РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2019 года пос. Чернь
Чернский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Духовской Е.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филоновой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-185/19 по иску администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании прекращения права общедолевой собственности и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли,
установил:
администрация муниципального образования Северное Чернского района Тульской области обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании прекращения права общей долевой собственности на невостребованные земельные доли и признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, мотивируя свои требования тем, что в 1992 году в связи с принятием Постановления правительства РФ от 29.12.1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 года № 213 «О порядке установления бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России», Указом Президента Российской Федерации от 07.03.1996 года № 337 «О реализации конституционных прав на землю», Постановлением правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», рекомендациями по подготовке и выдачи документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 № 96, администрацией Чернского района было вынесено постановление № 12-55 от 30.12.1992 года «О закреплении земель».
На основании постановления главы администрации Чернский район от 05 декабря 1994 года № 12-7 «Об утверждении размеров земельных долей» были выданы свидетельства на право собственности на землю собственникам земельных долей коллективно-долевого сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» с определением размера доли каждого собственника 16,15 га, в том числе пашни 14,6 га, лугов и пастбищ 1,55 га по данным администрации МО Северное Чернского района следующие собственники земельных долей, а именно: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрацией МО Северное Чернского района составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными и список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными. Список невостребованных земельных долей был опубликован в газете «Тульские известия» № 174 (6972) от 27.11.2018 года и газете «Заря Чернский район» № 49 (10748) от 05.12.2018 года. С момента публикации: с 27.11.2018 года по 27.02.2019 года, а также с 05.12.2018 года по 05.03.2019 года, администрацией муниципального образования Северное Чернского района принимались в письменной форме возражение от лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
Общее собрание собственников земельных долей не состоялось, в связи с чем, по истечению трех месяцев со дня публикации списков невостребованных земельных долей администрацией МО Северное Чернского района было принято постановление от 27 мая 2019 года № 109 «Об утверждении списка невостребованных земельных долей».
Таким образом, в настоящее время невостребованными являются земельные доли, ранее принадлежащие: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО42, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41.
В течение 24 последних лет, вышеуказанные собственники земельных долей в количестве 40 собственников не распорядились ими в соответствии с Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в коллективно-долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этим требованием определяются границы использования гражданами своих прав, на что указано и в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей возможность ограничения прав и свобод законодателем, в том числе для защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, в праве обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном Законом об обороте порядке невостребованными. На основании пункта 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практики по делам о наследовании» ответчиком по данному иску является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области (Росимущество).
На основании вышеизложенного, просили суд признать прекращение права общедолевой собственности на невостребованные земельные доли, раннее принадлежащие: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО42, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41 в размере 16,15 га каждая из земель сельскохозяйственного назначения расположенные по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Признать право собственности муниципального образования Северное Чернского района на 40 (сорок) земельных долей, в размере 16,15 га каждая общей площадью 660000 кв.м (660 га) в том числе пашни 14,6 га 584000 кв.м (584 га), луга и пастбища 1,55 га площадью 62000 кв.м (62 га), расположенных по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
В дальнейшем администрация МО Северное Чернского района Тульской области уточнила исковые требования и просила суд признать прекращения права общедолевой собственности на невостребованные земельные доли, раннее принадлежащие: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО42, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41 в размере 16,15 га каждая из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Признать право собственности муниципального образования Северное Чернского района на 36 (тридцать шесть) земельных долей, в размере 16,15 га каждая общей площадью 5814000 кв.м (581,4 га): в том числе пашни 14,60 га 5256000 кв.м (525,6 га), пастбища и луга 1,55 га 558000 кв.м (55,8 га), расположенных по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Представитель истца администрации МО Северное Чернского района Тульской области по доверенности Мещерикова А.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя. Предоставила уточненные исковые требования и просила суд признать прекращенным право общедолевой собственности на невостребованные земельные доли, ранее принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40 в размере 16,15 га каждая из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Признать право собственности муниципального образования
Северное Чернского района на 24 (двадцать четыре) земельные доли, в
размере 16,15 га каждая общей площадью 3876000 кв.м (387,6 га): в том
числе пашни 14,60 га 3504000 кв.м (350,4 га), пастбища и луга 1,55 га 372000
кв.м (37,2 га), расположенных по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица администрации МО Чернский район Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, не просил суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлениями Правительства РФ № 86 от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и № 708 от 04.09.1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» осуществлялась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные за предприятиями передавались в долевую собственность граждан.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Судом установлено, что Решением Собрания депутатов МО Северное Чернского района Тульской области от 06 октября 2014 года № 1-5 «О правопреемстве органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования Северное Чернского района» вновь образованное МО Северное Чернского района, наделенное статусом сельского поселения, является правопреемником МО рабочий поселок Станция Скуратово Чернского района, МО Крестовское Чернского района и МО Поповское Чернского района.
В соответствии с Постановлением главы администрации Чернского района Тульской области от 31.01.1992 года № 1-61 «О выполнении Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз «<данные изъяты>» преобразован в коллективное сельскохозяйственное предприятие «<данные изъяты>».
Постановлением главы администрации Чернского района Тульской области от 14.12.1996 года № 12-13 «О перерегистрации коллективного сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» и постановлением главы администрации Чернского района Тульской области от 04.04.1997 года № 4-8 «О внесении изменений в постановление главы администрации района № 12-13 от 14.12.1996 года «О перерегистрации коллективного сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>» коллективное сельскохозяйственное предприятие «<данные изъяты>» преобразовано в сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>».
На общем собрании трудового коллектива совхоза «<данные изъяты>» был утвержден список граждан в количестве 343 человека, имеющих право на получение земельного пая.
