О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 сентября 2021 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Навроцкой Н.А.
при помощнике судьи Зайцеве С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1412/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АВАНТАЖ» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости
У С Т А Н О В И Л :
ООО «АВАНТАЖ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости, просило суд установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 752,8кв.м., расположенного по адресу: г<адрес>, в размере его рыночной стоимости 16 780 937 рублей по состоянию на 14.12.2018 г.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение, общей площадью 752,8кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №. Кадастровая стоимость нежилого помещения составляет 22 565 285,39 рублей. При этом рыночная стоимость нежилого помещения, согласно отчету об оценке, составляет 16 780 937 рублей. Кадастровая стоимость значительно превышает его действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, как собственника помещения.
Представители административного истца, Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО «АВАНТАЖ» подлежат оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Частью 22 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ. Установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение. О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и не рассмотрения ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято Комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", согласно которому предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (далее - переходный период).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке").
Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Согласно пункту 6 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом
Из текста административного искового заявления следует, что административный истец оспаривает кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 17.03.2021 года, актом определения кадастровой стоимости земельных участков, утвержденным ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области 14.12.2018 года, кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена по состоянию на 14.12.2018 года основание определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - в связи с образованием объекта недвижимости п. 3.1 Порядка составляет 22 565 285,39 рублей.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об определении рыночной стоимости нежилого помещения ООО «Регион» от 12.04.2021 года № 18-02р/21, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 14.12.2021 года составляет 16 780 937 рублей.
Доказательств обращения ООО «АВАНТАЖ» в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения, суду не представлено.
Обращение представителя ООО «АВАНТАЖ» в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости не может служить подтверждением соблюдения досудебного порядка.
Как отражено ранее и разъяснено в ответе министерства имущественных отношений Самарской области порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен ст.22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, или многофункциональный центр.
В силу части 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22 и 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в течение которого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 указанного закона для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
До завершения переходного периода в субъекте Российской Федерации в случае отсутствия принятого решения, положения ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
Поскольку соответствующее решение Правительством Самарской области не принималось Федеральный закон Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», не предусматривающий обязательное обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, не применим.
Административному истцу надлежало обратиться в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Учитывая, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, доказательств обратному не предоставлено, суд полагает, что административное заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
В соответствии со статьей 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 196, ст. 197, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Оставить без рассмотрения административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АВАНТАЖ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения.
Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней.
Председательствующий: Н.А. Навроцкая