05RS0031-01-2023-012079-36
Дело №2-931/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года г. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи – Онжолова М.Б,
при секретаре – Ибрагимовой Э.Э.,
с участием представителя ОСФР по РД – Касимова З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алескендерова Казбека Абдулманаповича к ГУ-Отделению СФР по РД о включении периода работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Алескендеров К.А. обратился в суд с иском к ГУ-Отделению СФР по РД о включении периода работы спасателем в Каякентской межрайонной поисково-спасательной службе СЧС Республики Дагестан с 29.08.2005г. по 22.09.2009г., а также период с 23.09.2009г. по 27.11.2023г в специальный стаж, необходимый для установления досрочной страховой пенсии.
В обоснование иска указал, что в ноябре 2023 года обратился в ОСФР по РД с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, однако в удовлетворении заявления ему было отказано решением ОСФР по РД от 27.11.2023, ссылаясь на то, что период работы спасателем с 29.08.2005г. по 22.09.2009г., а также период с 23.09.2009г. по 27.11.2023г. Каякентской межрайонной поисково-спасательной службе СЧС Республики Дагестан не может быть включен в стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, так как указанная организация не входила в структуру МЧС РФ.
Данную позицию ГУ-Отделения СФР по РД Алескендеров К.А. считает необоснованной, так как с августа 2005 года по настоящее время работает в спасательных формированиях. В спорный период трудовой деятельности работал в спасательных формированиях, ему присвоена квалификация «Спасатель 2 класса», награжден ведомственным нагрудным знаком МЧС России «Участник ликвидации последствий ЧС». За время его службы наименование спасательных служб неоднократно изменялось. Но как бы, ни изменялось название спасательного отряда, во всех случаях он был занят спасением пострадавших, оказанием им первой помощи, разбором завалов, ликвидаций последствий наводнений и террористических актов, тушением лесных пожаров.
В связи с чем, просит обязать ОСФР по РД период работы с 29.08.2005г. по 22.09.2009г., а также период с 23.09.2009г. по 27.11.2023г спасателем зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию согласно п.1, пп.16 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г №400-ФЗ.
Истец Алескендеров К.А., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании, представитель ГУ-ОСФР по РД, действующий по доверенности – Касимов З.М., требования Алескендерова К.А. не признал и просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отказном письме ГУ-ОСФР по РД от 27.11.2023 года.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из копии трудовой книжки АТ-X № 1283315 Алескендерова К.А. усматривается, что он 29.08.2005г. принят на должность спасателя Каякентской межрайонной поисково-спасательной службы СЧС Республики Дагестан по 9 разряду оплаты труда, в дальнейшем ему присваивались квалификации и разряды. 22.09.2009г. истец уволен в связи с ликвидацией организации. 23.09.2009г. истец принят на должность спасателя Каякентской поисково-спасательной службы СЧС Республики Дагестан, где продолжает работать по настоящее время.
Согласно удостоверения личности регистрационный № 0-301-160, выданного Территориальной комиссией Республики Дагестан по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, истец Алескендеров К.А. является аттестованным сотрудником с присвоением квалификации «спасатель 2 класса».
Из справки ГКУ РД «Центр ГО и ЧС» от 01.12.2023 № 07-1-2/72 следует, что Алескендеров К.А. работает по настоящее время в Каякентском поисково-спасательном подразделении.
Следовательно, Алескендеров К.А. осуществлял работу спасателя.
Согласно п.16 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.
Ранее действовавшим законодательством (до даты вступления в силу с 01.01.2002 г. ФЗ-173 от 17.12.2001 г.), в частности, ст. 78.2 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. №340-1, было предусмотрено, что пенсия в связи с работой спасателем в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) может устанавливаться независимо от возраста при выслуге не менее 15 лет.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 г. №702 был утвержден применяющийся и в настоящее время Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 г. №340-1, куда включены профессии спасателя, спасателя 1,2,3 классов, спасателя международного класса. Какое-либо упоминание о том, что это должны быть спасатели именно профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС РФ в указанном Перечне отсутствует.
В выписке из лицевого счета застрахованного лица Алескендерова К.А. работодателем за оспариваемый период проставлялся соответствующий код, подтверждающий право на льготное исчисление стажа.
Следовательно, работая в должности спасателя в Каякентской межрайонной поисково-спасательной службе СЧС Республики Дагестан истцом выполнялись те же должностные обязанности и характер работы отвечает тем же требованиям, что и работа спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
Статья 2 Конституции РФ определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Поэтому отказ государства от ранее принятых на себя обязательств перед гражданином дискредитирует само государство и противоречит п.3 ст.55 и ст. 64 Конституции РФ.
Статья 55 Конституции РФ определяет, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с п. 3 ст. 5 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Поскольку федеральным законом не было предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение по возрасту для граждан, работающих в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, не включение периодов работы Алескендерова К.А. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии является необоснованным и ведет к ущемлению его конституционного права.
Наличие у Алескендерова К.А. квалификации спасателя, присвоенной Территориальной комиссии Республики Дагестан по аттестации аварийно-спасательных служб, а также работа в Каякентской межрайонной поисково-спасательной службе СЧС Республики Дагестан в качестве спасателя, которая не относится к организационной структуре МЧС России, не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Таким образом, суд считает, что заявленные требования истца подлежат удовлетворению.
Следовательно, период работы Алескендерова К.А. с 29.08.2005г. по 22.09.2009г., а также период с 23.09.2009г. по 27.11.2023г. необходимо зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алескендерова Казбека Абдулманаповича удовлетворить.
Обязать ГУ-Отделение СФР по РД периоды работы с 29.08.2005г. по 22.09.2009г., а также период с 23.09.2009г. по 27.11.2023г. в должности спасателя зачесть Алескендерову Казбеку Абдулманаповичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по пп.16 п.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2024 года.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20 февраля 2024 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Судья М.Б. Онжолов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>