Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2512/2023 ~ М-1851/2023 от 03.07.2023

                                                 Дело № 2-2512/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 сентября 2023 года                                                               город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Карманова К.А.,

при секретаре судебного заседания – Корчагиной М.С.,

с участием:

прокурора – Черной Е.А.,

представителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя – Орлова В.А.,

представителя государственного казенного учреждения «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» - Молчанова Е.В.,

представителя государственного бюджетного учреждения «Севастопольский автодор» - Симоновой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, государственному казенному учреждению «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное бюджетное учреждение «Севастопольский автодор», о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит:

- обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда профинансировать государственному казенному учреждению «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» работы по оборудованию автомобильной дороги 67 Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» км. 0+000 – км. 0+535 тротуаром для пешеходов;

- обязать государственное казенное учреждение «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» в течение 6 месяцев со дня получения финансирования оборудовать автомобильную дорогу 67 Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» км. 0+000 – км. 0+535 тротуаром для пешеходов; оборудовать остановку общественного транспорта «11 километр <адрес>» в сторону <адрес> остановочным комплексом.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>».

В ходе проведения проверки установлено, что деятельность по содержанию и ремонту автомобильной дороги общего пользования 67 ОП МЗ 67 Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» <адрес> не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и их нормативному состоянию, не обустроена тротуаром для пешеходов, что не соответствует требованиям п.п. 4.5.1.1 ФИО8 52766-2007, а также отсутствует остановочный комплекс.

Непринятие ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.

В судебном заседании прокурор требования иска поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>», и представитель ответчика Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, по возражениям, представленным в материалы дела.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержала позицию представителя ответчика ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>».

Заслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Прокуратурой города проведена проверка исполнения об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в ГКУ <адрес> «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» (далее – ГКУ «Дирекция»).

Статьей 12 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Федерального закона № 196-ФЗ задачами данного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

На основании п. 5 ст. 3 указанного Федерального закона к элементам обустройства автомобильных дорог, относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии со ст. 2 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О Правительстве Севастополя» (далее - Закон -ЗС) Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти <адрес>, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти <адрес>, и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям Губернатора.

Согласно ст. 26 Закона ЗС Правительство Севастополя разрабатывает и осуществляет городскую политику в области развития городской инфраструктуры и обеспечения единства городского хозяйства.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП (далее - Положение о Департаменте), Департамент является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сфере формирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, входящим в систему исполнительных органов власти <адрес> и финансируемым за счет средств бюджета <адрес>.

Согласно п. 2 Положения о Департаменте целями деятельности данного исполнительного органа является обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства, обеспечивающего социально- экономические потребности населения <адрес>.

При этом в соответствии с п. 3 Положения о Департаменте основными задачами деятельности исполнительного органа является обеспечение безопасного и устойчивого развития транспортного комплекса, формирование современного транспортного комплекса и моделей управления транспортным комплексом, сохранение и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

В силу пп. 9, 15 п. 9.10 Положения о Департаменте для реализации указанных целей и задач Департамент осуществляет выполнение функции государственного заказчика на разработку концепций, проектов, схем, норм и программ развития и функционирования транспортной системы и дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствии с адресной инвестиционной программой, а также по другим направлениям деятельности в соответствии с законами <адрес>, иными правовыми актами; координацию в пределах своей компетенции деятельности организаций, осуществляющих работы по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и дорожных объектов, вне зависимости от ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

Согласно п. 2.2 Устава Государственного казенного учреждения <адрес> «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>», утвержденного приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ -о, к основным целям деятельности учреждения относится: осуществление функций заказчика для обеспечения государственных нужд в сфере дорожной деятельности и транспорта на территории <адрес>, поддержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в надлежащем эксплуатационном состоянии, в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и груза, улучшение условий для безопасного дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Вопреки вышеуказанному законодательству деятельность по содержанию и ремонту автомобильной дороги 67 ОП МЗ Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и ее нормативному состоянию.

В соответствии с п. 5.3.1 ФИО8 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст (далее – ФИО8 52766-2007), остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями настоящего стандарта и ГОСТ 33062.

Также п. 5.3.2 ФИО8 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах.

Между тем, в нарушение требований п. 5.3.1, 5.3.2 ФИО8 52766-2007 на месте остановки общественного транспорта «11-й километр <адрес>» в сторону <адрес> отсутствует остановочный комплекс.

В соответствии с пп. 4.5.1.1 ФИО8 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не ФИО1 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.

В нарушение пп. 4.5.1.1 ФИО8 52766-2007 автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения 67 Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» км 0+000 – км 0+535 не обустроена тротуаром для пешеходов.

Из приведенных выше положений нормативно-правовых актов следует, что обязанность по содержанию указанных автодорог и тротуара в соответствии с требованиями законодательства в сфере безопасности дорожного движения возложена на ответчиков.

В ходе судебного разбирательства суду представлена копия государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ -ЕП-2023, заключенного между ГКУ «Дирекция» и ООО «М-Инжиниринг» на выполнение работ по устройству остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности <адрес>. В перечень участков по выполнению работ, являющийся приложением к названному контракту, входит остановочная площадка «поворот на <адрес>».

Согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Как установлено судом, автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ и от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ находятся в оперативном управлении ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>».

Непринятие ГКУ «Дирекция» и Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> необходимых и своевременных мер по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности создает угрозу безопасности участникам дорожного движения.

При этом представителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> суду не предоставлены доказательства осуществления финансирования в полном объеме мероприятий по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда, которое имеет значение для большого круга лиц, в разумный срок, судом выполнено.

Суд, исходя из принципа разумности и с целью обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, устанавливает следующий срок устранения нарушений: для Департамента – в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы ГКУ «Дирекция» по приведению автомобильной дороги в надлежащее состояние, в том числе оборудование ее тротуаром для пешеходов, и для ГКУ «Дирекция» – в течение 6 месяцев со дня получения финансирования для выполнения требуемых работ, исходит из того, что данный срок отвечает.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

Р Е Ш И Л:

исковое заявление удовлетворить.

Обязать Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> (ИНН 9204562702) в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда профинансировать государственному казенному учреждению «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» работы по оборудованию автомобильной дороги 67 Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» км. 0+000 – км. 0+535 тротуаром для пешеходов.

Обязать государственное казенное учреждение «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>» (ИНН 9200001167) в течение 6 месяцев со дня получения от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> соответствующего финансирования организовать оборудование дороги 67 Н-1236 «проезд: ЖСТИЗ «Дергачи» - СТ «Дергачи-3» - СТ «Дергачи-2» - «СТ «Дергачи-4» км. 0+000 – км. 0+535 тротуаром для пешеходов; оборудование остановки общественного транспорта «11 километр <адрес>» в сторону <адрес> остановочным комплексом (автомобильная дорога 67 Н-11 «Подъезд к <адрес>»).

Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                   К.А. Карманов

2-2512/2023 ~ М-1851/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Балаклавского района города Севастополя
Ответчики
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
ГКУ "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя"
Другие
ГБУ "Севастопольский Автодор"
Суд
Ленинский районный суд города Севастополя
Судья
Карманов Кирилл Андреевич
Дело на странице суда
leninskiy--sev.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
10.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Подготовка дела (собеседование)
10.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2023Судебное заседание
02.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее