Дело № 2-2609/2023 УИД 53RS0022-01-2023-001240-14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2023 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Гуляевой Н.А., с участием истца Ефимовой С.В., представителя ответчика Гаушкиной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефимовой С.В. к ОСФР по Новгородской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании зачесть в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
установил:
Ефимова С.В. обратилась в суд с иском к ОСФР по Новгородской области (далее – Учреждение), указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Учреждение с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в установлении пенсии отказано в связи с недостаточностью специального стажа. Ефимова С.В. полагает, что отказ Учреждения не основан на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.
В связи с изложенным, Ефимова С.В. просит признать незаконным решение Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Учреждение зачесть в специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Поликлиника «Волна» в должности медицинской сестры и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Поликлиника «Волна».
Представитель третьего лица ООО «Поликлиника «Волна» в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В судебном заседании истец Ефимова С.В. требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Гаушкина П.С. иск не признала, поддержала письменные возражения на заявленные требования.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу положений части 1.1 статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичные пункту 20 части 1 статьи 30 положения содержались ранее в подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Специальный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения рассчитывается в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, применяются для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ефимова С.В. обратилась в Учреждение с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано вследствие недостаточности специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию (30 лет). Согласно решению специальный стаж истца составляет 10 лет 3 мес. 28 дней.
В специальный стаж Учреждением не зачтен период работы Ефимовой С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Поликлиника «Волна».
Согласно записям в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ Ефимова С.В. принята на работу в АОЗТ МЦ «Волна» медицинской сестрой поликлиники, ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в ООО «Поликлиника «Волна», ДД.ММ.ГГГГ принята в ООО «Поликлиника «Волна» на должность медицинской сестры, где продолжает работать по настоящее время.
Работодатель Ефимовой С.В. - ООО «Поликлиника «Волна» не предусмотрен Списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы истца о том, что ООО «Поликлиника «Волна» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, а истец осуществляла в обществе деятельность по охране здоровья населения, что является основанием для включения спорного периода в его специальный стаж, подлежат отклонению как несостоятельные.Указанными выше Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в разделе «Наименование учреждений» общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены.
Как разъяснено пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ранее ст. 120 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 50, п. 4 ст. 66 ГК РФ общества с ограниченной ответственностью относятся к хозяйственным обществам - коммерческим организациям.
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 87 ГК РФ).
Исходя из приведенных положений, общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Поскольку Общества, в которых спорный период работала истец, являются коммерческими организациями, то есть не являются учреждениями по смыслу ст. 123.21 ГК РФ, оснований для зачета в специальный стаж спорного периода работы не имеется.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении № 197-О от 18.06.2004.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и пунктом 4 «б» раздела 1 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ефимовой С.В. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о том, что период ее работы в ООО «Поликлиника «Волна» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтен ответчиком в специальный стаж в добровольном порядке, не свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан страхователем ГОБУЗ «Клинический госпиталь ветеранов войн» с кодом льготы, а потому у ответчика имелись основания для зачета данного периода в специальный стаж.
Согласно данным лицевого счета застрахованного лица спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан страхователями АОЗТ МЦ «Волна» и ООО «Поликлиника «Волна» без кода льготы. Следовательно, работодатель не подтверждает льготу в указанный период работы.
Поскольку на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости специальный страховой стаж Ефимовой С.В. составил менее 30 лет, отсутствуют основания для признания незаконным решения Учреждения об отказе в установлении пенсии и назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ефимовой С.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 25 мая 2023 года.