Дело № 2-1040/2019 30 апреля 2019 года г.Котлас
29RS0008-01-2019-001112-27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жироховой А.А.
при секретаре Кузнецовой А.С.
с участием прокурора Кисляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 апреля 2019 года в г. Котласе гражданское дело по иску Лобановой И. А. к Пасторову С. А. о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Лобанова И.А. обратилась в суд с иском к Пасторову С.А. о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что приговором мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 26 февраля 2019 года Пасторов С.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). В результате действий ответчика ей причинен легкий вред здоровью, она испытала физические и нравственные страдания. Просила взыскать с ответчика Пасторова С.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Лобанова И.А. и ее представитель Апраксин В.В. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Пасторов С.А. иск не признал, частично не согласившись с виной в совершении преступления.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обозрев уголовное дело, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В гражданском законодательстве жизнь и здоровье рассматриваются как неотчуждаемые и непередаваемые иным способом нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 2 Котласского судебного района Архангельской области от 26 февраля 2019 года Пасторов С.А. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 115 УК РФ.
Пасторов С.А. совершил умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, при следующих обстоятельствах.
Пасторов С.А. 9 сентября 2018 года в период времени с 00 часов до 01 часа у кафе «Красный дракон», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., на почве личных неприязненных отношений нанес Лобановой И.А. удар рукой по лицу, чем причинил ей физическую боль и телесные повреждения характера перелома костей носа без смещения, которые расцениваются как легкий вред здоровью человека.
Согласно заключению эксперта ГБУЗ «Архангельской области «Бюро судебно-медицинской экспертизы» № от 29 декабря 2018 года у Лобановой И.А. имелись повреждения характера .....
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как разъяснил в своем постановлении Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, преюдициальное значение приговора суда для гражданского дела ограничено лишь вопросами о том, имело ли место соответствующее деяние и совершено ли оно данным лицом.
Приговором суда установлена вина ответчика в умышленном причинении Лобановой И.А. легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья.
В связи с чем доводы ответчика о несогласии с виной в совершении преступления не принимаются судом при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, что в связи с полученными травмами 9 сентября 2018 года Лобанова И.А. обратилась в приемное отделение ГБУЗ АО «Котласская центральная городская больница имени Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» с диагнозом - .... ей ...., оказана первая медицинская помощь.
Стороной ответчика не представлено доказательств получения истцом травм при иных, чем заявленных в иске, обстоятельствах.
Данные повреждения находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом причинения вреда.
Из искового заявления и пояснений истца следует, что ей причинен моральный вред, связанный с физическими и нравственными страданиями, телесные повреждения, от полученных травм она испытала физическую боль, стресс, трудности при выполнении хозяйственных дел по дому и на работе.
Следовательно, судом установлен факт причинения Лобановой И.А. морального вреда, выразившегося в нравственных и физических страданиях в связи с повреждением здоровья.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень и характер нравственных и физических страданий потерпевшей, индивидуальные особенности (ощущение болезненности вследствие перелома при причинении вреда, вызванном неправомерным поведением ответчика), фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, оценив доказательства, свидетельствующие о тяжести причиненного истцу вреда, характере травм, учитывая аморальность поведения самой потерпевшей, требования разумности и справедливости и на основании статей 151, 1101 ГК РФ считает необходимым взыскать с ответчика Пасторова С.А. в пользу Лобановой И.А. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчикаПасторова С.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Котлас» в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Лобановой И. А. к Пасторову С. А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.
Взыскать с Пасторова С. А. в пользу Лобановой И. А. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Взыскать с Пасторова С. А. в доход бюджета муниципального образования «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жирохова