Решение
Именем Российской Федерации
6 мая 2022 года город Ефремов Тульской области
Ефремовский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Гришина И.В.,
при секретаре судебного заседания Прониной К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-562/2022 по иску прокурора Каменского района, действующего в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Каменский район, муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «Архангельский детский сад «Родничок» об обязании проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности,
установил:
прокурор Каменского района Тульской области Орлова Е.В., действуя в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц, обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой Каменского района в марте 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных и общеобразовательных учреждений.
В ходе проведенной проверки установлено, что в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Архангельский детский сад «Родничок» (далее - МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок») не выполнен комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а именно: в дошкольном образовательном учреждении ограждение имеет повреждение в виде разрыва 2 метров сетчатой конструкции со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района.
Выявленное нарушение не отвечает требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 № 35-ФЗ, так как отсутствие элементов конструкции способствует свободному доступу посторонних лиц и совершению на территории дошкольного учреждения общественно-опасных деяний, в том числе совершению террористических актов.
По данному факту прокурором Каменского района 4 марта 2022 года, с целью устранения нарушений действующего законодательства, в адрес заведующего МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Представление рассмотрено, выявленные прокуратурой Каменского района нарушения приняты к сведению.
В настоящее время отмеченные нарушения действующего законодательства на объектах МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» не устранены, комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения не выполнен.
В ходе дополнительной проверки, проведенной 8 апреля 2022 года, установлено, что в дошкольном образовательном учреждении ограждение имеет повреждение в виде разрыва 2 метров сетчатой конструкции со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района.
Нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных и общеобразовательных учреждений могут привести к необратимым последствиям, а именно повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Не проведение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений препятствует профилактике и пресечению террористических актов, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Вышеуказанные нарушения затрагивают права и интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, которые в силу возраста относятся к социально незащищенной категории граждан.
Количество граждан, находящихся в МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок», может изменяться. Таким образом индивидуализировать граждан, права которых нарушаются не выполнением мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, не представляется возможным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре», прокурор Каменского района Тульской области Орлова Е.В., действуя в интересах несовершеннолетних, неопределенного круга лиц, просит суд: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Каменский район и Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Архангельский детский сад «Родничок», выразившееся в непринятии мер по устранению повреждения в виде разрыва 2 метров сетчатой конструкции со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района; обязать ответчиков в срок до 1 сентября 2022 года исполнить в полном объеме комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности, а именно - принять меры по ремонту и восстановлению элементов конструкции ограждения дошкольного учреждения Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Архангельский детский сад «Родничок» со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района.
Представитель ответчика – администрации МО Каменский район в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Глава администрации МО Каменский район Карпухина С.В. представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, указав на признание иска в полном объеме.
Представитель ответчика – МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица – отдела образования администрации МО Каменский район в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения которого извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Председатель комитета образования администрации МО Каменский район Колобкова Н.В. представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, указав на признание иска в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное участвующих в деле лиц.
Представитель истца – помощник прокурора Каменского района Тульской области Косинов С.С. в судебном заседании не поддержал заявленное исковое требование о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Каменский район и Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Архангельский детский сад «Родничок», выразившееся в непринятии мер по устранению повреждения в виде разрыва 2 метров сетчатой конструкции со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района; оставшееся заявленное исковое требование поддержал в полном объеме и дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, учитывая признание иска ответчиком - администрацией муниципального образования Каменский район, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее по тексту - Федерального закона № 2202-1), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона № 2202-1, при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст. 22 Федерального закона № 2202-1.
На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона № 2202-1, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона № 2202-1 установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, основанием обращения прокурора Каменского района в суд с указанным исковым заявлением является безопасность и антитеррористическая защищенность неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних, при посещении вышеуказанного образовательного учреждения.
Анализ приведенных выше правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что для обеспечения конституционных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц прокурор Каменского района, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с указанным исковым заявлением.
На основании ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании п. 3, п. 6.1 и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ).
В соответствии с п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Из пунктов 1, 5, 6 ст. 31 Федерального закона № 273-ФЗ следует, что к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом образовательной организации.
В пункте 20 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что к организации, осуществляющей образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.
Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно абз «а» п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федерального закона № 35-ФЗ), противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
На основании ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Исходя из содержания п. 4 Приказа Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», руководителям подведомственных образовательных учреждений необходимо принять дополнительные меры по усилению режима антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности.
Частью 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм, кроме прочего, должны выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 2.2.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», установлено, кроме прочего, что собственная территория хозяйствующего субъекта по периметру ограждается забором.
В соответствии с ч.4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании установлено следующее.
В соответствии с Разделом 1 «Общие положения» Устава МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок», утвержденного приказом отдела образования администрация МО Каменский район от 5 декабря 201 года № 133, МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок», ОГРН 1027102873786, расположено по адресу: 301990, Тульская область, Каменский район, с.Архангельское, ул.40 лет Победы, д.2, является некоммерческим учреждением, дошкольной образовательной организацией, его учредителем является муниципальное образование Каменский район, полномочия учредителя от имени муниципального образования Каменский район осуществляет администрация МО Каменский район. Отдельные функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации МО Каменский район.
Прокуратурой Каменского района в марте 2022 года проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольных и общеобразовательных учреждений.
В ходе проведенной проверки установлено, что в МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» не выполнен комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а именно: в дошкольном образовательном учреждении ограждение имеет повреждение в виде разрыва 2 метров сетчатой конструкции со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района Тульской области.
Выявленное нарушение не отвечает требованиям Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 № 35-ФЗ, так как отсутствие элементов конструкции способствует свободному доступу посторонних лиц и совершению на территории дошкольного учреждения общественно-опасных деяний, в том числе совершению террористических актов.
По данному факту 4 марта 2022 года прокурором Каменского района Орловой Е.В., с целью устранения нарушений действующего законодательства, в адрес заведующей МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» Петуховой С.Н. внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Согласно ответу заведующей МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» Петуховой С.Н., поступившему в Прокуратуру Каменского района 4 апреля 2022 года, представление прокурора рассмотрено, выявленные прокуратурой Каменского района нарушения приняты к сведению, за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей рабочему по обслуживанию здания Бересневу И.В. приказом МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» № 64 от 28 марта 2022 года объявлено замечание и указано на производство ремонта сетчатого ограждения территории МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» со стороны ул. Октябрьская.
В ходе дополнительной проверки, проведенной 8 апреля 2022 года, установлено, что в МКДОУ «Архангельский детский сад «Родничок» ограждение имеет повреждение в виде разрыва 2 метров сетчатой конструкции со стороны ул. Октябрьская с. Архангельского Каменского района Тульской области.
Указанное подтверждается имеющимися в деле письменными доказательствами и не оспорено ответчиками в ходе рассмотрения дела.
Из изложенного следует, что вышеуказанные нарушения требований законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности дошкольного учреждения могут привести к необратимым последствиям, а именно повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Не проведение мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений препятствует профилактике и пресечению террористических актов, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Вышеуказанные нарушения затрагивают права и интересы несовершеннолетних, обучающихся в указанном учреждении, которые в силу возраста относятся к социально незащищенной категории граждан.
Принимая во внимание изложенное, учитывая требование п.1 ст.67 ГПК РФ, согласно которой суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, и, в силу положений ст. 59, 60 ГПК РФ, признавая их относимыми, допустимыми доказательствами по делу, принятыми судом, с учетом установленных обстоятельств, исходя из требований вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 6 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░