Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1088/2016 ~ М-1019/2016 от 06.05.2016

                                                                                                                                                    2-1088/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг                                                                                                              27 мая 2016 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Медведчикова Е.Г.,

при секретаре Нелаевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котковой В.В. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе

УСТАНОВИЛ:

Истец Коткова В.В. обратилась в суд с заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области, в котором просит установить факт ее постоянного проживания и включить ее в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.

В обоснование иска указала, что она зарегистрирована по адресу: .... С августа 2010 года она постоянно проживает по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление жилого помещения по адресу: ... ..., - где она постоянно проживает.

Просит суд установить факт её постоянного проживания по адресу: ..., - и включить её в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.

В судебном заседании истец Коткова В.В. исковые требования уточнила, просила установить факт её постоянного проживания по адресу: ..., - признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признать за ней право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10 000 руб., финансовой помощи в сумме 100 000 руб. и обязать включить её в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению, при этом дополнила, что при обращении в администрацию района ей пояснили, что она не может быть включена в списки лиц, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, поскольку не зарегистрирована по указанному выше адресу.

Представитель ответчика - администрации МО «Город Великий Устюг» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.

Представитель ответчика - администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без его участия, также указал, что право на получение финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные и проживавшие на территории г. Великий Устюг в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания по указанному адресу истец будет иметь право на включение в вышеуказанные списки.

Представитель ответчика - Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.

Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:

оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;

оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Согласно абз. 2 п. 5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.

В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.

Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее по тексту - Постановление Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016) в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.

В соответствии с приложением к постановлению администрации Великоустюгского муниципального района от 21.04.2016 № 440 жилой дом, расположенный по адресу: ..., - попал в зону чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей с 17.04.2016 в результате подъема уровня воды на реках Великоустюгского района.

Собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу является Коткова В.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... №.

В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).

Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.

Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Методические рекомендации), к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.

Из анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что для реализации права

на получение единовременной материальной помощи - необходимо установить факт постоянного проживания в зоне стихийного бедствия гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации;

на получение финансовой помощи - необходимо установить факт постоянного проживания в зоне стихийного бедствия гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, а также факт полной или частичной утраты имущества первой необходимости.

Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости от 24.04.2016 по адресу: ... - жилое помещение затоплено, полностью затоплена насосная водяная станция, холодильник; подтоплены шкаф для одежды, диван, сервант, кровать.

По заключению комиссии от 24.04.2016 имущество первой необходимости по адресу: ... ... - утрачено полностью.

Заявление истца об оказании материальной и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией и утратой имущества первой необходимости принято не было в связи с отсутствием регистрации по вышеуказанному адресу (...).

Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).

Согласно главе 2 Методических рекомендаций N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец пострадала в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в апреле 2016 года, поскольку постоянно проживала в квартире, попавшей в зону чрезвычайной ситуации (...) и утратила имущество первой необходимости.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, фотографиями, показаниями свидетелей Р.Т. и Я.А., пояснивших в судебном заседании, что Коткова В.В. в течение длительного времени, постоянно проживает по вышеуказанному адресу, в результате наводнения в 2016 году ее дом был затоплен.

Факт проживания Котковой В.В. по указанному адресу (...) объективно подтверждается тем, что, участвуя в гражданском обороте, Коткова В.В., а также её контрагенты указывали вышеуказанный адрес (... ...) в качестве адреса ее проживания в официальных и иных документах.

Такие сведения содержатся в

- справках ПАО «...» и ООО «...» от 29.04.2016 о месте жительства Котковой В.В.;

- акте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 19.03.2013 в отношении Котковой В.В. о проверке соблюдения земельного законодательства по адресу: ...;

- актах, квитанциях, платежных документах, договорах ОАО «...», ОАО «...», ООО «...», ООО «...», ООО «...», ПАО «...», ООО «...» за 2013 г., 2015 г., 2016 г.;

- в почтовой корреспонденции, адресованной Котковой В.В., от администрации Великоустюгского муниципального района от 22.08.2011, ОНД по Великоустюгскому району от 22.08.2011, в налоговых уведомлениях об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Факт проживания Котковой В.В. по вышеуказанному адресу нашел свое подтверждение в ходе проверки, проведенной 18.05.2016 ОМВД России по Великоустюгскому району.

Так, согласно рапорту полицейского ОВ ППСП ОМВД России по Великоустюгскому району С.А. от 18.05.2016, Коткова В.В. постоянно проживает по адресу: .... Жилой дом, где она проживает, имеет газовое отопление (котел), в доме находилась водяная станция, на момент проверки Коткова В.В. занималась ремонтом дома. В 2011 году Коткова В.В. писала заявление на своих соседей, проживающих по адресу: .... Факт постоянного проживания Котковой В.В. в указанном доме подтвердили соседи.

Доказательств, опровергающих доводы истца о постоянном проживании по адресу: ..., - ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд признает факт проживания истца по указанному ею адресу доказанным.

Суд презюмирует, что, постоянно проживая в жилом доме в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, истец подвергался воздействию неблагоприятных факторов стихийного бедствия (угрожающих жизни, здоровью и имуществу гражданина, связанных с подтоплением жилого дома, близлежащих территорий, объектов жизнеобеспечения), что с очевидностью для суда влекло за собой ограничение его личных и имущественных прав, причинение имущественного вреда, нарушение привычного образа жизни.

Данные обстоятельства дают суду основания считать истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Поскольку юридические факты, связанные с постоянным проживанием истца в зоне стихийного бедствия и полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, установлены, у Котковой В.В., пострадавшей в результате наводнения,

возникло право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб.,

а у администрации Великоустюгского муниципального района возникла обязанность включить истца в соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб.

Указанное является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение материальной и финансовой помощи должно быть реализовано за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая сокращенный период формирования вышеуказанных списков, суд соглашается с доводами истца о необходимости немедленного исполнения настоящего судебного решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ... ░░ ░░░░░░: ....

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ..., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░- ░.░.░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1088/2016 ~ М-1019/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Коткова Валентина Васильевна
Ответчики
Администрация МО "Город Великий Устюг"
Администрация Великоустюгского муниципального района
Правительство Вологодской области
Другие
Министерство финансов РФ
Суд
Великоустюгский районный суд Вологодской области
Судья
Медведчиков Е.Г.
Дело на сайте суда
velikoustugsky--vld.sudrf.ru
06.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2016Передача материалов судье
10.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2016Судебное заседание
31.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2016Дело оформлено
10.07.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее