Судья: Шельпук О.С. Гр. дело № 33-312/2020
№2-3872/2019 (33-158741/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Черкуновой Л.В.,
судей – Ромасловской И.М., Пинчук С.В.,
при секретаре – Мурзабековой М.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фролова А.А. в лице представителя Щировой Т.С. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 октября 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Фролову А.А. отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Фролов А.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области, обязании восстановить в очереди на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований истец указал, что распоряжением комиссии по предоставлению единовременной выплаты ГУ МВД России по Самарской области от 13 апреля 2016 года № Фролов А.А. принят на учет для получения единовременной выплаты в соответствии с Федеральным законом РФ от 19 июня 2011 года №247.
При постановке на учет истцом представлены справки о составе семьи из 4-х человек, с места жительства. Истец состоит в браке с ФИО1, от данного брака супруги имеют двоих несовершеннолетних детей. Истец с супругой и детьми зарегистрированы и фактически проживают с 28 сентября 2012 года в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 45,10 кв.м. Кроме семьи истца в квартире зарегистрированы и проживают родители супруги. Решением ЦЖБК ГУ МВД России по Самарской области от 23 апреля 2019 года истец снят с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области для получения единовременной выплаты на том основании, что его супруга подарила своей матери принадлежащую ей долю в праве на указанную выше квартиру.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, незаконность решения отвтчика, Фролов А.А. просит признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 25 апреля 2019 года незаконным; обязать ГУ МВД России по Самарской области восстановить Фролова А.А. с составом семьи 4 человека в очереди на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения с момента постановки на учет.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе Фролов А.А. просит отменить решение суда и указывает, что его семья не совершала каких-либо намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, поскольку до постановки на учет и в настоящее время семья истца имеет статус нуждающихся.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Фролова А.А. – Щирова Т.С. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области - Шабанова В.Р. возражала против доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 4 данного Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (часть 1).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при наличии одного из семи условий, поименованных в данной норме.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее Правила).
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в данном пункте Правил.
В соответствии с пунктом 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Установлено, что Фролов А.А. проходит службу в качестве <данные изъяты> Управления МВД России по г. Самаре.
Из материалов дела следует, что истец состоит в браке с ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ, имеет сыновей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9,10,11).
Установлено, что 15 апреля 2016 года Фролов А.А., а также члены его семьи: супруга ФИО1, двое детей ФИО2 и ФИО3 приняты на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст. 4 ФЗ от 19 июля 2011 №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», что подтверждается выпиской из распоряжения начальника ГУ МВД России по Самарской области № от 15 апреля 2016 года.
При постановке Фролова А.А. и его семьи на учет для получения социальной выплаты установлено, что с 28 сентября 2012 года заявитель с семьей зарегистрирован в квартире общей площадью 45,10 кв.м. по адресу: <адрес> собственниками которой являются: супруга Фролова А.А., ее отец и мать, каждый имеет по ? доли в праве, также ФИО4 (матери ФИО1) принадлежит – ? доля на основании свидетельства о праве на наследство по закону. Всего зарегистрировано 6 человек, в том числе родители супруги.
Установлено, что 11 сентября 2018 года ФИО1 (супруга истца) заключила договор дарения принадлежащей ей доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, со своей матерью ФИО4 Указанный договор зарегистрирован у нотариуса г. Самары ФИО5
23 апреля 2019 года по результатам заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области постановлено решение о снятии с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Фролова А.А. с семьей в составе 4-х человек на основании подпункта «б» пункта 19 (в случае совершения действий, предусмотренных пунктом 5 части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (отчуждение жилых помещений или их частей) с намерением получения выплаты в большем размере) Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223.
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений, предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичные положения содержатся в ст. 53 ЖК РФ.
На основании пп. "б" п. 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действия, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;
Согласно положениям пункта 9 Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся: а) обмен жилыми помещениями; б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке; в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов); г) выделение доли собственниками жилых помещений; д) отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Основываясь на вышеизложенном, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия супруги Фролова А.А. – ФИО1, в части отчуждения принадлежащей ей ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>, в которой истец с семьей продолжает, были направлены на получения единовременной выплаты в большем размере и повлекли увеличение расходных обязательств государства при предоставлении единовременной выплаты.
Доказательств, свидетельствующих о вынужденном характере совершения супругой истца данных действий, о том, что семья истца не имела намерений создать искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий, в материалах дела отсутствуют. Следовательно, решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 23 апреля 2019 года о снятии Фролова А.А. с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты принято в соответствии с законом и в пределах представленных полномочий, права и свободы истца данным решением не нарушены, совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требований Фролова А.А., отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы Фролова А.А. о том, что положение семьи после постановки на учет не изменилось, она продолжает оставаться нуждающейся в предоставлении данной единовременной социальной выплаты, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку действия по отчуждению принадлежащей супруге истца доли в праве собственности на квартиру совершены после постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий с целью получения выплаты в большем размере, что в соответствии с п. 5 части 7 ст. 4 ФЗ от 17 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является основанием для снятия с учета.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 октября 2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фролова А.А. в лице представителя Щировой Т.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Председательствующий:
Судьи: