Дело № 2-3180/2021
Изготовлено 06.08.2021
УИД 51RS0001-01-2021-004526-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 августа 2021 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,
при помощнике судьи Губиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о признании движимого имущества бесхозяйным,
установил:
Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (далее МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия) обратилось в суд с заявлением о признании движимого имущества бесхозяйным.
В обоснование заявления указано, что 19.05.2021 ОЛРР (по г. Мурманску, Кольскому и Печенгскому району) направило в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия материалы для признания в судебном порядке бесхозяйным движимого имущества: гладкоствольного огнестрельного оружия <данные изъяты>, серия №, принадлежащего Макаров И.Ю.
Оружие у владельца было изъято ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока действия разрешения, помещено на хранение и сдано на хранение в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания» УМВД России по Мурманской области.
Просит суд признать бесхозяйным и передать для последующего уничтожения в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области движимое имущество, находящееся на хранении на складе вооружения ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания» УМВД Росси по Мурманской области: гладкоствольное огнестрельное оружие <данные изъяты>, серия №.
Представитель заявителя Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом. Дело просит рассмотреть в отсутствие представителя Управления.
Представитель ОЛРР (по г. Мурманску, Кольскому и Печенгскому району) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, письменного мнения по заявлению в адрес суда не представил.
Представители Управления Росгвардии по Мурманской области в судебное заседание не вился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель УМВД России по Мурманской области в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Заинтересованное лицо Макаров И.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, мнения относительно заявленных требований не представил.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, вправе рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Гражданского кодекса РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
В соответствии с частью 1 статьи 293 Гражданского кодекса РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Конституцией Российской Федерации (статья 114) и статьями 13-15 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 «О Правительстве Российской Федерации» на Правительство Российской Федерации возложено проведение единой финансовой политики.
Средства от распоряжения и реализации имущества, изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, являются доходами федерального бюджета.
Для осуществления государственных полномочий Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации (часть 8 статья 12 Закона от 17.12.1997).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (ред. от 30.04.2009) «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» Росимущество наделено полномочиями, ранее осуществляемыми Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, а также специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
В силу пункта 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом имеет право обращаться в суды в интересах Российской Федерации по вопросам признания движимого имущества бесхозяйным.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Российскому фонду федерального имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства» делегированы полномочия по обращению от имени Правительства Российской Федерации в суды для признания движимого имущества бесхозяйным.
Из вышеизложенного следует, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные управления) в силу специального поручения Правительства Российской Федерации наделено полномочиями по обращению от имени Правительства Российской Федерации в суд о признании движимого имущества, изъятого правоохранительными органами, бесхозяйным.
Следовательно, МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия правомочно представлять интересы Российской Федерации по вопросам признания движимого имущества бесхозяйным.
Из материалов дела следует, что Макаров И.Ю. является собственником гладкоствольного огнестрельного оружия <данные изъяты>, серия №.
Оружие у владельца было изъято ДД.ММ.ГГГГ, в связи с истечением срока действия разрешения, помещено на хранение и сданы на хранение в ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания» УМВД России по Мурманской области.
Оружие, боеприпасы к нему, в том числе и холодное оружие, в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ относятся к имуществу ограниченному в обороте, и нахождение его допускается у участников гражданского оборота только по специальному разрешению.
В силу ст. 9 и 9.1 ФЗ «Об оружии» владение, пользование, продажа оружия возможна только при наличии соответствующей лицензии.
Гладкоствольное огнестрельное оружие <данные изъяты>, серия № до настоящего времени хранится ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обслуживания» УМВД России по Мурманской области. Каких-либо документов, заявлений и уведомлений в отношении указанного имущества от владельца Макаров И.Ю. не поступало.
19.05.2021 ОЛРР (по г. Мурманску, Кольскому и Печенгскому району) направило в МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия материалы для признания вышеуказанного движимого имущества бесхозяйным в судебном порядке.
Изучив собранные по делу доказательства, суд признает, что движимое имущество - гладкоствольное огнестрельное оружие <данные изъяты>, серия №, является бесхозяйным, поскольку собственник отказался от права собственности на данное движимое имущество.
Подпункт 12 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» наделяет войска национальной гвардии, в том числе полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
В соответствии с подпунктами 21, 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» на полицию возлагаются, в том числе обязанности: участвовать в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, изымать оружие, принадлежавшее умершему собственнику; уничтожать оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изъятые полицией по уголовным делам; проводить по направлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, за исключением вновь изготовленного оружия перед его реализацией; осуществлять в установленном порядке прием и хранение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В соответствии с пунктом 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации либо в органы внутренних дел. При этом оружие и патроны, изъятые и признанные вещественными доказательствами по уголовным делам, передаются после окончания рассмотрения дел в судебном порядке.
В соответствии с пунктами 8, 9, 11 Порядка взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальных органов и органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции в сфере оборота оружия, утвержденного совместным приказом Росгвардии № 54, МВД России № 90 от 22.02.2019 (далее - Порядок), изъятое должностными лицами Росгвардии оружие, а также найденное и добровольно сданное в войска национальной гвардии Российской Федерации оружие принимается на хранение в помещение для хранения оружия территориального органа Росгвардии; до оборудования в территориальном органе Росгвардии помещений для хранения оружия изъятое, добровольно сданное оружие передается территориальным органом Росгвардии на хранение в помещение для хранения оружия территориального органа МВД России на районном уровне; изъятое, добровольно сданное оружие находится на хранении в помещении для хранения оружия территориального органа МВД России на районном уровне не более 60 дней со дня его изъятия (находки, сдачи), после чего оно передается на хранение в помещение для хранения оружия соответствующего территориального органа Росгвардии (при наличии мест и условий хранения изъятого, добровольно сданного оружия), а при их отсутствии - на склад вооружения МВД России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Передача оружия для уничтожения, за исключением оружия, изъятого полицией по уголовным делам, в территориальные органы Росгвардии осуществляется со складов вооружения МВД России по соответствующим субъектам Российской Федерации на основании письменного обращения территориального органа МВД России на региональном уровне либо территориального органа Росгвардии (п. 16 Порядка).
Таким образом, учитывая статус имущества, оно подлежит передаче для уничтожения в Управление Росгвардии по Мурманской области.
При таких обстоятельствах, с учетом специального статуса имущества (оружия) требования заявителя подлежат удовлетворению с разрешением утилизации бесхозяйного имущества.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 293, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░. ░░░░░░░░, ░. 10, ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░