Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Брянцевой Ю.Н., при секретаре Кардаш Н.А., с участием: заместителя и помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Попковой Е.В., Рымар Д.С., председателя правления ТСЖ «Наш дом - 2» ФИО1, представителя ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (сроком до ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Товарищества собственников жилья ФИО1 на постановление административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ за № председатель Товарищества собственников жилья «Наш дом - 2» (далее по тексту председатель ТСЖ «Наш дом - 2») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» (и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
С указанным постановлением ФИО1 не согласилась, подав в Дальнереченский районный суд Приморского края жалобу, в которой просит обжалуемое постановление отменить как незаконное. В обоснование доводов жалобы указано, что обжалуемое постановление считает незаконным и необоснованным, поскольку она привлечена к административной ответственности как должностное лицо незаконно, которым она не является. Также, она была привлечена к административной ответственности на основании акта прокурорской проверки, которой было установлено присутствие наледи на дороге у подъездов ТСЖ «Наш дом-2», отсутствие подсыпки, наличие снега на крыше, установлено, что ТСЖ «Наш дом-2» не предпринимаются необходимые меры по очистке крыши данного МКД от льда и снега, так как на крыше дома начинает скапливаться снег, что в условиях кратковременного потепления и похолодания способствует созданию неблагоприятных условий проживания и создает опасность для жизни и здоровья жителей данного МКД. Установленной формы акта проверки не имеется, однако акт проверки прокуратуры зафиксировал нарушения общими фразами, не содержит объективной картины нарушения действующих норм и правил. Также, административная комиссия не дала оценки данному акту, как основанию для возбуждения дела об административном правонарушении, в акте отсутствуют сведения о профиле и типе крыши, площади покрытия, толщине снежного покрова, уборка снежной массы с кровли с наружным водоводом должна производиться при толщине слоя от 10 см. Обязанность очищать крышу дома от снега и льда возлагается на управляющие компании, но в соответствии с действующим законодательством очисткой крыш должны заниматься профессионалы, работников, соответствующим ведомственным нормативным актам в ТСЖ «Наш дом-2» нет, организаций, имеющих допуск к высотным работам в г. Дальнереченске нет. Кроме того, дело об административном правонарушении было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ по факту нарушения соблюдения управляющими организациями и товариществами собственников жилья требований жилищного законодательства, факт отражен в акте прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ, днем обнаружения административного правонарушения указан ДД.ММ.ГГГГ, то есть день фактического установления прокуратурой обстоятельств совершения правонарушения, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес председателя ТСЖ «Наш дом-2» было внесено представление об устранении нарушений закона в части, касающейся принятия мер по очистке крыши МКД и придомовой территории от снега и наледи, в представлении содержался месячный срок для устранения нарушений, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были организованы работы по очистке придомовой территории от снега и наледи, посыпка её песком, то есть, приняты все меры по выполнению требований прокуратуры, уборка снега не производилась по указанным выше причинам. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было дано объяснение в том, что нарушения указанные в постановлении устранены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Дальнереченским межрайонным прокурором вынесено предостережение. При рассмотрении дела об административном правонарушении административной комиссией указанные факты не оценивались. На основании изложенного заявитель по жалобе просит суд отменить постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 – председателя ТСЖ «Наш дом-2» по ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» за отсутствием состава правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные ею в жалобе поддержала, просила суд жалобу удовлетворить, дополнительно пояснив, что во дворе дома территория не благоустроена, и когда выпадает снег, жильцы дома просят его не убирать, а только выровнять, поскольку нет асфальта, будет очень грязно, они выполнили просьбы жильцом. Кроме того указала, что является пенсионеркой, но работает председателем на безвозмездной основе, заработную плату она за эту работу не получает.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО4 в судебном заседании жалобу поддержал, по доводам в ней изложенным, дополнительно суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ поступило представление прокурора об устранении нарушений закона, по данному представлению были устранены недостатки – развешены объявления на информационных досках, сигнальной лентой оградили, гололед устранили путем внесения песко-соляной смеси.
