Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-353/2023 ~ М-286/2023 от 20.06.2023

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> РТ

Мамадышский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи ФИО7.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кляушская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Кляушская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее – МБОУ «Кляушская СОШ»), Исполнительному комитету Мамадышского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности принять меры по обеспечению охраны объекта, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности объектом образования – МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой установлено, что объект образования отнесен к четвертой категории опасности. Установлено, что объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также отсутствует частичное ограждение территории школы, в связи с чем невозможен контроль пребывания на объекте посторонних лиц. Пребывание в образовательном учреждении несовершеннолетних и иных лиц является небезопасным. На основании изложенного истец просит обязать МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ оснастить образовательное учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и оборудовать ограждением территории.

Представитель истца – помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал частично, не признал иск в части срока исполнения требования, просил установить срок для устранения нарушений до конца 2023 года, указав, что на выделение финансирования проведения указанных работ необходимо время.

Представитель ответчика – Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель третьего лица – МКУ «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 в судебном заседании с иском согласилась.

Представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Мамадышскому муниципальному району УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> ФИО5 в судебном заседании с иском согласился.

Выслушав в судебном заседании стороны, представителей третьих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно пп.4 п.2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации (пункт 8 части 1 статьи 41).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов.

Согласно пункту 13 Постановления к объектам четвертой категории опасности относятся объекты: в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:

а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;

г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);

и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);

л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пункт 2.2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , возлагает на хозяйствующий субъект обязанность оградить по периметру собственную территорию забором и зелеными насаждениями.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное ограждение образовательных учреждений, что в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , также является необходимой мерой по предупреждению терроризма.

Пунктом 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 данного закона в целях решения вопросов муниципального значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан является некоммерческой организацией, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана; организационно – правовая форма учреждения: муниципальное учреждение, тип – бюджетное. Тип образовательной организации – общеобразовательная организация. Учредителем, осуществляющим финансирование, является муниципальное образование «Мамадышский муниципальный район» в лице Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан. Собственником имущества является муниципальное образование «Мамадышский муниципальный район» в лице Палаты имущественных и земельных отношений Мамадышского муниципального района Республики Татарстан». Координацию деятельности Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение «Отдел образования» Исполнительного комитета Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.

МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан расположено по адресу: <адрес>.

Согласно паспорту безопасности, МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан присвоена четвертая категория опасности (л.д. 15-20).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, в ходе которой выявлено, что объект не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также отсутствует частичное ограждение территории школы, в связи с чем невозможен контроль пребывания на объекте посторонних лиц.

Указанное обстоятельство с достоверностью подтверждено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14) и не оспорено ответчиками.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что обеспечение безопасных условий обучения путем оборудования объекта системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, установление ограждения территории образовательного учреждения являются обязательными, направлены на пресечение преступлений террористической направленности, и являются мерами по обеспечению жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, а также отсутствие частичного ограждения территории образовательного учреждения создает угрозу причинения вреда здоровью и угрозу жизни несовершеннолетних обучающихся, а также нарушает требования законодательства к антитеррористической защищенности МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в части несанкционированного проникновения на территорию школы неограниченного круга лиц, и на момент рассмотрения дела по существу выявленные нарушения не устранены, обратного со стороны ответчиков в рамках требований положений статьи 56 ГПК РФ, суду не предоставлено. В связи с этим суд считает необходимым возложить на ответчика МБОУ «Кляушская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан обязанность оборудовать образовательное учреждение системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также оборудовать по периметру территории школы ограждение. С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, учитывая, что на выделение финансирования проведения указанных работ необходимо пройти определенные законом процедуры согласования выделения бюджетных средств, для чего необходимо время, учитывая заявленный прокурором срок для исполнения требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, доводы представителя ответчика, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кляушская средняя общеобразовательная школа» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- оборудовать объект системой оповещения и управления эксплуатацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- оборудовать по периметру территории школы ограждение.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Мамадышский районный суд Республики Татарстан.

Судья <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-353/2023 ~ М-286/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мамадышского района Республики Татарстан
Ответчики
МБОУ "Кляушская СОШ"
Исполнительный комитет Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Другие
УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ (Мамадышское отделение)
МКУ "Отдел образования" исполнительного комитета Мамадышского муниципального района РТ
Суд
Мамадышский районный суд Республики Татарстан
Судья
Гатина Гульназ Ракифовна
Дело на странице суда
mamadyshsky--tat.sudrf.ru
20.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
10.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее