Дело № 2-820/2024
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 марта 2024 год г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
при секретаре судебного заседания Бунецком В.Л.,
с участием:
истца – Рыжей <данные изъяты>.,
представителя истца – Ткаченко В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжей <данные изъяты> к Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании нанимателем жилого помещения и возложении обязанности заключить договор социального найма,
с привлечением третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя,
установил:
Рыжая <данные изъяты> обратилась в суд с требованиями о признании за истцом право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>), а также обязать Департамент капитального строительства г. Севастополя заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Рыжая <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: <адрес>). Данная квартира была предоставлена истцу для проживания во время трудовой деятельности в Акционерном обществе «С. Перовской». Истица проживает в данной квартире постоянно со своим супругом, несет бремя содержания квартиры, оплачивает все необходимые жилищно-коммунальные платежи и производит текущий ремонт. ДД.ММ.ГГГГ с целью заключения договора социального найма Рыжая <данные изъяты> обратилась в Департамент капитального строительства г. Севастополя и ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление об отказе в предоставлении услуги «Заключение (изменение) договора социального найма» по причине не предоставления документов, подтверждающих право владения и пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма, решение о предоставлении жилого помещения, ордер или копия ордера, заверенная надлежащим образом, договор об обмене жилыми помещениями и их копии).
Департамент капитального строительства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах не явки суд не уведомили.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд нашел возможным, рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, судом установлено, что согласно справке ПАО «С. Перовской» № от ДД.ММ.ГГГГ Рыжова <данные изъяты> действительно находилась в трудовых отношениях с ПАО «С. Перовской» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора (л.д. 10).
Согласно справке Акционерного общества «С. Перовской» № от ДД.ММ.ГГГГ Рыжова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, работала на ЗАО «С. Перовской» с ДД.ММ.ГГГГ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, обработчиком виноматериалов 2 разряда, после переведена на постоянную работу ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), уволена ДД.ММ.ГГГГ (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), что подтверждается записями в трудовой книге и личной карточкой работника (л.д. 11).
Согласно справке ООО «ВЕЙН УНД ВАССЕР» № от ДД.ММ.ГГГГ, Рыжова <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно работает в организации ООО «ВЕЙН УНД ВАССЕР» в должности винообработчика с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (Приказ о приеме № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 12).
Уведомлением Акционерного общества «С. Перовской» № от ДД.ММ.ГГГГ жильцы домов <адрес> проинформированы, что предприятие не возражает против передачи квартир в собственность граждан, которые проживают в указанных домах и получили данные квартиры на законных основаниях. Также указано, что предприятие готово рассмотреть вопрос о передаче домов в собственность города, при согласии Главного управления имущественных и земельных отношениях Правительства города Севастополя принять эти дома (л.д. 29).
В соответствии с договором пользования жилой площадью в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между Коммунальное предприятие ГУПС «УК «Общежитие Севастополя» и Рыжая <данные изъяты> последней предоставлена жилая площадь в общежитии, расположенном в <адрес>. Проживающий вселяется на предоставленную площадь, согласно выдаваемого ордера, с соблюдением норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Примерного положения об общежитиях и Правил внутреннего распорядка в общежитиях ГУПС «УК «Общежития Севастополя». Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).
Предоставленная истцу жилая площадь имела статус служебного жилого помещения.
Информационным письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № 4095/05-05-21/18 от 20 февраля 2018 года, в ответ на обращение Администрации Президента Российской Федерации по вопросу заключения договоров социального найма граждан проживающих по адресу: <адрес> разъяснено, что процедуре заключения договора социального найма предшествует процедура включения объекта недвижимости (жилая комната и др.) в Реестр собственности города Севастополя. Для включения объекта недвижимости в Реестр собственности города Севастополя, необходимо предоставить в адрес Департамента копии документов подтверждающих право пользования помещением граждан проживающих по адресу: <адрес> (ордер на вселение, технический паспорт (план) помещения, копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации и т.д.). После включения в Реестр города Севастополя отдельных жилых комнат и иных жилых помещений, расположенных в здании общежития, для предоставления государственных услуг, оказываемых Департаментом капитального строительства города Севастополя заявителю необходимо обратиться в государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» для заключения договора социального найма, с определённым пакетом документов (л.д. 28).
Согласно акту о проживании от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного директором ГБУ «Госжилфонд», Рыжая <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Григорова <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Рыжий <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на дату составления акта проживают по адресу: <адрес> (л.д. 26).
ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Заключение договора социального найма».
Уведомлением Департамента капитального строительства города Севастополя № ОДН-20-216 от 09 апреля 2020 года Рыжей <данные изъяты> на основании Распоряжения Департамента капитального строительства города Севастополя № 642-р/2020 от 09 апреля 2020 года отказано в заключении (изменении) договора социального найма на основании подпунктов 1, 6 пункта 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя, утвержденного приказом Департамента от 27 сентября 2016 года № 131-а/2016. Установлено, за предоставлением государственной услуги обратилось лицо, не являющееся получателем государственной услуги в соответствии с Административным регламентом, а именно, заявителями на получение государственной услуги являются физические лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также лица, которым ранее, до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, было предоставлено во владение и пользование жилое помещение на условиях социального найма, постоянно зарегистрированные в данном жилом помещении. Согласно предоставленных документов, граждане Российской Федерации: Рыжая <данные изъяты> Рыжий <данные изъяты>., Григорова <данные изъяты> не зарегистрированы по адресу: <адрес>. Установлено, что Рыжей <данные изъяты> не предоставлены документы, предусмотренное в пункте 2.6.1. Административного регламента, а именно: копии всех предшествующих договоров, на основании которых у заявителя, лиц, зарегистрированных совместно с заявителем, лиц, имеющих право пользования жилым помещением, возникло право пользования жилым помещением, в отношении которого подано заявление (при наличии указанных договоров); копии ордера или выписки из решения органа исполнительной власти о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма жилого помещения (при наличии) и их копии (л.д. 23).
Исследовав и оценив, представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи суд исходит из следующего.
Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Поскольку истец и члены ее семьи были вселены в спорное жилое помещение до принятия города Севастополя в Российскую Федерацию, то в данном случае необходимо руководствоваться нормами права, действовавшими на тот период времени, то есть Жилищным кодексом Украинской ССР.
Согласно статье 118 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работ или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения, как правило, выделяются отдельные квартиры.
В соответствии со статьей 121 Жилищного кодекса Украинской ССР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, организации, учреждения, правления колхоза, органа управления иной кооперативной или иной общественной организации.
На основании решения о предоставлении служебного жилого помещения исполнительный комитет районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает гражданину специальный ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 122 Жилищного кодекса Украинской ССР).
Таким образом, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца и членов ее семьи в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 10 июля 2019 года № 6290-РДИ внесены изменения в Реестр собственности города Севастополя в отношении спорной квартиры, данный объект принят к учету как «Жилое помещение (квартира)».
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.
Частью 2 статьи 10 Закона города Севастополя от 5 июня 2019 года № 507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» предусмотрено, что правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с правом пользования спорной квартирой применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Частью 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи 3 ЖК РФ о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся в жилое помещение.
Как усматривается из материалов дела, истец является плательщиком коммунальных услуг.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что истец вселена в спорное жилое помещение на законном основании, несет бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, пользуется спорным жилым помещением как единственным постоянным местом жительства. Ответчиком указанные обстоятельства не оспорены.
Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено истцу на законных основаниях. Данное жилое помещение является единственным местом жительства истца, до настоящего времени он исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения. Вселение в жилое помещение и проживание в жилом помещении на протяжении длительного времени свидетельствуют о фактическом заключении с истцом договора социального найма на занимаемое жилое помещение. Иные лица требований относительно данного жилого помещения не заявляли.
При этом отсутствие (утрата) ордера на жилое помещение само по себе не может препятствовать осуществлению заявителем прав нанимателя жилого помещения, поскольку закон не предусматривает таких последствий утраты ордера, как лишение права пользования занимаемым жилым помещением.
При таких обстоятельствах истец вселился в спорное жилое помещение законно и имеет право пользования данным жилым помещением.
Таким образом, отказ Департамента капитального строительства города Севастополя в предоставлении Рыжей <данные изъяты> государственной услуги заключении (изменении) договора социального найма не основан на законе.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Нахимовский районный суд города Севастополя
решил:
исковые требования Рыжей <данные изъяты> – удовлетворить.
Признать за Рыжей <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением на условиях Договора социального найма, расположенным по адресу: <адрес>.
Возложить на Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Рыжей <данные изъяты>, Договор социального найма жилого помещения, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 29 марта 2024 года.
Судья В.Л. Радовиль