Заместитель Дальнереченского межрайонного прокурора ФИО5, полагала обжалуемое постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, дополнительно суду пояснила, что ФИО1 согласно выписке ЕГРЮЛ является председателем юридического лица, внесение Дальнереченской межрайонной прокуратурой предостережения не является препятствием для возбуждения дела об административном правонарушении по выявленному правонарушению, факт нарушения сторонами не оспаривается.
Председатель административной комиссии администрации Дальнереченского городского округа в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела судом извещена надлежаще, представила в суд письменные возражения, в которых указала, что с поданной жалобой не согласна, считает оспариваемое постановление законным и обоснованном, просила оставить его без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения, поскольку проведенной с выходом на место проверкой от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на проезжей/ проходной дороге <адрес> присутствовала наледь, что нарушало права жителей МКД. Председатель ТСЖ выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции товарищества, то есть является должностным лицом. Обязанность очищать прилегающую территорию и крыши МКД возлагается на управляющие компании, в данном случае, на ТСЖ «Наш Дом-2», способ уборки председатель вправе выбрать самостоятельно, либо с учетом мнения жителей. Если ТСЖ не имеет возможности самостоятельно проводить какие-либо работы, то должны привлекаться сторонние организации по договорам. Акт проверки Дальнереченской межрайонной прокуратуры составлен без нарушений и не противоречит законодательству, мнение, что в акте указаны общие фразы не подтверждающие объективную картину, является субъективным мнением привлекаемого лица.
Заслушав ФИО1, её представителя ФИО4, прокурора, изучив доводы жалобы и письменный отзыв председателя административной комиссии ДГО, исследовав материалы дела и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения к административной ответственности председателя ТСЖ «Наш дом-2» послужил выявленный проведенной Дальнереченской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения управляющими организациями и товариществами собственников жилья требований жилищного законодательства факт несоблюдения заявителем статьи 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае». Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 16 час. 35 мин. до 18 час. 00 мин., по адресу: <адрес>, было обнаружено, что председатель ТСЖ «Наш дом-2» ФИО1 не приняла меры к уборке на проезжей/проходной дороге и у подъездов от наледи, на крыше имеется обильное количество снега (акт проверки Дальнереченской межрайонной прокуратуры Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ заместителем Дальнереченского межрайонного прокурора было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ, в отношении председателя ТСЖ «Наш дом-2» ФИО1, в графе объяснения лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении имеется объяснение ФИО1, где указано о согласии с данным постановлением. Согласно выписке из ЕГРЮЛ председателем ТСЖ «Наш дом-2» является ФИО1 Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на её осуществление, за исключением осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 1 ст. 200 ЖК РФ.
Положениями статьи 149 ЖК РФ председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положение об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"), под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (вместе с "Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами"), что управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В силу п. 10 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") предусмотрено что, работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка.
Пунктом 3.6.8 Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории.
Придомовая территория: Территория, часть участка многоквартирного жилого дома, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (п. 3.1.17 "СП 476.1325800.2020. Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов").
Пунктом 3.6.14 Постановления Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах – формироваться в валы.
Согласно п. 3.2.2 Правил благоустройства и содержания территории Дальнереченского городского округа, утвержденных решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, руководители предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, председатели гаражно-строительных кооперативов и садоводческих товариществ, физические лица – владельцы или арендаторы строений, сооружений, пользователи, собственники и арендаторы земельных участков обязаны организовать и проводить на придомовой и прилегающей территории очистку прилегающей территории от мусора, веток, скошенной травы, снега, льда и их вывоз в специально отведенные места.
Согласно п. 5.1 раздела 5 Правил благоустройства и содержания территории Дальнереченского городского округа, утвержденных решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, дворовые территории должны содержаться в чистоте. Санитарное содержание дворовых территорий включает в себя уборку и вывоз мусора, твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов, снега, обработка территорий противогололёдными средствами.
