Дело № 21-501/2021
Судья: Мурадова С.Л.
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
27 октября 2021 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу Осипова Б.П. на постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 8 июня 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Осипова Б.П.,
установил:
постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 8 июня 2021 года Осипов Б.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (л.д. 23).
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № от 8 июня 2021 года оставлено без изменения.
Определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 сентября 2021 года жалоба Осипова Б.П. на постановление административного органа и решение судьи районного суда, содержащая ходатайство о восстановлении срока обжалования решения, возвращена заявителю.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Осипов Б.П. просит отменить постановление и решение судьи районного суда, ссылаясь на их незаконность, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования решения, которое содержится в тексте жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
В обоснование жалобы указывает, что судом необоснованно отвергнуты доказательства нахождения Осипова Б.П. на работе в Забайкальском крае в период с 10 февраля по 18 мая 2021 года, в момент совершения административного правонарушения транспортным средством управлял сын – ФИО1, который подтвердил указанный факт, судом не проверено соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности, который на момент вынесения постановления (8 июня) истек.
В судебном заседании Осипов Б.П. ходатайство поддержал, пояснил, что копию решения суда получил лишь 26 августа 2021 года, срок обжалования пропущен по причине заболевания защитника ФИО1 коронавирусной инфекцией, жалобу на постановление административной комиссии подал в срок - 1 июля 2021 года через административную комиссию. Просил прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Содержащееся в жалобе ходатайство о приобщении к материалам дела справки, выданной ООО «<данные изъяты>», согласно которой Осипов Б.П. в период с 10 февраля 2021 года по 18 мая 2021 года постоянно проживал на участке работ в <адрес> удовлетворено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Так, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
Ходатайство заявляется в письменной форме (часть 2 статьи 24.4 КоАП РФ).
При этом ходатайство должно содержать указание на причины пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы, например, нахождение лица на лечении в медицинском учреждении, применение к лицу изоляционных мер различного характера в порядке, предусмотренном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или мер ограничительного характера, примененных в соответствии с законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, копия решения судьи районного суда от 22 июля 2021 года направлена Осипову Б.П. 23 июля 2021 года по почте.
Согласно уведомлению о вручении почтового отправления и данным внутрироссийского почтового идентификатора, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» pochta.ru (№), копия этого судебного акта не получена Осиповым Б.П. и возвращена в суд 4 августа 2021 года. При этом на конверте отсутствует дата поступления письма в районный суд.
Согласно штампу входящей корреспонденции жалоба на решение судьи районного суда подана Осиповым Б.П. в Верховный Суд Чувашской Республики, через суд, вынесший решение 24 сентября 2021 года, то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока (л.д. 57).
Из материалов дела следует, что первоначально жалоба на решение судьи районного суда, содержащая ходатайство о восстановлении срока обжалования данного решения в связи с заболеванием и самоизоляцией, подана в Верховный Суд Чувашской Республики 31 августа 2021 года в электронном виде (л.д. 45).
Определением судьи Верховного Суда от 2 сентября 2021 года жалоба возвращена без рассмотрения по существу, как поданная с нарушением установленного порядка (л.д. 55).
В ходатайстве заявитель просит восстановить срок обжалования решения, указывая, что копию решения суда получил 26 августа 2021 года, в связи с тем, что ранее не мог получить решение из-за санитарно - эпидемиологических ограничений, защитник ФИО1, с которым он проживает в одном помещении, в период 23 июля по конец августа 2021 года находился дома на самоизоляции с диагностированной новой короновирусной инфекцией, в связи с чем ни он, ни ФИО1, как его защитник, не могли получить копию решения.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства, а также положения Федерального закона от 29 декабря 2020 года № 471-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с которой статья 30.2 дополнена частью 3.1 следующего содержания: «жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в случае фиксации этого административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи может быть также подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг либо посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая вступила в силу с 1 сентября 2021 года, полагаю необходимым восстановить Осипову Б.П. срок для подачи жалобы на постановление административного органа и решение судьи районного суда.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, что влечет административное наказание в виде предупреждение или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
Согласно п. 1.3.2 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары» городская парковка - объект благоустройства города Чебоксары, представляющий собой специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности города Чебоксары, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы, в случаях установленных правовыми актами администрации города Чебоксары (далее по тексту - парковка).
Пунктом 1.3.6. данного постановления установлено, что зоны организации платных парковок (перечень размещения парковок (парковочных мест) это места, определенные администрацией города Чебоксары, предназначенные для размещения парковки.
В соответствии с п. 4 постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» парковка, расположенная около <адрес> является зоной платной парковки ежедневно с 08.00 до 18.00, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 60 минут).
Из материалов дела следует, что 9 марта 2021 года с 9 час. 48 мин. до 10 час. 03 мин. Осипов Б.П. допустил неуплату за размещение транспортного средства, государственный регистрационный знак № на парковке, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по адресу: <адрес>, и используемой в соответствии с муниципальными правовыми актами на платной основе.
Не согласившись с постановлением, Осипов Б.П. обжаловал его в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики, заявляя, что 9 марта 2021 года в момент фиксации административного правонарушения указанным автомобилем пользовался ФИО1.
Оставляя жалобу Осипова Б.П. на постановление без удовлетворения, суд первой инстанции мотивировал свои выводы тем, что заявителем не представлено достаточных доказательств в подтверждение доводов о его невиновности.
С состоявшимися по делу актами согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, Осипов Б.П. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за совершение административного правонарушения 9 марта 2021 года.
Согласно ст. 35 указанного закона производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», составляет 2 месяца.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 9 мая 2021 года.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП РФ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм административной комиссией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики в отношении Осипова Б.П. вынесено постановление № 2918 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» 8 июня 2021 года, то есть постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Указанные обстоятельства судьей районного суда оставлены без внимания и оценки.
Кроме того, следует отметить, что статьей 2.6.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2019 года № 20, под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений.
Согласно постановлению административной комиссии от 8 июня 2021 года указанное административное правонарушение зафиксировано специальным техническим средством «ДОЗОР-М», размещенном в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве (л.д. 4).
На основании данных, полученных в результате работы названного комплекса, Осипов Б.П. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административной ответственности в Чувашской Республике» без составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом первой инстанции должным образом не проверено, относится ли «ДОЗОР-М» к специальным техническим средствам (как указано в постановлении административной комиссии), имеющим функции фото- и киносъемки, а также не установлено, функционировал ли этот комплекс в автоматическом режиме (без участия человека (оператора).
Кроме того в деле отсутствуют доказательства, на которые имеется ссылка в постановлении, а именно, что «ДОЗОР - М» размещен в установленном порядке на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве (Приказ № 8 от 1 февраля 2021 года «Об утверждении маршрута фиксации на специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением согласно ст. 10.5 и 10.8 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике»).
При таких обстоятельствах постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары г. Чебоксары № 2918 от 8 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары г. Чебоксары № от 8 июня 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Осипова Б.П., отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова