11RS0003-01-2023-001629-31 Дело № 2-2522/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Махневой Л.В.
при секретаре Мартьяновой С.С.
с участием прокурора Вертинской Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта РК 12 мая 2023 года гражданское дело по иску прокурора г. Инты в интересах неопределенного круга лиц к Местной религиозной организации Православный приход храма Святого пророка Илии п. Абезь Интинского района Республики Коми Религиозной организации «Воркутинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) о возложении обязанности провести категорирование объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Инты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Местной религиозной организации Православный приход храма Святого пророка Илии п. Абезь Интинского района Республики Коми Религиозной организации «Воркутинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) о возложении обязанности провести категорирование объекта, просит возложить на ответчика обязанность провести категорирование объекта – храма Святого пророка Илии п. Абезь, расположенного по адресу: ____, а также разработать, согласовать и утвердить паспорт безопасности на указанный объект в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165. В обоснование иска прокурор указал, что статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрены принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе: законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников. Пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций (далее – Требования). Обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании (пункт 4 Требований). Исходя из смысла пункта 8 Требований функционирующие религиозные объекты подлежат обязательному обследованию с целью их категорирования. Согласно пункту 9 Требований для проведения категорирования объекта по решению руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта или использующей его на ином законном основании, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. В силу пункта 21 Требований результаты работы комиссии в течение 10 дней со дня окончания обследования оформляются актом обследования. Согласно пунктам 23, 24 Требований на каждый объект (территорию), которому присвоена категория, в течение 30 дней после подписания акта обследования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности). Паспорт безопасности составляется на основании акта обследования лицом, уполномоченным руководителем религиозной организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании. Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, после чего утверждается руководителем религиозной организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, или уполномоченным им лицом. Согласно информации Министерства национальной политики Республики Коми от 30.12.2022 б/н, во исполнение пункта 7 Требований Министерством разработан реестр зарегистрированных на территории Республики Коми религиозных организаций, в число которых входит в том числе Местная религиозная организация Православный приход храма Святого пророка Илии п. Абезь Интинского района Республики Коми Религиозной организации «Воркутинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – Организация), к которой относится религиозный объект – храм Святого пророка Илии п. Абезь, расположенного по адресу: ул. Центральная, п. Абезь, г. Инта, Республика Коми (далее – Объект). Объект фактически функционирует на территории п. Абезь, г. Инта, как религиозный объект, в котором проводятся богослужения с участием неопределенного круга лиц. Во исполнение Требований, 03.07.2021 настоятелем Организацией принято решение о создании комиссии по обследованию и категорированию Объекта. При этом, в нарушение пунктов 10, 21, 23, 24 Требований обследование и категорирование объекта в порядке, предусмотренном разделом II Требований надлежаще не проведено, в состав комиссии не включены представители всех ведомств, указанных в пункте 10 Требований, акт обследования членами комиссии не подписан, паспорт безопасности на указанный объект не разработан, не согласован и не утвержден, в связи с чем прокуратурой города 01.04.2022 в адрес Организации внесено представление об устранении указанных нарушений. До настоящего времени указанные нарушения Организацией не устранены, категорирование объекта в порядке, предусмотренном разделом II Требований надлежаще не проведено, паспорт безопасности Объекта руководством Организации не разработан, в установленном порядке не согласован и не утвержден.
В судебном заседании прокурор на требованиях настаивал, повторил доводы искового заявления.
Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третьи лица ГУ МЧС России по Республике Коми, Управление Росгвардии по Республике Коми, Управление ФСБ по Республике Коми представили письменные отзывы, в которых требования прокурора поддержали, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предусмотрены принципы противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе: законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.
Согласно пункту 4 статьи 5 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций и формы паспорта безопасности объектов (территорий) религиозных организаций (далее – Требования).
Обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, возлагается на руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании (пункт 4 Требований).
Исходя из смысла пункта 8 Требований, функционирующие религиозные объекты подлежат обязательному обследованию с целью их категорирования.
Согласно пункту 9 Требований для проведения категорирования объекта по решению руководителя религиозной организации (лица, имеющего право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта или использующей его на ином законном основании, создается комиссия по обследованию и категорированию объекта.
В силу пункта 21 Требований результаты работы комиссии в течение 10 дней со дня окончания обследования оформляются актом обследования. Акт обследования содержит сведения о принятии комиссией решения о присвоении (неприсвоении) объекту соответствующей категории, рекомендации и перечень мероприятий по его антитеррористической защищенности. Акт обследования составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является приложением к паспорту безопасности объекта (территории).
Согласно пунктам 23, 24 Требований на каждый объект (территорию), которому присвоена категория, в течение 30 дней после подписания акта обследования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности). Паспорт безопасности составляется на основании акта обследования лицом, уполномоченным руководителем религиозной организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании. Паспорт безопасности в течение 30 дней со дня его составления подлежит согласованию с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и уполномоченного органа по месту нахождения объекта (территории) или уполномоченными ими должностными лицами, после чего утверждается руководителем религиозной организации (лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени религиозной организации), являющейся собственником объекта (территории) или использующей его на ином законном основании, или уполномоченным им лицом.
Министерством национальной политики Республики Коми разработан реестр зарегистрированных на территории Республики Коми религиозных организаций, в число которых входит Местная религиозная организация Православный приход храма Святого пророка Илии п. Абезь Интинского района Республики Коми Религиозной организации «Воркутинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) (далее – ответчик), к которой относится религиозный объект – храм Святого пророка Илии п. Абезь, расположенного по адресу: ____. Указанный храм фактически функционирует на территории п. Абезь, г. Инта, как религиозный объект, в котором проводятся богослужения с участием неопределенного круга лиц.
Храм расположен на территории, предоставленной Организации согласно постановлению администрации МОГО «Инта» от 18.06.2009. По заявлению настоятеля ответчика постановлением администрации МОГО «Инта» от 10.07.2019 № 7/922 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане указанной территории, с указанием разрешенного использования: религиозное использование.
Согласно указу управляющего Воркутинской Епархией от 21.12.2016 № 25/16-у, а также выписке из ЕГРЮЛ, руководителем указанной религиозной организации является Братчик В.И.
Во исполнение Требований, 03.07.2021 настоятелем ответчика принято решение о создании комиссии по обследованию и категорированию храма. При этом, в нарушение пунктов 10, 21, 23, 24 Требований обследование и категорирование объекта в порядке, предусмотренном разделом II Требований надлежаще не проведено, в состав комиссии не включены представители всех ведомств, указанных в пункте 10 Требований, акт обследования членами комиссии не подписан, паспорт безопасности на указанный объект не разработан, не согласован и не утвержден.
Таким образом, ответчиком не выполнены требования о категорировании объекта и оформлении в установленном порядке паспорта безопасности, что влечет нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – прихожан храма на антитеррористическую защищенность. Заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ____, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 05.09.2019 № 1165.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.05.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░