РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023 года г.<адрес>
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Хамирзова М.Х.,
при секретаре Ашракаевой М.Б.,
с участием прокурора Карпова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Зольского района КБР в интересах неопределенного круга лиц граждан Российской Федерации и к МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково Зольского района КБР и местной администрации Зольского муниципального района КБР о возложении обязанности по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор Зольского района КБР, действуя в интересах неопределенного круга лиц граждан РФ, обратился в суд с иском к МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково Зольского района КБР и местной администрации Зольского муниципального района КБР о возложении обязанности на МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково по выполнению мероприятий антитеррористической защищенности, в котором с учетом уточнений просил возложить обязанность на МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу согласовать паспорта безопасности со всеми заинтересованными правоохранительными органами; на местную администрацию Зольского муниципального района КБР в указанный срок утвердить паспорта безопасности МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково Зольского района КБР.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Зольского района в связи с внесением изменений в ноябре 2022 года в федеральное законодательство, проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности (объектов территорий) организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Зольского района.
В ходе проверки в деятельности МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково Зольского муниципального района КБР были выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ). Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В соответствии с п.6 Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий), которое осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Во исполнение п. 8 Требований, постановлением главы местной администрации Зольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № создан и утвержден состав комиссии по обследованию и категорированию объектов образования.
По результатам обследования МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково отнесена к 4 категории опасности.
В соответствии с подп. «а» п.8 и п.9. Требований в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований. Работа комиссии осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии.
В ходе проверки было установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, категорирование объектов СОШ проведено только ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, паспорта безопасности направлены на согласование в ЗРО УФСБ России по КБР только ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом без указания даты и номера. Более того, с другими заинтересованными правоохранительными органами паспорта безопасности не были согласованы.
По выявленным нарушениям требований федерального законодательства в адрес МКУ «СОШ» с.п. Камлюково прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление и получен ответ о том, что приняты меры по устранению выявленных нарушений и недопущению причин, им способствующих.
Однако, в ходе повторной проверки, в феврале 2023 года, установлено, что паспорта безопасности не согласованы с УФСВНГ России по КБР и не утверждены главой администрации Зольского муниципального района.
Ссылаясь на ч.3 ст.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О противодействии терроризму», ст.ст. 4, 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии экстремисткой деятельности», ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О безопасности», п. 7 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании прокурор Карпов А.И., заявленный иск поддержал, мотивировав обстоятельствами, изложенными в нем.
Директор МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель администрации Зольского муниципального района КБР извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В соответствии с п.п. 1,7 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых, в том числе, размещены и муниципальные учреждения образования (п.2 ст.5 ФЗ №35-ФЗ).
Согласно ст. 3 названного Закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с п.п. 2 п.6 ст.28 Федерального законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Из п.6 Требования в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Как видно из материалов дела, в результате проверки МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково на состояние антитеррористической защищенности, проведенной прокуратурой Зольского района КБР, установлено, что руководством образовательного учреждения не согласован паспорт безопасности с УФСВНГ России по КБР и не утвержден главой администрации Зольского муниципального района КБР.
Из представления об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № судом установлено, что категорирование объектов МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково проведено только ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, паспорта безопасности направлены на согласование в ЗРО УФСБ России по КБР только ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом без указания даты и номера. Более того, с другими заинтересованными правоохранительными органами паспорта безопасности не были согласованы.
В соответствие с п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (редакция от ДД.ММ.ГГГГ), ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).Так, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, иных объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее - объекты (территории).
В соответствие с п.6 указанных Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
В пункте 16 требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, категории объектов разграничены по степени опасности.
В соответствие с п.24 указанных требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются ряд мероприятий.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа отнесено к вопросам местного значения муниципального округа.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения пунктом 13 Требований установлены категории опасности объектов (территорий), в соответствии с подпунктом «г» которого рассматриваемое «СОШ» с.п. Камлюково относится к четвертой категории опасности, что сторонами не оспаривалось и нашло отражение в материалах дела.
В отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности дополнительно к иным предусмотренным мероприятиям, осуществляются, в том числе, создание комиссии по обследованию и категорированию в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований; работа которой осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания (8,9 Требований, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с приведенными нормами права, установленное обстоятельство свидетельствует о допущенных ответчиками нарушениях Требований, утвержденных приведенным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в части не утверждения паспорта безопасности школы и не обеспечения объекта образовательного учреждения оборудованием автоматической пожарной сигнализацией и источниками противопожарного водоснабжения (гидрантом, водоемом).
Пунктом 32 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в настоящее время, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
Таким образом, допущено МКОУ «СОШ» с.п. Камлюково бездействие по не проведению обследования и категорирования объекта, а также, паспорта безопасности не согласованы с УФСВНГ России по КБР и не утверждены главой администрации Зольского муниципального района.
При выявленных нарушениях требований Федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», требований утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействие органа, наделенного публичными полномочиями, может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые действия и применить необходимые меры, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований законодательства в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы в данном случае неопределенного круга лиц.
Исходя из приведённых доказательств, суд считает, что бездействие ответчиков доказано, в силу чего требования прокурора о возложении обязанности, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Зольского района КБР удовлетворить.
Возложить обязанность на МКОУ «Средняя образовательная школа» с.п. Камлюково Зольского муниципального района КБР согласовать паспорта безопасности со всеми заинтересованными правоохранительными органами в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения Зольского районного суда КБР в законную силу.
Возложить обязанность на местную администрацию Зольского муниципального района КБР в указанный срок утвердить паспорта безопасности МКОУ «СОШ» с.п.Камлюково Зольского муниципального района КБР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КБР через Зольский районный суд КБР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Хамирзов М.Х.
Копия верна Хамирзов М.Х.