В список лиц, имеющих право на получение земельных паев в совхозе «<данные изъяты>» были включены: ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40.
В соответствии с постановлением главы администрации Чернского района от 05.12.1994 года № 12-7 «Об утверждении размеров земельных долей» утвержден размер земельной доли собственника по хозяйству в «Федоровское» - 16.15 га, в том числе пашни в размере 14.60 га.
На основании постановления главы администрации Чернского района Тульской области свидетельства на право собственности на землю были выданы гражданам: ФИО30, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №; ФИО16, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО20, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-XIII ТУО-21 №; ФИО23, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО24, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №; ФИО50, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО17, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО14, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО13, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО10, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО8, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №; ФИО7, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО6, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО3, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО2, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО40, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО38, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №; ФИО37, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО36, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №; ФИО34, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО32, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №; ФИО28, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО29, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-VI ТУО-21 №; ФИО21, свидетельство на право собственности на землю серия РФ-V ТУО-21 №.
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза. Право собственности на земельную долю возникало с момента принятия уполномоченным органом решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации и подлежало удостоверению свидетельствами о праве собственности на земельные доли. Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 года, Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ) не повлекло утраты гражданами приобретенного ими права на долю в праве собственности на земельный участок.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей и праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей долевой собственности па земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, в том числе условия и порядок признания земельных долей невостребованными, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пунктами 1 и 2 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предусмотрено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Вышеуказанной статьей ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ предусмотрен порядок утверждения невостребованных земельных долей, согласно которому «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.. .» Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также па информационных щитах, расположенных па территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа но месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Из представленных суду доказательств следует, что в соответствии с п. 4 ст. 12.1 ФЗ от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ, администрацией муниципального образования Северное Чернского района Тульской области опубликован список невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в границах бывшего СПК «<данные изъяты>» Чернского района в газете «Заря» Черского района от 05 декабря 2018 года № 49 (10748) и в общественно-политической областной газете в газете «Тульские Известия» 27 ноября 2018 года № 174 (6972).
С момента публикации 05 декабря 2018 года по 05 марта 2019 года и с 27 ноября 2018 года по 27 февраля 2019 года принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей.
Как следует из протокола общего собрания участников долевой собственности в границах землепользования СПК «<данные изъяты>» Чернского района Тульской области от 23 мая 2019 года, соответствующее общее собрание собственников земельных долей признано не состоявшимся по причине отсутствия кворума.
В связи с этим, администрация муниципального образования Северное Чернского района Тульской области Постановлением от 27 мая 2019 года № «Об утверждении спичка невостребованных земельных долей» утвердила список лиц, чьи доли признаны невостребованными. В указанный список вошли в том числе, земельные доли, ранее принадлежавшие: ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40.
В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Следовательно, земельные доли, принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40, с даты утверждения списка признаны невостребованными.
Исходя из чего, собственники земельных долей, в том числе: ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40 не распорядились ими в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и не принимали никаких мер по надлежащему использованию находящихся в коллективно-долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Из представленных суду справок сектора ЗАГС <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, нотариуса <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО20, ФИО21 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО23 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО28 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО29 умерла ДД.ММ.ГГГГ, ФИО30 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО32 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО37 умер ДД.ММ.ГГГГ, наследственных дел к имуществу умерших в производстве нотариальной конторы не имеется.
ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО16, ФИО24, ФИО26, ФИО34, ФИО36, ФИО38, ФИО40
Данных о смерти ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО16, ФИО24, ФИО26, ФИО34, ФИО36, ФИО38, ФИО40, в архивах органов ЗАГС не имеется.
Из уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений следует, что земельные доли, принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40 не зарегистрированы.
Данные обстоятельства подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений.
С учетом изложенного, установив отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственников земельных долей или наследников, суд приходит к выводу о том, что истцом в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, не оформивших право собственности в установленном законом порядке, которым было предложено реализовать это право путем обращения к истцу, и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились к истцу с заявлением и необходимыми документами.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.201 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432).
Согласно пункту 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных па территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного па соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом возложены па Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области является надлежащим ответчиком по данному делу.
Однако, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тульской области право собственности Российской Федерации на спорные земельные доли не зарегистрировало, доказательств, подтверждающих совершение действий по оформлению прав и истребовании данного имущества в суд не представило.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» одним из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения является приоритет сохранения целевого использования земельных участков.
Таким образом, в данном случае имеет место специальное правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, отличное от общих норм права, дающих основание для наделения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) правом на недвижимое имущество, которое закрепляет возможность признания права на земли сельскохозяйственного назначения за муниципальным образованием, в том числе и па земли, собственники которых умерли, а наследники отсутствуют либо не приняли наследство.
Учитывая необходимость определения правового статуса спорных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, сохранения их целевого и рационального использования, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования администрации муниципального образования Северное Чернского района Тульской области.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Северное Черского района Тульской области удовлетворить.
Признать прекращенным право общедолевой собственности на невостребованные земельные доли, ранее принадлежавшие ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО10, ФИО13, ФИО14, ФИО16, ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО23, ФИО24, ФИО26, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО32, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО40 в размере 16,15 га каждая из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Признать право собственности муниципального образования
Северное Чернского района на 24 (двадцать четыре) земельные доли, в
размере 16,15 га каждая общей площадью 3876000 кв.м (387,6 га): в том
числе пашни 14,60 га 3504000 кв.м (350,4 га), пастбища и луга 1,55 га 372000
кв.м (37,2 га), расположенных по адресу: <адрес>, в границах бывшего СПК «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Р. Духовская