Пунктом 13.7 Правил благоустройства и содержания территории Дальнереченского городского округа, утвержденных решением Думы Дальнереченского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № организации, осуществляющие управление жилыми домами, собственники либо пользователи зданий (сооружений) обязаны очищать крыши домов (зданий, сооружений) и водосточные трубы от снега и льда. При этом, работы производятся по мере необходимости в светлое время суток с обязательным применением мер предосторожности во избежание несчастных случаев с пешеходами, повреждения телефонных, телеграфных, радиотрансляционных, электрических и осветительных проводов, фонарей уличного освещения, зеленых насаждений и других сооружений с установкой предупреждающих ограничительных ограждений. Снег и лед, сброшенные с крыш, немедленно вывозится организацией (лицом), производившей очистку крыши.
Согласно ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае", нарушение иных норм и правил в сфере благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела по распоряжению Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, Дальнереченской межрайонной прокуратурой Приморского края проведена проверка соблюдения требований законодательства при уборке придомовых территорий в зимний период в отношении ТСЖ «Наш Дом-2».
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной с привлечением главного специалиста по благоустройству отдела благоустройства и дорожного хозяйства, установлено, что ТСЖ «Наш Дом-2» допущены следующие нарушения законодательства: на дороге у подъездов присутствует наледь, на крыше присутствует обильное количество снега. Указанные нарушения выявлены в присутствии сотрудника ТСЖ.
Данные обстоятельства учтены административной комиссией при вынесении оспариваемого постановления и нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Обсуждая доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что председателем правления ТСЖ "Наш Дом-2" является ФИО1, последняя имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Таким образом, председатель правления товарищества собственников жилья является органом управления юридического лица, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, что в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ относит лицо, занимающее указанную должность, к должностным лицам.
Так, довод жалобы относительно того, что председатель ТСЖ не является должностным лицом и не может быть привлечен к административной ответственности безоснователен, председатель правления ТСЖ "Наш Дом-2" ФИО1 по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ является должностным лицом и обоснованно признана субъектом административной ответственности, предусмотренной 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ.
Довод жалобы относительно незаконного привлечения в части непринятия мер по устранению выявленных нарушений действующего жилищного законодательства, суд также признает несостоятельным, поскольку из обжалуемого постановления следует, что подтвержденными фактами, образующими состав административного правонарушения комиссия признала снег и наледь на проезжей/проходной дороге у подъездов <адрес>, а также обильное количество снега на крыше указанного дома. Из материалов дела и пояснений привлекаемого лица и её представителя следует, что таковые нарушения имели место, были установлены проверкой, в рамках внесенного прокурором представления об устранении нарушений требований действующего законодательства должностными лицами ТСЖ были произведены определенные действия по устранению допущенных нарушений.
Довод жалобы относительно того, что дело об административном правонарушении возбуждено необоснованно, поскольку в этот же день, прокурором было внесено представление об устранении нарушения законодательства, судьей отклоняется, ввиду того, что внесение представления об устранении нарушений требований действующего законодательства с установлением месячного срока для устранения выявленных нарушений, не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении, по факту выявленных при проверке нарушений.
Доводы жалобы о несоответствии акта проверки Дальнереченской межрайонной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ суд признает несостоятельными, поскольку данный акт составлен с учетом требований действующего законодательства, ссылка заявителя по жалобе на содержащиеся в нем общие формулировки является выражением субъективного мнения привлекаемого к ответственности лица и надлежащими доказательствами не подкрепляется.
В обжалуемом постановлении указаны сведения, установленные ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, выводы мотивированы надлежащим образом.
Оспариваемое ФИО1 постановление по делу об административном правонарушении № вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел, с соблюдением правил подсудности, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст. 7.21 Закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае». Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, судьей не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ 7.21 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░ ░░░-2» ░░░1 - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░1 - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.2 - 30.8 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░