Дело № 2-860/2019
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 26 ноября 2019 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Железновой Л.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
с участием представителя истца ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе – Представитель №1,
представителя ответчика администрации Увало-Ядринского сельского поселения Представитель №2,
представителя ответчика ООО «ЖКХ Родник» Представитель №3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЖКХ Родник», администрации Тавричанского сельского поселения, администрации Увало-Ядринского сельского поселения о признании действий противоправными, о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в интересах неопределенного круга лиц обратился в Любинский районный суд с иском к ООО «ЖКХ Родник», администрации Увало-Ядринского сельского поселения, администрации Тавричанского сельского поселения, о признании действий противоправными, о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, мотивируя требования следующим.
В результате административного расследования, проведенного специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в отношении ООО «ЖКХ Родник», администрации Тавричанского сельского поселении, администрации Увало-Ядринского сельского поселения выявлены нарушения требований санитарного законодательства в части необеспечения проведения лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха, отсутствия проекта организации санитарно-защитной зоны.
Просили признать действия Общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Родник», администрации Тавричанского сельского поселения, администрации Увало-Ядринского сельского поселения противоправными по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нарушающим законные интересы неопределенного круга лиц, обязать ответчиков устранить нарушения права неопределенного круга лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований к администрации Тавричанского сельского поселения прекращено в связи с отказом истца от иска.
Представитель истца по доверенности Представитель №1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, так как неисполнение ответчиками обязанности по обеспечению охраны атмосферного воздуха, нарушают право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Полагала, что с учетом длительности сроков исполнения требования о разработке проекта санитарно-защитной зоны возможно предоставление отсрочки исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации Увало-Ядринского сельского поселения <адрес> Представитель №2 исковые требования признал, суду показал, что администрация поселения работает над устранением выявленных нарушений, просил предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Представитель ответчика ООО «ЖКХ Родник» Представитель №3 в судебном заседании исковые требования признала, суду показал, что работа по устранению выявленных нарушения начата, однако в связи с необходимостью финансирования мероприятий по устранению нарушений, а также длительностью сроков исполнения необходимых мероприятий, просила предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52 – ФЗ нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» № 96 ФЗ от 04.05.1999 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти; внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух; обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Согласно разделу 1, 4 п.п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»: соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованных зон в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Согласно п. 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»: юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе проведена плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник». В результате проверки были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно: не обеспечено проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта п.4.1.1. п. 5.1 СП 2.1.61032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"; отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны (СЭЗ) с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, измеряемого воздействия на атмосферный воздух, включенных в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами котельной <адрес>, котельной <адрес>, что является нарушением п. 4.1.1 СП 2.1.6.1032-01 "Гигиенические Данные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.
На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрация Увало-Ядринского сельского поселения передала в аренду ООО «ЖКХ Родник» имущество, а именно скважину №, №, № в <адрес>, водопроводные сети, водопроводную башню, устройство водозабора, тепловые сети, газовую котельную, дизельный электрогенератор.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЖКХ Родник» заключен договор с ООО «<данные изъяты>» по разработке проекта санитарно-защитной зоны.
Постановлением № главного государственного санитарного врача ООО «ЖКХ Родник» привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в связи с не проведением лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта п.4.1.1. п. 5.1 СП 2.1.6 1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" и отсутствия проекта организации санитарно-защитной зоны (СЭЗ) с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, измеряемого воздействия на атмосферный воздух, включенных в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами котельной <адрес>, котельной <адрес>, в соответствии с п. 4.1.1 СП 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе в защиту интересов неопределенного круга лиц являются обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод законных интересов неопределенного круга лиц.
Указанные выше факты напрямую затрагивают права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании установлено, что ООО «ЖКХ Родник» является организацией, эксплуатирующей котельную, которая является источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а администрация Увало-Ядринского сельского поселения является собственником котельной.
В нарушение норм действующего законодательства ООО «ЖКХ Родник», администрация Увало-Ядринского сельского поселения до настоящего времени не обеспечили проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов и не разработали проект организации санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха.
Таким образом, деятельность ООО «ЖКХ Родник», администрации Увало-Ядринского сельского поселения осуществляется в нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Вследствие такой деятельности происходит загрязнение атмосферного воздуха, почв, подземных вод, что негативно отражается на благополучии и здоровье проживающего на данной территории населения.
Обоснованность предъявленных в этой связи ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе требований сомнений не вызывает.
При изложенных обстоятельствах суд находит подлежащими удовлетворению требования ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе. Суд считает возможным возложить на ООО «ЖКХ Родник», Администрацию Увало-Ядринского сельского поселения <адрес> обязанность по обеспечению проведения лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта п.4.1.1. п. 5.1 СП 2.1.6 1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" и разработке проекта организации санитарно-защитной зоны (СЭЗ) с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, измеряемого воздействия на атмосферный воздух, включенных в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами котельной <адрес>, в соответствии с п. 4.1.1 СП 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Вместе с тем, суд считает, что заслуживают внимания доводы представителей ответчиков относительно предоставления отсрочки исполнения решения суда в связи с тем, что устранение выявленных нарушений требует расходования значительных финансовых средств, а также выполнение необходимых мероприятий невозможно в короткие сроки. Суд считает возможным установить срок для устранения этих нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика ООО «ЖКХ Родник» подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области, однако в связи с тяжелым материальным положением организации, суд считает возможным снизить размер государственной пошлины до 1 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе удовлетворить.
Признать неправомерными и нарушающими интересы неопределенного круга лиц действия администрации Увало-Ядринского сельского поселения <адрес> <адрес>, Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Родник» в части несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных пунктами 4.1.1, 5.1 СП 2.1.6 1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник», Администрацию Увало-Ядринского сельского поселения <адрес> принять необходимые меры к устранению нарушений, а именно:
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта п.4.1.1. п. 5.1 СП 2.1.6 1032-01. 2.1.6. «Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";
- разработать проект организации санитарно-защитной зоны (СЭЗ) с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха, измеряемого воздействия на атмосферный воздух, включенных в составе проекта санитарно-защитной зоны с расчетными границами котельной <адрес>, котельной, в соответствии с п. 4.1.1 СП 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест".
Предоставить обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник», Администрации Увало-Ядринского сельского поселения <адрес> отсрочку исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство Родник» госпошлину в размере 1 000 рублей в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Л.В. Железнова