Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-343/2022 ~ М-280/2022 от 15.07.2022

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Октябрьский районный суд <адрес>

В составе председательствующего              Коноваловой С.А.,

при секретаре ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в р.<адрес> 24 августа 2022 года дело по иску ФИО1, ФИО5 Яны ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с иском к администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о признании за ними права общей долевой собственности по 1/5 доли за каждым на жилой дом, в обоснование иска, указывая следующее. Истцы, на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ приобрели в совместную долевую собственность, по 1/5 доли за каждым, жилой дом общей площадью 87,9 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>. В настоящее время возникла необходимость в регистрации прав на указанный объект недвижимости, однако выяснилось, что документы, необходимые для регистрации прав на приватизированный объект, в том числе, договоры социального найма (ордера), по неизвестным истцам причинам отсутствуют. При этом земельный участок, расположенный по указанному адресу, в соответствии с выпиской из похозяйственной книги, находится в собственности ФИО1 Поскольку зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке не представляется возможным, просят признать за истцами право общей долевой собственности, по 1/5 доли за каждым, на спорное недвижимое имущество.

Истцы ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Их представитель – адвокат ФИО9 действующий на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, извещенный о дате и времени рассмотрения дела представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие истцов и их представителя. Исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения требований истцов не возражает.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 2 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу ст. 11 указанного закона, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилого фонда один раз.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

В судебном заседании установлено, что желая воспользоваться предоставленным правом о приватизации занимаемого истцом и членами её семьи спорного жилого помещения, ФИО1 обратилась в орган местного самоуправления – администрацию Ильменского сельского поселения <адрес> с заявлением (л.д. 32) о передаче в долевую собственность, по 1/5 доли за каждым членом её семьи, занимаемую ими квартиру по адресу: <адрес>. При этом, спорный объект недвижимости относился ранее к жилищному фонду Ильменской сельской администрации <адрес>, вместе с тем права на спорное недвижимое имущество собственником зарегистрированы в установленном законом порядке не были.

Из исследованного в судебном заседании договора о передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация <адрес> в лице главы администрации ФИО8 безвозмездно передала истцам в общую долевую собственность, по 1/5 доли за каждым, квартиру состоящую из трех комнат общей площадью 87,9 кв.м. расположенную по адресу: <адрес>. Указанный объект недвижимости внесен в реестр жилищного фонда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, реестровый , инвентарный номер домовладения 000242, который также в установленном законом порядке, в связи с вступлением в законную силу положений Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован не был.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган нормативно-правового регулирования).

В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу положений статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом.

Согласно статье 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости":

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

На основании пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

По смыслу подпункта 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с положениями Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 278, утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.

В соответствии с п. 59 указанного Административного регламента, документами-основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;

8) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Законом N 119-ФЗ;

9) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Как установлено в судебном заседании, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав истцов на спорное недвижимое имущество: договор социального найма (ордер), договор приватизации спорного недвижимого имущества не сохранились.

Вместе с тем, из указанного выше исчерпывающего перечня документов, в материалах дела имеется договор о передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-31), заявление о передаче в долевую собственность занимаемого спорного жилого помещения (л.д. 32), справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28-29) выданной истцу ФИО1 для предъявления в регистрационное управление на предмет оформления права собственности на спорное недвижимое имущество с указанием участников, их долей в праве приватизации, что в свою очередь подтверждает возникшее право истцов на спорное недвижимое имущество.

Согласно справке администрации Ильменского сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27), спорному объекту недвижимости – жилому дому с кадастровым номером 34:21:000000:597 присвоен постоянный адрес: <адрес>.

Кроме того, в соответствии с выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-25) объекту недвижимого имущества – жилому дому 1986 года постройки, расположенному в <адрес> ранее присвоенный государственный учетный номер: иной ; инвентарный присвоен кадастровый . Статус записи об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Сведения о правообладателях отсутствуют.

Из имеющейся в материалах дела выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (л.д. 26), составленной администрацией Ильменского сельского поселения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, проживающей по адресу: <адрес> принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 1300 кв.м. по указанному выше адресу. Категория земель «земли населенных пунктов», о чем в похозяйственной книге за 01.01.1991г. – ДД.ММ.ГГГГ Ильменской сельской администрацией ДД.ММ.ГГГГ сделана запись на основании Свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 2 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 18 ФЗ РФ «О приватизации жилого фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ , с последующими изменениями на ДД.ММ.ГГГГ, при переходе государственных предприятий в иную форму собственности, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий и переданный в ведение органам местного самоуправления в установленном порядке, сохраняет все жилищные права граждан, в том числе права на приватизацию этих жилых помещений.

В силу ч. 3 ст. 8 указанного выше Федерального закона в случаях нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Таким образом, истцы ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3 и ФИО4, при отсутствии у них необходимых документов для регистрации права на объект спорного недвижимого имущества, в том числе, договора социального найма (ордера), в виду их утраты, в силу действующего законодательства имеют право на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что истцы воспользовались предоставленным им правом на приватизацию жилого помещения.

Кроме этого, в соответствии со ст.198 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком, поскольку данное право предоставлено ему ст. 39 ГПК РФ и не нарушает права и законные интересы третьих лиц, считает, что исковые требования истцов о признании за ними права общей долевой собственности по 1/5 доли за каждым на жилой дом общей площадью 87,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать за ФИО1, ФИО5 Яной ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 право собственности на 1/5 долю за каждым в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 87,9 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: под

2-343/2022 ~ М-280/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыжова Татьяна Владимировна
Панфилов Вячеслав Сергеевич
Рыжов Кирилл Николаевич
Закирова Яна Евгеньевна
Елсукова Марина Сергеевна
Ответчики
Администрация Ильменского сельского поселения
Другие
Метрищев Руслан Нохаевич
Суд
Октябрьский районный суд Волгоградской области
Судья
Коновалова Светлана Алексеевна
Дело на сайте суда
oktab--vol.sudrf.ru
15.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2022Дело оформлено
25.10.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее