Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-122/2022 ~ М-67/2022 от 02.02.2022

Дело № 2-122/2022

                                                                                                                             УИД 25RS0022-01-2022-000227-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Покровка                                                                       22 февраля 2022 года

Октябрьский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи                                              Севостьяновой Е.Н.,

при секретаре                                  Слепченко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У.А. к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о включении имущества в состав наследства, установлении факта принятия наследства и признании права собственности в порядке наследования,

у с т а н о в и л:

    У.А.    обратился в суд с требованием о включении жилого дома по адресу: <адрес> в состав наследства, открывшегося со смертью У.Е., об установлении факта принятия данного наследства и о признании права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество.

В обоснование иска У.А. указал, что является сыном У.Е., умершего 27 февраля 2005 года. Наследниками первой очереди по закону является истец и третье лицо З.И., не желающая принимать наследство. После смерти У.Е. открылось наследство, в состав которого вошел <адрес>, приобретенный наследодателем по договору купли-продажи от 21 декабря 1987 года. Осуществил принятие данного наследства, что подтверждает выписками их похозяйственной книги, где указано, что дом является собственностью. Поскольку право собственности У.Е. на жилой дом не было зарегистрировано, просит включить имущество в состав наследства, установить факт принятия наследства и признать право собственности на указанный жилой дом.

Представитель истца С.М., действующая по доверенности, настаивала на удовлетворении иска по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Третье лицо З.И. полагала иск подлежащим удовлетворению и пояснила, что истец является её братом. Других наследников после смерти отца У.Е. не осталось. На наследственное имущество отца не претендует. Подтверждает все доводы истца, указанные в исковом заявлении. Знает, что    дом <адрес> принадлежал отцу. В данном доме семья жила постоянно. После смерти У.Е. истец У.А. принял наследство.

Истец У.А., представитель истца С.И., представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, будучи извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Неявившиеся стороны адресовали суду ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.

Свидетель К.А. пояснил, что знает истца с 1998 года и находится с ним в дружественных отношениях. Со слов У.Е. знает, что дом <адрес> принадлежал отцу истца. После смерти У.Е. истец часто приезжал в данный дом, следил за его состоянием, предотвращал кражи, принимал меры к сохранности имущества от пала, обкашивая траву на придомовой территории.

Оценив заявленные требования, выслушав доводы представителя истца, третьего лица, заслушав свидетеля, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Отсутствие надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя    У.Е. на недвижимое имущество, а также принятие истцом наследства, право на которое не оформлено, но может быть подтверждено в рамках судебного разбирательства, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Свидетельством о расторжении брака подтверждается, что У.Е. и У.Л. расторгли брак на основании решения Октябрьского районного суда от 19 марта 2001 г.. Брак прекращен 30 марта 2001 года (л.д.16).

У.Л. умерла 24 мая 2019 года.

27 февраля 2005 г. умер У.Е., что следует из свидетельства о смерти (л.д.15).

У.И. и У.А. являются детьми У.Е. и У.Л., что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.18).

По вступлению в брак с З.Е. У.И. присвоена фамилия «З.» (л.д.19).

Как следует из справки ДЭК филиал «Дальэнергосбыт», задолженности по оплате электроэнергии по <адрес> нет.

Согласно сведениям КГКУ «УЗИ» правоустанавливающие документы на <адрес> отсутствуют (л.д.23).

8 июля 2015 г. составлен технический паспорт на вышеуказанный жилой дом (л.д.24-30). На техническом учете объект по адресу: <адрес> не состоит (л.д.22).

Выпиской из похозяйственной книги подтверждается наличие у истца У.А. права на земельный участок площадью 0,15 га по адресу: <адрес> (л.д.21). Право собственности У.А. на земельный участок в <адрес> зарегистрировано 31 января 2022 года, что следует из Выписки из ЕГРН.

Как следует из сообщения нотариуса, после смерти У.Е. наследственное дело не заводилось.

Договором купли-продажи от 21 декабря 1987 г. подтверждается, что У.Е. купил у Л.Л. жилой дом <адрес>. Данный договор удостоверен секретарем исполкома Галенковского сельского Совета (л.д.14). Показаниями свидетеля подтверждено, что указанный жилой дом находился в пользовании У.Е. и принадлежал ему на праве собственности.

