2-1088/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Великий Устюг 27 мая 2016 года
Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Медведчикова Е.Г.,
при секретаре Нелаевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котковой В.В. к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области об установлении факта постоянного проживания и включении в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе
УСТАНОВИЛ:
Истец Коткова В.В. обратилась в суд с заявлением к администрации Великоустюгского муниципального района, администрации МО «Город Великий Устюг» и Правительству Вологодской области, в котором просит установить факт ее постоянного проживания и включить ее в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В обоснование иска указала, что она зарегистрирована по адресу: .... С августа 2010 года она постоянно проживает по адресу: .... В период с 11 по 19 апреля 2016 года в г. Великом Устюге и Великоустюгском районе произошло наводнение, на указанной территории был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате наводнения произошло затопление жилого помещения по адресу: ... ..., - где она постоянно проживает.
Просит суд установить факт её постоянного проживания по адресу: ..., - и включить её в сводный список граждан, пострадавших в результате паводка в 2016 году в Великоустюгском муниципальном районе.
В судебном заседании истец Коткова В.В. исковые требования уточнила, просила установить факт её постоянного проживания по адресу: ..., - признать её пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, признать за ней право на получение единовременной материальной помощи в сумме 10 000 руб., финансовой помощи в сумме 100 000 руб. и обязать включить её в Список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и в Список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации. Просила обратить решение суда к немедленному исполнению, при этом дополнила, что при обращении в администрацию района ей пояснили, что она не может быть включена в списки лиц, нуждающихся в оказании материальной и финансовой помощи, поскольку не зарегистрирована по указанному выше адресу.
Представитель ответчика - администрации МО «Город Великий Устюг» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ответчика - администрации Великоустюгского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил отзыв, в котором просил о рассмотрении дела без его участия, также указал, что право на получение финансовой помощи имеют граждане, зарегистрированные и проживавшие на территории г. Великий Устюг в жилом помещении, которое оказалось и пострадало в зоне чрезвычайной ситуации, при полной или частичной утрате имущества. В случае установления факта постоянного проживания по указанному адресу истец будет иметь право на включение в вышеуказанные списки.
Представитель ответчика - Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.
Представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в Вологодской области, будучи надлежащим образом извещенный о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подп. «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций:
оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека;
оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно абз. 2 п. 5 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В апреле 2016 года в г. Великий Устюг Вологодской области и Великоустюгском муниципальном районе произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Постановлением Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Вологодской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее по тексту - Постановление Губернатора Вологодской области № 180 от 17.04.2016) в пределах территориальных границ Великоустюгского муниципального района в связи с резким подъемом уровня воды выше критической отметки в р.Сухона и Малая Северная Двина в результате заторных явлений, введена чрезвычайная ситуация.
В соответствии с приложением к постановлению администрации Великоустюгского муниципального района от 21.04.2016 № 440 жилой дом, расположенный по адресу: ..., - попал в зону чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей с 17.04.2016 в результате подъема уровня воды на реках Великоустюгского района.
Собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу является Коткова В.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ... №.
В соответствии с Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Методические рекомендации), к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Из анализа правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что для реализации права
на получение единовременной материальной помощи - необходимо установить факт постоянного проживания в зоне стихийного бедствия гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации;
на получение финансовой помощи - необходимо установить факт постоянного проживания в зоне стихийного бедствия гражданина, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, а также факт полной или частичной утраты имущества первой необходимости.
Согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости от 24.04.2016 по адресу: ... - жилое помещение затоплено, полностью затоплена насосная водяная станция, холодильник; подтоплены шкаф для одежды, диван, сервант, кровать.
По заключению комиссии от 24.04.2016 имущество первой необходимости по адресу: ... ... - утрачено полностью.
Заявление истца об оказании материальной и финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией и утратой имущества первой необходимости принято не было в связи с отсутствием регистрации по вышеуказанному адресу (...).
Вместе с тем, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-0 и 06 октября 2008 г. N619-0-11).
Согласно главе 2 Методических рекомендаций N 2-4-87-24-7 от 03.10.2014 при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что истец пострадала в результате чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в апреле 2016 года, поскольку постоянно проживала в квартире, попавшей в зону чрезвычайной ситуации (...) и утратила имущество первой необходимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, фотографиями, показаниями свидетелей Р.Т. и Я.А., пояснивших в судебном заседании, что Коткова В.В. в течение длительного времени, постоянно проживает по вышеуказанному адресу, в результате наводнения в 2016 году ее дом был затоплен.
Факт проживания Котковой В.В. по указанному адресу (...) объективно подтверждается тем, что, участвуя в гражданском обороте, Коткова В.В., а также её контрагенты указывали вышеуказанный адрес (... ...) в качестве адреса ее проживания в официальных и иных документах.
Такие сведения содержатся в
- справках ПАО «...» и ООО «...» от 29.04.2016 о месте жительства Котковой В.В.;
- акте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области от 19.03.2013 в отношении Котковой В.В. о проверке соблюдения земельного законодательства по адресу: ...;
- актах, квитанциях, платежных документах, договорах ОАО «...», ОАО «...», ООО «...», ООО «...», ООО «...», ПАО «...», ООО «...» за 2013 г., 2015 г., 2016 г.;
- в почтовой корреспонденции, адресованной Котковой В.В., от администрации Великоустюгского муниципального района от 22.08.2011, ОНД по Великоустюгскому району от 22.08.2011, в налоговых уведомлениях об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Факт проживания Котковой В.В. по вышеуказанному адресу нашел свое подтверждение в ходе проверки, проведенной 18.05.2016 ОМВД России по Великоустюгскому району.
Так, согласно рапорту полицейского ОВ ППСП ОМВД России по Великоустюгскому району С.А. от 18.05.2016, Коткова В.В. постоянно проживает по адресу: .... Жилой дом, где она проживает, имеет газовое отопление (котел), в доме находилась водяная станция, на момент проверки Коткова В.В. занималась ремонтом дома. В 2011 году Коткова В.В. писала заявление на своих соседей, проживающих по адресу: .... Факт постоянного проживания Котковой В.В. в указанном доме подтвердили соседи.
Доказательств, опровергающих доводы истца о постоянном проживании по адресу: ..., - ответчиками в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает факт проживания истца по указанному ею адресу доказанным.
Суд презюмирует, что, постоянно проживая в жилом доме в зоне чрезвычайной ситуации природного характера, истец подвергался воздействию неблагоприятных факторов стихийного бедствия (угрожающих жизни, здоровью и имуществу гражданина, связанных с подтоплением жилого дома, близлежащих территорий, объектов жизнеобеспечения), что с очевидностью для суда влекло за собой ограничение его личных и имущественных прав, причинение имущественного вреда, нарушение привычного образа жизни.
Данные обстоятельства дают суду основания считать истца пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку юридические факты, связанные с постоянным проживанием истца в зоне стихийного бедствия и полной утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, установлены, у Котковой В.В., пострадавшей в результате наводнения,
возникло право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб.,
а у администрации Великоустюгского муниципального района возникла обязанность включить истца в соответствующие списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. и финансовой помощи в сумме 100 000 руб.
Указанное является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая недостаточность бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Вологодской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение материальной и финансовой помощи должно быть реализовано за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая сокращенный период формирования вышеуказанных списков, суд соглашается с доводами истца о необходимости немедленного исполнения настоящего судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ... ░░ ░░░░░░: ....
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ..., ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17.04.2016 № 180, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░- ░.░.░░░░░░░░░░░