Дело №2-36/2022
Категория 2.209
УИД 39RS0013-01-2021-000830-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г.Озерск
Озерский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мурашко Н.А., при секретаре Кореневской В.А., с участием представителя истца прокуратуры Озерского района Калининградской области - помощника прокурора Озерского района Калининградской области Крижановского А.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» Азарян А.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» об обязании устранить нарушения федерального законодательства в области дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Озерского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в порядке ст.45 ГПК РФ в суд с названным выше иском, указав в обоснование своих требований, что проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании муниципальных дорог установлены нарушения в указанной сфере со стороны администрации муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области (решением Окружного Совета депутатов муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области от 30.11.2021 № 103 администрация муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области с 01.01.2022 переименована в администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области, далее по тексту – администрация «Озерского муниципального округа Калининградской области).
Статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Федерального закона) в качестве основной задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются статьей 12 Федерального закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их эксплуатации содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, а также наличие дорожных знаков, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.
В силу требований части 5 и 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность, к числу которой отнесено и обеспечение элементов обустройства автомобильных дорог, то есть обустройство сооружений, к которым, относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу требований части 2 статьи 46 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
В ходе проведенной в ДД.ДД.ДД года проверки на основании обращения жителей пос. Конево Озерского городского округа было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», администрацией МО «Озерский городской округ» не обеспечено соответствие состояния участка автомобильной дороги протяженностью 1330 метров от дома № пос. Конево до автомобильной дороги «Озерск-Отпор» при ее эксплуатации, содержания установленным правилам, стандартам, техническим нормам.
С целью устранения выявленных нарушений ДД.ДД.ДД в адрес главы администрации МО «Озерский городской округ» внесено представление. Внесенное представление было рассмотрено, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Таким образом, выявленные в ходе проведенной проверки обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации со стороны администрации муниципального образования «Озерский городской округ» возложенной на нее обязанности по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, истец просил возложить на администрацию МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 01 августа 2022 года на участке автомобильной дороги от дома № п. Конево Озерского района Калининградской области до автомобильной дороги «Озерск – Отпор», протяженностью 1330 метров, устранить повреждения дорожного покрытия в виде выбоин.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Озерского района Калининградской области Крижановский А.С. заявленные исковые требования поддержал по доводам искового заявления, уточнив, что просит возложить на администрацию МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области» обязанность в срок до 01 ноября 2022 года устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: на участке автомобильной дороги от дома № п. Конево Озерского района Калининградской области до автомобильной дороги «Озерск – Отпор», протяженностью 1330 метров, устранить повреждения дорожного покрытия в виде выбоин.
Представитель ответчика администрации МО «Озерский муниципальный округ» Азарян А.Т., действующий на основании доверенности, исковые требования признала, при этом пояснила, что автомобильная дорога от дома № п. Конево Озерского района до автомобильной дороги «Озерск – Отпор», протяженностью 1330 метров, включена в реестр муниципального имущества МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области», в связи с чем обязанность по содержанию и обслуживанию указанной автомобильной дороги относится к компетенции администрации МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области». Постановлением главы администрации МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области» № от ДД.ДД.ДД запланирован ряд мероприятий по ремонту автомобильных дорог. Ремонт спорной автомобильной дороги включен в план мероприятий на 2022 г. по ремонту автомобильных дорог, выполняемого за счет средств муниципального бюджета «Дорожный фонд». Таким образом, требование прокурора может быть исполнено без нарушения законодательства.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Черняховский», надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель третьего лица в суд не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав мнение участвующих в деле лиц, суд полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц.
В силу ст.12 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года содержание дорог на территории РФ должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу требований ст.ст.6, 13, 18 названного Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно п.5 ч.1 ст.16, ч.1 ст.37 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, обеспечение безопасности дорожного движения, а также осуществление муниципального контроля за сохранностью дорог, относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа. При этом местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляя дорожную деятельность, в виде ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения, за счет средств местных бюджетов, а также иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования (ч.1 ст.34 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, определены Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст ( ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с п.5.2.4 таблица 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0.06 м2, или более.
Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как видно из акта проверки соблюдения законодательства от ДД.ДД.ДД, составленного государственным инспектором ДПС ОГИБДД МС МВД России «Черняховский» Бадеевым Е.В., на автодороге местного значения от дома № п. Конево Озерского района Калининградской области до автомобильной дороги «Озерск – Отпор», протяженностью 1330 метров, имеются выбоины, предельные размеры которых превышают нормы ГОСТ Р50597-2017.
Установленные в ходе проверки прокуратурой обстоятельства, зафиксированные в акте, факты наличия выбоин на проезжей части спорной автомобильной дороги, представителем ответчика не оспариваются.
Необходимость принятия мер по обеспечению дорожного движения и устранению повреждений в виде выбоин, образовавшихся на покрытии проезжей части автомобильной дороги от дома № п. Конево Озерского района Калининградской области до автомобильной дороги «Озерск – Отпор», протяженностью 1330 метров, подтверждена в судебном заседании.
Как установлено судом, спорная автомобильная дорога является дорогой общего пользования местного значения, находится в границах Озерского муниципального округа, муниципальное образование «Озерский муниципальный округ Калининградской области» является собственником указанной автомобильной дороги.
Анализ приведенных выше норм закона позволяет сделать вывод о том, что полномочия собственника автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» осуществляет администрация МО «Озерский муниципальный округ Калининградской области», на которую и возложено бремя их содержания.
Ненадлежащее качество дорожного покрытия создает повышенную опасность дорожному движению.
Таким образом, ненадлежащее исполнение ответчиком требований законодательства в области осуществления дорожной деятельности влечет нарушение прав неограниченного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Учитывая, что признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиком иска, что в силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ влечет удовлетворение исковых требований прокурора.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из характера заявленных требований, с учетом необходимости обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает, что надлежит установить срок исполнения решения до 01 ноября 2022 года. Данный срок будет достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Озерского района Калининградской удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Озерский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 01 ноября 2022 года на участке автомобильной дороги от дома № п. Конево Озерского района Калининградской области до автомобильной дороги «Озерск – Отпор», протяженностью 1330 метров, устранить повреждения дорожного покрытия в виде выбоин.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 08 февраля 2022 года.
Судья