№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2024 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании утратившим право пользования жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском и просил признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, пгт. Багерово, <адрес>.
Требования мотивированы тем, что на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 27.11.2002г. и решения Ленинского районного суда Республики Крым от 22.11.2023г. истец является собственником <адрес> пгт. <адрес> Республики Крым. Ответчик являлся супругом сестры истца, с мая 2015г. зарегистрирован по указанному адресу, однако фактически в указанном доме с июля 2019г. не проживает, обязательств по оплате за жилье и коммунальные услуги не выполняет. Регистрация ФИО2 по указанному адресу не позволяет истцу в полной мере осуществлять свои законные права собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом, истец вынужден оплачивать коммунальные платежи за ответчика, в связи с чем для защиты своих прав истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен в установленном законом порядке.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения истца, изучив доводы иска, допросив свидетеля, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц,
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Положения ст. 31 ЖК РФ связывают возникновение права пользования (права проживания) у членов семьи собственника жилого помещения, только с условиями их вселения в данное жилое помещение по соглашению с его собственником.
Факт регистрации гражданина по адресу какого-либо жилого помещения не является основанием признания за ним права пользования этим жилым помещением.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого - помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него Жилищный кодекс Российской Федерации не регламентирует.
Исходя из аналогии закона (статья 7 Жилищного кодекса Российской Федерации) к ситуации, связанной с выездом из жилого помещения бывших членов семьи собственника, подлежат применению положения части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определенными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом по делу установлено и подтверждено материалами дела, что на основании свидетельства о праве собственности на жилье, выданного 27.11.2002г. Багеровским поссоветом народных депутатов <адрес> истец является собственником 39/100 части дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Багерово, <адрес> (л.д. 17).
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 22.11.2023г. по делу № выделено в натуре 39/100 долей <адрес>, расположенного по <адрес> в пгт. <адрес>, и признано за ФИО1 право собственности на <адрес> жилом <адрес>, расположенного по <адрес> в пгт. <адрес>.
Согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, <адрес> в пгт. Багерово, площадью 41,8 кв.м., имеет кадастровый номер – 90:07:030101:3976, статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», право собственности зарегистрировано за ФИО1, 09.04.1970г. рождения, запись о регистрации права № от 26.02.2024г.
Из ответа ОМВД России по <адрес> № от 27.03.2024г. усматривается, что ФИО2, 19.05.1972г. рождения, зарегистрирован по месту жительства с 22.05.2015г. по адресу: <адрес>, пгт. Багерово, <адрес>. Документирован паспортом гражданина Российской Федерации.
Согласно свидетельству о расторжении брака серии 1-АЯ №, выданному Керченским городским отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым 19.01.2024г., на основании решения мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района (Ленинский муниципальный район) Республики Крым от 21.06.2019г., брак между ФИО2 и ФИО4 расторгнут (л.д. 12).
Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель ФИО4 подтвердила суду, что совместно с бывшим супругом ФИО2 с 27.10.2006г. по 23.07.2019г. проживала в квартире, принадлежащей её брату ФИО1 по адресу: <адрес>, пгт. Багерово, <адрес>. После расторжения брака в июле 2019г. ФИО2 собрал все свои вещи и выехал в неизвестном направлении.
Оценивая показания допрошенного свидетеля в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд принимает их во внимание, поскольку свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложных показаний по ст. ст. 306 - 308 УК РФ, его показания согласуются с материалами дела, не противоречат им и подтверждаются материалами дела, представленными по делу доказательствами.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования ФИО1 о признании ФИО2 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, пгт. Багерово, <адрес>, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
ФИО1 при подаче иска оплатил госпошлину в размере 300 рублей, что подтверждается квитанцией № от 12.02.2024г. (л.д. 9).
Таким образом, в пользу истца с ФИО2 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии 39 15 №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес> 30.11.2017г., к/п 910-021, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, пгт. Багерово, <адрес>.
Взыскать в пользу ФИО1, 09.04.1970г. рождения, место рождения – <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии 39 14 №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> 23.05.2015г., к/п 910-021, с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения – <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии 39 15 №, выдан Отделом УФМС России по <адрес> и <адрес> в <адрес> 30.11.2017г., к/п 910-021, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено 02.04.2024г.
Судья ФИО8