Из сообщения администрации Октябрьского округа следует, что указанное жилое помещение не находится в муниципальной собственности.

    На основании ст.6 ФЗ "О государственной регистрации прав и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшее до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

    В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Анализ представленных к судебному исследованию доказательств позволяет суду считать доказанным, что недвижимое имущество - дом по адресу: <адрес> фактически принадлежало У.Е. по день его смерти, поэтому указанный жилой дом подлежит включению в состав имущества, оставшегося после смерти наследодателя.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт принятия наследства (пункт 9 части 2 статьи 264 ГПК РФ).

В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

    В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и закону. Согласно статьи 1113 ГК РФ, наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (статья 1134 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Согласно ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства. В соответствии со ст. ст. 1141 - 1142 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно ст.18 ГК РФ граждане (в числе прочего) могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество.

    В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

Доводы истца У.А. о принятии наследства после смерти отца подтверждаются справкой об отсутствии задолженности по оплате потребленной электроэнергии, выпиской из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности истца на земельный участок по <адрес>; показаниями свидетеля К.А., пояснившего, что после смерти отца истец пользуется домом и земельным участком. Доводы истца о том, что У.А. несет бремя содержания жилого помещения и фактически принял наследство в виде дома, ничем не опровергнуты.

Как следует из п.33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Учитывая, что одним из способов принятия наследства признаются действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п.2 ст.1153 ГК РФ), значимыми для разрешения настоящего дела являются установление того, имело ли место фактическое принятие наследства после смерти    У.Е. кем-либо из наследников, и установление наследников, его принявших.

Вышеприведенные доказательства свидетельствуют о том, что факт принятия истцом    наследства, выразившийся во вступлении во владение жилым домом в течение шести месяцев со дня открытия наследства, является бесспорным. Действия У.А., совершенные им в течение установленного законом срока для принятия наследства после смерти отца, выразившиеся в обработке земельного участка, поддержании в надлежащем состоянии жилого дома и принятии мер к его сохранности, указывают на    отношение истца к наследству как к своему собственному.

При этом доказательств принятия наследства остальными наследниками в материалы дела не представлено. С иском о включении спорного имущества в состав наследства, с требованиями о признании права собственности на него в порядке наследования иные наследники не обращались. Наследник З.И. пояснила суду, что не принимала наследства после смерти отца и не желает заявлять требований о признании за ней такого права.

Так как не представлено сведений о том, что после смерти наследодателя наследник З.И. претендовала на наследственное имущество, а принятие наследства одним наследником (У.А.) в силу ст.1152 ГК РФ не означает принятия наследства остальными наследниками, суд признает, что иных наследников, фактически принявших наследство после смерти    У.Е.,    кроме, У.А.    не имеется.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Из разъяснений, содержащихся в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды могут рассмотреть требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а также требования о признании права собственности в порядке наследования.

Вышеприведенными доказательствами подтверждается, что жилой дом <адрес> принадлежал наследодателю на день открытия наследства, в связи с чем является наследственным имуществом. Следовательно, требования У.А. о включении данного жилого дома в состав наследства, установлении факта принятия им наследства, открывшегося со смертью У.Е., и о признании за истцом в порядке наследования права собственности на спорный дом является обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований, заявленных истцом У.А..

    На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск У.А. - удовлетворить.

Включить в состав наследства, открывшегося после смерти У.Е., умершего 27 февраля 2005 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный .

    Установить факт приятия У.А. наследства после смерти отца У.Е., умершего 27 февраля 2005 года.

Признать за У.А. право собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, инвентарный .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 22 февраля 2022 года.

    Судья                                                                                 Е.Н.Севостьянова

2-122/2022 ~ М-67/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Удовик Алексей Евгеньевич
Ответчики
Администрация Октябрьского района
Другие
Сокова И.А.
Зорина Ирина Евгеньевна
Суд
Октябрьский районный суд Приморского края
Судья
Севостьянова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--prm.sudrf.ru
02.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2022Передача материалов судье
08.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2022Дело оформлено
30.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее