Дело № 2-909/2024
УИД 60RS0001-01-2023-011284-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2024 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при помощнике судьи Никитиной М.Б.
с участием истца Хирвонена С.П.
представителей ответчиков Васильевой Т.К., Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хирвонена С.П. к публично-правовому образованию «Российская Федерация» в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области о взыскании компенсации морального вреда, материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Хирвонен С.П. обратился в суд с иском к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области о взыскании компенсации морального вреда, материального ущерба, в обоснование указав, что в период содержания с 27.09.2023 по 04.10.2023 в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области ему не была предоставлена санитарная обработка, что привело к причинению нравственный страданий.
В связи с чем истец просит суд взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 21 000 рублей, материальный ущерб в размере 10 000 рублей.
Определением суда от 21.12.2023 в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечено публично-правовое образование «Российская Федерация» в лице ФСИН России.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям, в дополнение указав, что материальный ущерб обусловлен утратой личных вещей, которые пришли в негодность по причине отсутствия условий для стирки, санитарной и личной обработки. Доказательств утраты вещей и их стоимости у истца не имеется.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области в судебном заседании иск не признала, в возражение указав, что лица, находящиеся в камере, в которой содержался истец в указанный период, три раза выводились в банно-прачечный комбинат: 27.09.2023, 28.09.2023, 04.11.2023. Подозреваемым, обвиняемым не реже одного раза в неделю организуется помывка в душе продолжительностью 15 минут. Поскольку срок хранения видеозаписей с камер составляет один месяц, с учетом даты обращения истца в суд с иском, возможность их представления суду отсутствует. Какие-либо жалобы в период нахождения Хирвонена С.П. в СИЗО-1 не поступали.
Представитель ответчика ФСИН России в судебном заседании иск не признала, в возражение указав, что осужденному была предоставлена санитарная обработка, что подтверждено данными соответствующих журналов. По жалобе истца проведена прокурорская проверка, доказательств, подтверждающих доводы Хирвонена С.П., не установлены.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства прокуратуры Псковской области № 17-103-2024, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ).
Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно-следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.
При этом на потерпевшем лежит бремя доказывания обстоятельств, связанных с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит.
Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33).
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (часть 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (часть 2).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (части 10, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Условия и порядок содержания в следственных изоляторах регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу статей 15, 23 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу пункта 48 Приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» помывка осужденных к лишению свободы обеспечивается не менее двух раз в неделю с еженедельной сменой нательного белья и постельных принадлежностей (простыни, наволочка, полотенца).
В свою очередь пункт 32 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденных Приказом Минюста Российской Федерации от 04.07.2022 № 110 предусматривает помывку в душе не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых не менее 15 минут.
Из камерной карточки Хирвонена С.П. следует, что 27.09.2023 он поступил в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, при себе имел личные вещи: футболку, штаны спортивные, кроссовки, содержался в камерном помещении № 148, убыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области 04.10.2023 (л.д. 29-30, 31).
Из журнала учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-1 УФИН России по Псковской области следует, что 27.09.2023, 28.09.2023, 04.10.2023 лицам, содержащимся в камерном помещении № 148, предоставлялась санитарная обработка (л.д. 34-35).
Распорядок дня подозреваемых и обвиняемых, осужденных, находящихся в ФКУ СИЗО-1 УКФСИН России по Псковской области установлен Приказом ФКУ от 20.03.2023, помывка в бане, смена постельного белья согласно графику определены в период времени с 09.00 до 12.00, с 14.00 до 16.30 (л.д. 49).
По жалобе Хирвонена С.П. от 23.01.2024 проведена прокурорская проверка, в ходе которой опрошен младший инспектор Пислегин К.А., пояснивший, что Хирвонен С.П. прибыл в учреждение 27.09.2023, проходил санитарную обработку на следующий день согласно графику, составленному на сентябрь 2023 года.
Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Срок хранения архива видеозаписей составляет 30 суток, в связи с чем предоставить видеоматериалы, фиксирующие события в период с 27.09.2023 по 04.10.2023, не представляется возможным (л.д. 50).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из того, что в ходе рассмотрения дела не установлено, что ответчиками допущены какие-либо незаконные действия (бездействие), которые повлекли причинение истцу физических или нравственных страданий, доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиками личных неимущественных прав истца, не представлено, равно как и не представлены доказательства причинения имущественного вреда, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Хирвонену С.П. в удовлетворении иска к публично-правовому образованию «Российская Федерация» в лице ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области о взыскании компенсации морального вреда, материального ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья З.И. Пулатова
Мотивированное решение изготовлено 23.04.2024.