Дело № 2-8320/2023
УИД 66RS0004-01-2023-009057-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года г. Екатеринбург
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2023 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Москалевой Ю.В.,
при секретаре Темировой А.И.,
с участием представителя истца Рами Е.С., ответчика Черепановой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) к Черепановой И. С. (<данные изъяты>), Черепановой М. Н. (<данные изъяты>) о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительной сделки.,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилось в суд с иском к ответчику Черепановой И.С. с требованиями о признании недействительным договора страхования от <//> № ТВ 1600320, применении последствий недействительности сделки, взыскании государственной пошлины в размере 6000 рублей. В обоснование требований указано, что <//> между истцом и Черепановым А.Г. на основании заявления на страхование, Правил кредитного страхования от несчастных случаев и болезней от <//>, кредитного договора № АN-21/128589 от <//>, индивидуальных условий, изложенных в полисе страхования, заключен договор страхования № ТВ 1600320 с периодом страхования с <//> по <//>. оплаченная страховая премия составила 109599 рублей, застрахованное лицо – Черепанов А.Г. по договору страхования застрахован в том числе риск смерти застрахованного лица в результате болезни произошедшей в период действия договора страхования. Договор страхования истцом заключен исходя из сообщенных застрахованным лицом в заявлении на страхование сведений о состоянии его здоровья. <//> Черепанова И.С. (супруга застрахованного) обратилась к страховщику с заявлением о страховом случае по риску «смерть» в связи со смертью Черепанова А.Г. <//>. <//> истцом ответчику направлен отказ в выплате страхового возмещения в связи с тем, что смерть застрахованного лица наступила в результате заболевания диагностированного до заключения договора страхования № ТВ 1600320, указанное событие не является страховым случаем. Согласно полученным документам, Черепанов А.Г. имел заболевание, которое стало причиной смерти, о чем он не указал в заявлении на заключение договора страхования. На основании ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации просят признать договор страхования от <//> № ТВ 1600320 признать недействительным, поскольку Черепанов А.Г. намеренно умолчал об обстоятельствах относительно своего состояния здоровья, сообщил заведомо не соответствующие действительности сведения об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечена Черепанова М.Н.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований истца в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Черепанова И.С. в судебном заседании с требованиями истца не согласилась, указав, что между ней и истцом заключено <//> соглашение о расторжении договора страхования от <//> № ТВ 1600320, которое не исполнено истцом.
Ответчик Черепанова М.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки в судебное заседание не представила.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признал неявку в судебное заседание ответчика Черепановой М.Н. неуважительной и возможным рассмотрение дела в её отсутствии.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, на основании заявления на страхование Черепанова А.Г. от <//>, Правил кредитного страхования от несчастных случаев и болезней от <//>, кредитного договора № АN-21/128589 от <//>, индивидуальных условий изложенных в полисе № ТВ 1600320, <//> между истцом и Черепановым А.Г. заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней, в соответствии с которым истцом застрахован Черепанов А.Г. по рискам: Смерть в результате несчастного случая или болезни, произошедших в период действия договора страхования («Смерть»); постоянная утрата застрахованным трудоспособности с установлением 1 группы инвалидности в результате несчастного случая или болезни, произошедших в период действия договора страхования («Инвалидность»), период страхования: с <//> по <//>, выгодоприобретатели: застрахованный/наследники застрахованного, страховая сумма – 876702 рубля, страховая премия – 109599 рублей.
<//> Черепанов А.Г. умер, согласно справке о смерти причина смерти: эмболия легочная с острым cor pulmonale 126.0; новообразование злокачественное первичное верхних долей легкого С34.1; болезнь сердца ишемическая, диагностированная специальными методами исследования, но протекающая в данное время бессимптомно, уточненной формы 125.8.
Согласно наследственному делу наследниками Черепанова А.Г. являются Черепанова И.С., Черепанова М.Н.
<//> Черепанова И.С. обратилась к истцу с заявлением о страховом случае по риску смерти по полису комплексного ипотечного страхования.
<//> истец направил Черепановой И.С. отказ в выплате страхового возмещения в связи с тем, что смерть застрахованного Черепанова А.Г. наступила в результате заболевания, диагностированного до заключения договора страхования лот <//> № ТВ 1600320.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом.
Согласно статьям 9, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии с п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании пункта 1 статьи 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
В соответствии с пунктом 1 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размере возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику. Существенными признаются во всяком случае обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе. Если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 944 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 178 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
В силу пункта 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Заключая договор в письменной форме, подписывая его и иные документы, гражданин, действуя добросовестно и разумно, обязан ознакомиться с условиями договора и приложениями к договору. Подписание договора предполагает его ознакомление и согласие с условиями этого договора и гарантирует другой стороне по договору его действительность и исполнимость.
