УИД: 23RS0044-01-2021-003999-19
Дело № 12-236/2021
Решение
ст. Северская Краснодарского края 01 декабря 2021 года.
Судья Северского районного суда Краснодарского края Сурмениди Л.Л.,
при секретаре Масычевой М.А.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Южная нефтяная компания» по доверенности Елец Е.А.,
должностного лица административного органа – государственного инспектора Северского района по пожарному надзору - старшего инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Смолина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу адвоката Ч. на постановление государственного инспектора Северского района по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Джемо М.Р. от 20.09.2021 года по делу об административном правонарушении № 53/207 в отношении ООО «Южная нефтяная компания», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
Постановлением государственного инспектора Северского района по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Джемо М.Р. от 20.09.2021 года № 53/207 ООО «Южная нефтяная компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, адвокат Ч. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении от 20.09.2021 года № 53/207.
В обоснование жалобы указано о том, что должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю были неверно установлены обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, допущены нарушения материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ООО «Южная нефтяная компания» по доверенности Елец Е.А. поддержала доводы, изложенные в жалобе, пояснила, что в тексте жалобы имеется техническая ошибка в части указания адреса проверяемого объекта, а именно: адрес проверяемого объекта следует читать «Краснодарский край, Северский район, А-146 48 км. (слева), поворот на ст. Азовскую», просила жалобу удовлетворить, отменить обжалуемое постановление, а производство по делу прекратить.
Представитель административного органа - государственный инспектор Северского района по пожарному надзору - старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Смолин С.А. в судебном заседании просил постановление по делу об административном правонарушении от 20.09.2021 года № 53/207 оставить без изменения, а жалобу без удовлеттврения.
Выслушав пояснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) производство по делам об административных правонарушениях должно осуществляться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании требований ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.
Пунктами 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ регламентированы требования к постановлению по делу об административном правонарушении, в котором также отражаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.
Частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, в условиях особого противопожарного режима, что влечет наложение штрафа на юридических лиц – от двухсот до четырехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований противопожарной безопасности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Северский район, А-146 48 км. (слева), поворот на ст. Азовскую принадлежащих (находящихся в эксплуатации) ООО «ЮНК», должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю были установлены нарушения обязательных норм и правил, зафиксированные в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении № 53/207 от 20.09.2021.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 20.09.2021 года постановления по делу об административном правонарушении и привлечении ООО «ЮНК» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в нарушение части 1 ст. 1.6 КоАП РФ, в соответствии с которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленном законом.
Судом установлено, что в протоколе об административном правонарушении № 53/207 от 08.09.2021 года деяние, вменяемое в вину ООО «ЮНК», квалифицировано по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом, в постановлении по делу об административном правонарушении № 53/207 от 20.09.2021 года деяние, вменяемое в вину ООО «ЮНК», квалифицировано по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении № 53/207 от 08.09.2021 года отражены нарушения, допущенные руководителем ООО «ЮНК», в постановлении по делу об административном правонарушении № 53/207 от 20.09.2021 установлена квалификация деяния должностного лица – руководителя ООО «ЮНК» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, однако постановление по делу об административном правонарушении № 53/207 от 20.09.2021 года вынесено в отношении юридического лица – ООО «ЮНК».
Изложенное свидетельствует о том, что постановление по делу об административном правонарушении № 53/207 от 20.09.2021 года не соответствует требованиям, установленным пунктами 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, а протокол об административном правонарушении № 53/207 от 08.09.2021 года не соответствует требованиям, установленным ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, выносящее постановление по делу, принимает решение о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания в пределах санкции статьи особенной части КоАП РФ, однако, главный государственный инспектор Северского района по пожарному надзору - начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, подполковник внутренней службы Джемо М.Р. вынес решение, не соответствующее санкции, содержащейся в ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание для юридических лиц штраф - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Судом также установлено, что в нарушение положений п. 4.6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении № 53/207 от 20.09.2021 года отсутствует указание на квалифицирующий признак - совершение деяний в условиях особого противопожарного режима.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Допущенные по настоящему делу существенные нарушения требований КоАП РФ влекут признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу, так указанные обстоятельства повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ). Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством и не может быть использован как доказательство по делу. Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора Северского района по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Джемо М.Р. от 20.09.2021 года по делу об административном правонарушении № 53/207 подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу представителя ООО «Южная нефтяная компания» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Северского района по пожарному надзору - начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Северского района управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Джемо М.Р. от 20.09.2021 года по делу об административном правонарушении № 53/207 в отношении ООО «Южная нефтяная компания», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить.
Дело об административном правонарушении направить должностному лицу на новое рассмотрение.
Решение суда вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья Северского районного суда
Краснодарского края Л.Л. Сурмениди