоплательщиками с окладом <данные изъяты> рублей, с ежемесячными надбавками за особые условия гражданской службы – <данные изъяты> %, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада – <данные изъяты> рублей, районный коэффициент – <данные изъяты> %, северная надбавка – <данные изъяты> % (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ Комлова В.А. назначена на должность специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № Межрайонной ИФНС №по Забайкальскому краюс окладом <данные изъяты> рублей, с ежемесячными надбавками за особые условия гражданской службы – <данные изъяты> %, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада – <данные изъяты> рублей, районный коэффициент – <данные изъяты> %, северная надбавка – <данные изъяты> % (л.д. 39 на обороте).
ДД.ММ.ГГГГмежду Комловой В.А.и Межрайонной ИФНС № по Забайкальскому краю был заключен Служебный контракт № о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации в должности специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № (л.д. 42-43).
В соответствии с условиями Служебного контракта № от ДД.ММ.ГГГГКомловой В.А. установлено денежное содержание, включающее в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) – <данные изъяты> рублей; иных надбавок; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере <данные изъяты>% должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с Положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; районный коэффициент – <данные изъяты>%; за работу в <адрес> в размере <данные изъяты>% (л.д. 42-43).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГКомловой В.А. был установлен месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 44).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской федерации в размере <данные изъяты> % от должностного оклада (л.д. 44 на обороте).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. был установлен месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 45).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ были установлены: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере <данные изъяты> рублей в месяц; месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 45 на обороте).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ была установлена ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской федерации в размере <данные изъяты> % от должностного оклада (л.д. 46).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ были установлены: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере <данные изъяты> рублей в месяц; месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 46 на обороте).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ замещаемая Комловой В.А. должность с ДД.ММ.ГГГГ поименована «государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок №», и были установлены: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере <данные изъяты> рублей в месяц;ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации в размере <данные изъяты> % этого оклада; ежемесячное денежное поощрение в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 47).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ был установлен месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 47 на обороте).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ были установлены: месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностной оклад) в размере <данные изъяты> рублей в месяц; месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 48).
Дополнительным соглашением к служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ Комловой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ был установлен месячный оклад в соответствии с присвоением классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации – Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса (оклад за классный чин) в размере <данные изъяты> рублей в месяц (л.д. 48 на обороте).
Приказом и.о. начальника Межрайонной ИФНС № по Забайкальскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с Комловой В.А.был расторгнут, она освобождена от занимаемой должности и уволена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должности гражданской службы (л.д. 40).
При увольнении Комловой В.А.были выплачены: должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей, материальное стимулирование в размере <данные изъяты> рублей, оклад за классный чин в размере <данные изъяты>, ежемесячное денежное поощрение <данные изъяты>, ежемесячная надбавка за особые условия в размере <данные изъяты>, ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службы в размере <данные изъяты>, районный коэффициент в размере <данные изъяты>, северная надбавка в размере <данные изъяты>, материальная помощь в размере <данные изъяты> рублей, компенсация отпуска в размере <данные изъяты>, выходное пособие (месячное денежное содержание) в размере <данные изъяты> (л.д. 57).
При расчете среднего заработка для выплаты Комловой В.А.указанных компенсаций, а также денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, выплаченные истице на основании приказов МИФНС России №, что не оспаривалось ответчиком.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение (часть3 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>;премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, действовавших в период спорных правоотношений (далее - Правила №).
Пунктом 2 указанных Правил №предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют окладмесячногоденежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил № при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил №, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил № месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты; а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РоссийскойФедерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связис реорганизациейили ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 года № 843-33 и от 22 марта 2021 года № 440-16 приняты решения о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.
Во исполнение данных постановлений начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации предоставлено право принятия решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Как следует из представленных ответчиком документов, в период с 14 января 2015года по 16 ноября 2021 года начальником МИФНС России № по Забайкальскому краю издавались такие приказы о ежеквартальном материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что ФНС России и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), имеющих цель материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплатгражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых ФНС России именно на оплату труда, а потому подлежащим включению всостав денежного содержания гражданского служащего, суд приходит к выводу об обоснованности в этой части заявленных требований, поскольку при расчете компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Доводы представителя ответчика о том, что средства материального стимулирования в фонд оплаты труда государственных гражданских служащих не входят, являются единовременным поощрением, которое в систему оплаты труда не входит, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Вместе с тем, ответчиком было заявлено о применении судом годичного срока исковой давности в части взыскиваемых сумм.
Статья 70 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает, что индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее - органы по рассмотрению служебных споров): 1) комиссией государственного органа по служебным спорам; 2) судом (часть 1).
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 2).
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть 8).
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.
Поскольку названными Федеральными законами сроки обращения в суд за разрешением служебного спора не урегулированы, применяются установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В соответствии с редакцией статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ введена часть вторая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Истицей суду заявлено ходатайство о признании причин пропуска срока исковой давности уважительными и восстановлении срока исковой давности в связи с наличием уважительных причин его пропуска, а именно о нарушенном праве ей стало известно после сокращения и выплаты окончательного расчета, т.к. сумма выплаты оказалась значительно меньше ожидаемой. Для сравнения, в выданной справке о среднем заработке для предоставления в Центр занятости населения средний заработок гораздо больше, чем заработок,на основании которого рассчитаны окончательные выплаты. В результате также было выяснено, что неверно рассчитывались и выплачивались отпускные за все время работы в Инспекции.Считает, что пропустила срок исковой давности по уважительной причине, так как до получения окончательного расчета считала, что выплаты рассчитывались и выплачивались верно.
Рассмотрев данное ходатайство истицы, суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении, так как обстоятельств, препятствовавших истице своевременно обратиться с данным иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.), суду не представлено и судом не установлено, а ссылки истицы на незнание того, что ей не производились указанные в иске выплаты к таким обстоятельствам не относятся, так как расчетные листы о размере и составляющих заработной платы, отпускных, компенсаций она получала ежемесячно и своевременно.
С учетом заявления ответчика о применении последствий пропуска истицей указанного срока, суд приходит к выводу о том, что с учетом заявленного периода нарушения трудовых прав в связи с неправильным расчетом денежного довольствия – с 2014 года и до ноября 2021 года, истицейпропущен установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд за разрешением настоящего спора, поскольку в суд она обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, оснований для его восстановления истицей не приведено, а, следовательно, не имеется.
При таком положении, при разрешении настоящего спора судом могут быть учтены лишь заработная плата и иные выплаты, срок выплаты которых наступил не ранее ДД.ММ.ГГГГ (с учетом одного года со дня обращения истицы в суд).
Оценив представленные истицейи ответчиком расчеты спорных сумм, суд приходит к выводу, что они практически тождественны, расчеты произведены по одному алгоритму(л.д. 15, 52-56, 65).
Суд принимает за основу расчет (в пределах срока исковой давности), представленный как истицей, так и ответчиком, как основанный на бухгалтерских документах и осуществляемом бухгалтерском учете заработной платы служащих.
При таком положении, сумма средств материального стимулирования, не включенная в расчет согласно расчетных листков Комловой В.А., составит <данные изъяты>
Следовательно, недоплаченная компенсация при сокращении Комловой В.А.с государственной гражданской службы составит <данные изъяты>
Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении составит <данные изъяты>
Задолженность по денежному содержанию за период нахождения в отпусках, с учетом одного года с момента обращения истицы в суд, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит <данные изъяты>
Таким образом, с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию недоплаченная компенсация при сокращении с государственной гражданской службы в размере <данные изъяты>, компенсация за неиспользованныйотпуск при увольнении в размере <данные изъяты>, задолженность по денежному содержанию за период нахождения в отпусках в размере <данные изъяты>.
Кроме того, в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации в пользу работника может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе при нарушении имущественных прав работника.
С учетом фактических обстоятельств и нравственных страданий истицы, выразившихся в несвоевременной выплате заработной платы, а также принципа разумности и справедливости, суд полагает возможным частично удовлетворить иск в данной части и взыскать с ответчика в пользу истицы компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований истицы в части взыскания с ответчика процентов (денежной компенсации) за задержку выплат в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 106786 рублей13 копеек, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Учитывая, что указанные спорные денежные суммы не были начислены ответчиком Комловой В.А., суд считает необоснованными требования иска о взыскании компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы.
При таком положении, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию судебные издержки по оплате услуг адвоката по составлению иска в суд в размере <данные изъяты> рублей, которые подтверждены документально (л.д. 3) и являются соразмерными проделанной представителем работе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Комловой ФИО7 удовлетворить частично.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю (ИНН 7536057354)в пользу Комловой ФИО8 (паспортсерия <данные изъяты>)недоплаченную компенсацию при сокращении с государственной гражданской службы в размере <данные изъяты>, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере <данные изъяты>, задолженность по денежному содержанию за период нахождения в отпусках в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебные издержки по оплате услуг адвоката в размере <данные изъяты> рублей, всего взыскать в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части исковых требований Комловой ФИО9 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Краснокаменский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий –
Решение принято в окончательной форме 26 января 2023 года