Дело № 2-270/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации19 июня 2020 года р.п. Климово
Климовский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Цупиковой Н.В.,
с участием помощника прокурора Климовского района Брянской области Телкина В.И.,
истца Коряко А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коряко А.Ю. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице УФК по Брянской области о компенсации морального вреда, причиненного незаконным осуждением, в размере 200000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Коряко А.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Брянской области, в котором просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, причиненного незаконным осуждением, в размере 200000 рублей. В обоснование иска указала, что приговором Климовского районного суда Брянской области от 16 августа 2010 года она была осуждена по 4 преступлениям, предусмотренным ч.3 ст. 30 – п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В срок отбытия наказания было зачтено время её содержания под стражей с 12 апреля 2010 года (1 день). Постановлением Президиума Брянского областного суда от 23 октября 2013 года приговор Климовского районного суда по трем эпизодам преступлений был отменен, производство по ним прекращено в связи с отсутствием состава преступления, признано право Коряко А.Ю. на реабилитацию, постановлено считать её осужденной к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Срок отбытия наказания истек 15 августа 2013 года, освобождена она была только 19 декабря 2013 года. Лишний срок отбывания наказания составляет 4 месяца 4 дня. Незаконным осуждением ей был причинен моральный вред, который она оценивает в размере 200000 рублей с учетом степени и характера физических и нравственных страданий, вызванных продолжительностью излишнего срока нахождения в местах лишения свободы.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, предоставил заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие, считал заявленные истцом требования завышенными и не подлежащими удовлетворению в указанном ею размере.
Лица, участвующие в деле, не возражали рассмотреть его в отсутствие представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, предоставившего заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие и выразившего своё мнение по иску.
В судебном заседании истец Коряко А.Ю. просила суд удовлетворить заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель третьего лица Брянской областной прокуратуры помощник прокурора Климовского района Брянской области Телкин В.И. считал исковые требования Коряко А.Ю. подлежащими частичному удовлетворению в размере 100000 рублей, с учетом степени и характера причиненных ей физических и нравственных страданий в связи с излишним временем нахождения в исправительной колонии общего режима.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьями 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца третьего статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Исходя из смысла приведенных положений закона право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает у лица при наличии реабилитирующих оснований.
При этом, в случае незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного осуждения, сам по себе факт причинения гражданину в результате этого нравственных или физических страданий предполагается изначально, в связи с чем доказыванию не подлежит.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, приговором Климовского районного суда Брянской области от 16 августа 2010 года Коряко А.Ю. была признана виновной в совершении четырех преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30 – п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ, за каждое из которых с применением ст. 64 УК РФ ей было назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы без штрафа, без ограничения свободы, в соответствии с ч.3 ст. 69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Наказание исчислено ей с 16 августа 2010 года, в срок отбытия наказания зачтено время её содержания в ИВС 12 апреля 2010 года.
Постановлением Президиума Брянского областного суда от 23 октября 2013 года приговор Климовского районного суда Брянской области от 16 августа 2010 года в части осуждения Коряко А.Ю. по ч.3 ст. 30- п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ по эпизодам от 27 ноября, 16 и 23 декабря 2009 года отменен, производство в этой части прекращено за отсутствием состава преступления в её действиях, за Коряко А.Ю. было признано право на реабилитацию; Коряко А.Ю. постановлено считать осужденной по ч.3 ст. 30- п. «а» ч.2 ст. 228.1 УК РФ с применением ст. 64 УК РФ к трем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима; в остальной части приговор оставлен без изменения.
Таким образом, с учетом внесенных Постановлением Президиума Брянского областного суда изменений в приговор Климовского районного суда Брянской области, вынесенный в отношении истца, срок отбывания наказания Коряко А.Ю. истек 15 августа 2013 года. Из информации ИЦ УМВД России по Брянской области следует, что Коряко А.Ю. была освобождена из мест лишения свободы 17 декабря 2013 года.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства применительно к положениям вышеназванных норм закона, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
По правилам п. 1 и 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
По правилам ч. 1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от20.12.94 г. N10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Разъяснения, содержащиеся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от29.11.11 г.N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", указывают на то, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих об объеме нравственных страданий, вызванных незаконным осуждением и незаконным привлечением истца к уголовной ответственности (обвинение в покушении на совершение трех тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности), длительность нахождения под бременем ответственности за преступления, которые она не совершала, продолжительностью нахождения в исправительной колонии общего режима с момента истечения срока отбывания наказания (4 месяца 2 дня), а также учитывает индивидуальные особенности истца (её пол, возраст, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка), характер и степень её нравственных страданий, время, прошедшее с момента причинения морального вреда.
С учетом указанных выше обстоятельств, а также требований разумности, справедливости и соразмерности суд обоснованно определяет размер компенсации морального вреда в сумме 150000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 200000 ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 150000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 24 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.