Обманом считается намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Как следует из п. 10 Обзора практики рассмотрения судами споров, возникающих из отношений по добровольному личному страхованию, связанному с предоставлением потребительского кредита, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <//>, сообщение заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья застрахованного при заключении договора добровольного личного страхования является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, а также для признания такого договора недействительным, если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в ч. 1 ст. 944 данного Кодекса. При этом страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч. 3 ст. 944 настоящего Кодекса). Однако для этого необходимо, чтобы заболевание, в связи с которым наступил страховой случай, было получено до заключения договора.
В материалы дела истцом представлено стандартное заявление, подлежащее заполнению страхователем при заключении договора страхования, в котором Черепанов сообщил сведения о состоянии своего здоровья, а именно указал в том числе, что не обращался за последние 12 месяцев за медицинской помощью с симптомами заболеваний, окончательный диагноз по которым еще не был поставлен, или в связи с которыми рекомендовано дельнейшее медицинское наблюдение или лечение, не имеет злокачественных м доброкачественных новообразований и/или болезней системы крови, костного мозга, селезенки и/или иммунной системы, не страдает заболеванием почек, сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, не страдает заболеваниями дыхательной системы, требующими лечения в течение более трех недель в течение последнего года. Указанные сведения им были подтверждены также в полисе страхования от <//> № ТВ 1600320.
Из представленных в материалы дела документов, установлено, что до даты заключения оспариваемого договора страхования от <//> № ТВ 1600320 – <//> Черепанову А.Г. поставлен диагноз сахарный диабет 2 типа, <//> поставлен диагноз – неопределенное новообразование трахеи, бронхов и легкого, <//> поставлен диагноз – злокачественное новообразование верхней доли левого легкого сТ4сN3cМх IIIВ стадия.
Принимая во внимание данные ведения, суд признает, что при заключении договора Черепановым А.Г. сообщены истцу недостоверные сведения о состоянии своего здоровья, то есть сообщил заведомо ложные сведения об отсутствии у него заболеваний, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков и в силу упомянутых выше положений п. п. 1, 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений, относящихся к вероятности наступления страхового случая, влечет последствия в виде признания договора страхования от <//> № ТВ 1600320 недействительным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, применяются последствия недействительности сделки, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Признавая договор страхования от <//> № ТВ 1600320, заключенный между истцом и Черепановым А.Г. недействительным, суд применяет последствия недействительности сделки – взыскание в пользу наследников Черепанова А.Г. – Черепановой И.С., Черепановой М.Н. страховой премии, уплаченной при заключении договора страхования, соразмерно их наследственным долям (Черепанова И.С. – 3/4 доли, Черепанова М.Н. – 1/4 доли), а именно в пользу каждого ответчика по 54799 рублей 50 копеек.
Доводы ответчика Черепановой И.С. о том, что между истцом и ней заключено соглашение о расторжении договора суд не принимает во внимание, поскольку договор страхования от <//> является недействительным с момента его заключения в силу положений ч.1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, более того соглашение о расторжении договора заключено без участия наследника Черепанова А.Г. – Черепановой М.Н., к которой в силу закрепленного пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации принципа универсальности наследственного правопреемства перешли права и обязанности наследодателя Черепанова А.Г. соразмерно доли в праве на наследство.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорциональные размеру удовлетворенных требований.
Удовлетворяя требования истца с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально размеру удовлетворенных требований – по 3000 рублей с каждого ответчика.
Руководствуясь положениями ст. 410 Гражданского кодекса Российской Федерации, при взыскании денежных средств как с истца в пользу ответчиков, так и с ответчиков в пользу истца, суд полагает необходимым произвести зачет требований, окончательно взыскать с ответчиков по 51799 рублей 50 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 56, 57, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) к Черепановой И. С. (<данные изъяты>), Черепановой М. Н. (<данные изъяты>) о признании договора страхования недействительным, применении последствий недействительной сделки удовлетворить.
Признать договор страхования от <//> № ТВ 1600320, заключенный между Страховым акционерным обществом «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) и Черепановым А. Г. недействительным.
Взыскать со Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) в пользу Черепановой И. С. (<данные изъяты>) страховую премию в размере 54799 рублей 50 копеек.
Взыскать со Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) в пользу Черепановой М. Н. (<данные изъяты>) страховую премию в размере 54799 рублей 50 копеек.
Взыскать с Черепановой И. С. (<данные изъяты>) в пользу Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Взыскать с Черепановой М. Н. (<данные изъяты>) в пользу Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Произвести зачет взыскиваемых сумм.
Взыскать со Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) в пользу Черепановой И. С. (<данные изъяты>) 51799 рублей 50 копеек.
Взыскать со Страхового акционерного общества «РЕСО-Гарантия» (ИНН 7710045520) в пользу Черепановой М. Н. (<данные изъяты>) 51799 рублей 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Ю.В. Москалева